Президент УЕФА Мишель Платини разослал письма мэрам Киева, Донецка, Харькова и Львова с жесткими требованиями в отношении выполнения обязательств по Евро-2012, взятых властями. Все они сводятся к тому, что Украине следует завершить наконец-то планирование и приступить уже непосредственно к строительству стадионов, аэропортов, гостиниц и организации работы транспорта. Причем все проекты должны к этому лету сопровождаться внятными объяснениями по поводу того, как и кем они будут профинансированы. "Сегодня" выясняла, в чем же именно заключаются требования УЕФА, поскольку в письмах они завуалированы под чиновничьей лексикой. Оказалось, что претензии не так уж обоснованы. Скажем, в Донецке и Харькове строительство основных стадионов уже практически завершено. Но при этом в Харькове есть проблемы с подготовкой запасного стадиона "Динамо", а в Донецке — с подъездами к стадиону. Общими для всех городов остаются проблемы с подготовкой гостиниц: ни в одном пока не хватает необходимого для чемпионата количества номеров. Также предстоит большая работа с аэропортами.
КИЕВ: ПРОБЛЕМА — ОЛИМПИЙСКИЙ
Дайте деньги. Власти жалуются, что им дали слишком мало
До 31 августа 2009 года надо предоставить УЕФА доказательства решения проблем с НСК "Олимпийским". Прежде всего — с прилегающими территориями, часть которых приватизирована
До 31 июля 2009 года дать УЕФА гарантии, что терминал D "Борисполя" будет готов до апреля 2011 года. До 31 октября этого года надо предоставить доказательства того, что "Борисполь" сможет принимать 41 500 пассажиров в день.
До 31 августа 2009 года предоставить УЕФА гарантии того, что сооружение или ремонт отелей завершат до ноября 2011-го. Это не менее 7300 номеров на вечер проведения финала Евро-2012.
"Успеем ли мы в сроки, зависит от того, насколько прозрачной будет позиция правительства. По Киеву план по финансированию строительства дорог не выполнен в 5 раз, восполнение бюджета столицы — в 4 раза. Большие деньги связаны со строительством НСК "Олимпийский", денег не хватает. У нас страшные проблемы и с частным имуществом на НСК, которое надо выкупать. С гостиницами тоже все должно быть нормально. Терминал D и аэропорт "Жуляны" будут готовы в срок. Проблем с городским транспортом тоже не будет",— заверил нас заммэра Киева по подготовке к чемпионату Евро-2012 Евгений Червоненко.
ДОНЕЦК: С АЭРОПОРТОМ РЕШАЮТ
Дело в дороге. К главной спортивной арене претензий у УЕФА почти нет
Претензии к "Донбасс Арене" — в том, что нужно организовать ВИП-тент для деловых партнеров и спонсоров УЕФА. Место есть, но оно имеет небольшой уклон, а не идеально ровное. Это сейчас обеспечивают.
До 31 июля 2009 года надо дать УЕФА гарантии, что деньги на реконструкцию аэропорта есть. До 31 октября — план проекта строительства или реконструкции донецкого и вспомогательных аэропортов в Мариуполе и Луганске.
До 31 августа 2009 года дать гарантии, что строительство и ремонт успеют до ноября 2011 года. Требования УЕФА по 3-звездочным и 4-звездочным номерам город перевыполнил (есть 371, а надо 175, и есть 1 670 вместо 1 335). А вот пятизвездочных номеров меньше (есть 795 вместо 2 327).
В Донецке верят, что все успеют. Главная проблема — аэропорт. Не утвержден еще проект реконструкции. Решения ждут через 10 дней. "Все упирается в госбюджет, откуда должны дать деньги под все проекты", — говорит нам начальник главного экономического управления донецкого горсовета Сергей Никитенко. Что касается отелей, то болельщики будут останавливаться и в городах-спутниках Донецка, ведь требования УЕФА позволяют селить фанатов в пределах 2-часовой поездки на автобусе.
ХАРЬКОВ: СМУЩАЕТ ЖИЛЬЕ ФАНОВ
Под контролем. Власти говорят, что у них все в норме
До 31 августа 2009 года дать УЕФА доказательства того, что все проблемные вопросы будут решены. Не устраивает инфраструктура "Металлист-арены" (сомнения в темпах строительства городка для болельщиков возле стадиона).
До 31 июля 2009 года дать УЕФА гарантии того, что власти обеспечат финансирование завершения строительства аэропорта и назначить менеджеров. Такие же гарантии требуются по вспомогательному аэропорту Полтавы. Нужны и гарантии способности обслужить 25 500 пассажиров.
До 31 августа 2009 года предоставить гарантии того, что все работы в отелях будут завершены до ноября 2011 года. Харьков до 2012 года должен предоставить 2765 гостиничных номеров для болельщиков. 1927 — в 5-звездочных, 1135 — в 4-звездочных и 175 — в 3-звездочных. Сейчас есть только 50% от необходимого числа.
В Харькове говорят, что требования УЕФА выполнимы, но придется попотеть. Уверяют, что в городе нет ни одного объекта Евро-2012, который внушал бы стопроцентные опасения: до 30 ноября достроят стадион, в 2010-м — аэропорт.
ЛЬВОВ: СТАДИОН В ПРОЕКТЕ
Начало стадиона. Есть только проект и фундамент, а вот инвестора ищут
До 31 июля 2009 года дать гарантии, что будут деньги на постройку аэропортов во Львове, Луцке и Ивано-Франковске. Назначить команду по управлению проектами. До 31 октября — гарантии, что аэропорты смогут обслужить до 19 тысяч пассажиров.
Львовские власти уверены, что справиться реально. По словам председателя Львовского облсовета Мирослава Сеныка, графики строительства аэропорта и стадиона утверждены и согласованы с УЕФА, Львов от графика не отстает. "Работы на начальной стадии. Стадион начал строиться, а аэропорт проектироваться. Но динамика есть — это главное. К июню должен быть проект терминала аэропорта. И у нас нет проблем с отелями", — говорит представитель департамента Евро-2012 львовского горсовета Богдан Бачинский. Правда, депутат горсовета Владимир Гирняк настаивает: "По стадиону инвестора так и не нашли. А нужно около миллиарда гривен. Горбюджет не потянет. Лучше бы эти деньги потратить на ремонт дорог, домов, крыш, ведь город валится".