Флорист с помощью японских секретов объединяет песни и растения

24 сентября 2009, 18:42
Нина Минченко создает "музыкальные картины".

Реклама

Кто из нас осенью не подбирал на улице пожелтевший листок с тем, чтобы потом засушить его в книге? Художники-флористы идут дальше: для них стебельки, травы, цветы и даже кора деревьев — "краски", из которых они создают аппликации-картины. Но каждый художник имеет свой почерк. Работы корифея отечественной флористики Нины Федоровны Минченко (она возглавляет художественный совет народного творческого коллектива "Флористика") выделяются среди прочих в том числе и необычной концепцией. Сюжеты для ее картин — музыка.

В картине¬-песне "Моя Украина — червона калина" — над сельским пейзажем с "подсолнухами" (цветы ноготков), "ивой" (кожура банана и листья полыни) летит "аист" (обратная сторона листа белого тополя). Среди картин Нины Федоровны есть и "Осенний блюз", и строгий "Реквием", "Ноктюрн", "Элегия", "Апассионата". И по меткому замечанию одного из посетителей ее выставки, Нина Федоровна словно "сердцем музыку рисует". А как признается сама художница, однажды возле ее работ на тему Великой Отечественной войны стояли ветераны и тихонько пели — "музыкальные" картины просто провоцируют петь.

"Я себя иногда зову музыкальной шкатулкой: внутри меня всегда звучит музыка, причем разная: от шансона до классики. И порой образы, которые рождают эти мелодии, выплескиваются на панно. И цветы, и музыка — символы прекрасного. Что общего между ними? Гармония, которая вызывает вдохновение и заставляет творить", — рассуждает Нина Федоровна.

Реклама

Еще во времена СССР Минченко принимала участие в городских выставках цветов, где были конкурсы цветочных композиций, побеждала и в Киеве, и в Москве. В награду получила возможность пройти курсы икебаны — в советские времена в Белокаменную пригласили японцев, для того чтобы они рассказали о своих секретах нашим флористам. "До сих пор основы икебаны служат для меня "лакмусовой бумажкой", которой я проверяю гармонию цвета, линий, пропорций в моих работах", — признается художница. Впрочем, о прошлом Нина Федоровна говорит без особой охоты, дескать, и сейчас ее жизнь наполнена яркими событиями.

"Мне уже 80, но я не сижу на лавочке у подъезда, не обсуждаю с соседками: кто с кем зашел, кто во что одет. Я живу полной жизнью. У меня множество учеников и друзей, которые часто бывают у меня в гостях. Я регулярно участвую в городских выставках, — рассказывает Нина Федоровна. — Иногда с позиции своего возраста я думаю: "Как люди не понимают, что жизнь такая короткая?" Это же миг... Пусть это 90 или 100 лет, но это всего 100 букетиков подснежников или 100 весен. Это же пересчитать на пальцах можно. И как можно тратить это время на ссоры друг с другом? На ненависть? Ведь можно дарить друг другу добро, рисуя те же картины из цветов!".

"КОГДА ТОПЧУТ ПОСАЖЕННЫЕ МНОЙ МАГНОЛИИ, БОЛИТ СЕРДЦЕ"

Реклама

Нина Минченко была одной из первых, кто начал культивировать магнолии в Киеве. Но справедливости ради отметим, что росли эти растения на Украине еще в позапрошлом веке в парках и ботсадах на западе страны. В начале 1950-х годов эти удивительные деревья появились в Национальном Ботаническом саду имени Гришко в столице, в конце 1960-х начались работы по их изучению и акклиматизации. "У ботаников, впрочем, как и у представителей иных профессий, ничего не бывает гладко. Сколько бывало: ждешь, когда распустятся почки, а потом хватаешься за сердце — все погубили заморозки", — рассказывает Нина Федоровна. Саженцы для будущего сада магнолий брали в Закарпатье и Прикарпатье, выписывали семена из ботсадов Японии, Северной Америки, других уголков мира. Через несколько лет упорной работы саженцы пересадили из питомников в сад, где они каждую весну радуют посетителей. Но сама Нина Федоровна признается, что ее детище, цветущие деревья, иногда больше огорчают, нежели радуют: "Душа болит из-за отношения публики. Толпа валит в сад, ветви грубо раздвигают, все вокруг вытаптывается, и на прощание ломается бутон. Публика не думает, что вложено в магнолии и что после их "прогулки" останется".