Форс-мажор: деньги за билеты возвращают, но отдых сгорает

19 апреля 2010, 07:22
Все авиакомпании, которые обзвонила "Сегодня", предлагают своим клиентам либо подождать и лететь позже, либо забрать деньги.

Испорченный отдых. Вместо того чтобы нежиться на пляжах Египта и Турции, сидели в аэропорту. Фото: А. Яремчук

"Мы предлагаем перенос даты на любую другую, которая подходит пассажирам, либо возмещаем стоимость билета", — сказали нам в call-центре компании Wizzair.

"Мы тоже возвращаем деньги или переносим рейсы, — говорит Евгения Сацкая, руководитель пресс-службы МАУ. — Но это не касается чартерных рейсов (в Египет, Турцию) — тут вопросы решает турфирма". По словам Сацкой, представители их компании помогают транзитным пассажирам расселиться в гостиницы, но за их счет: "Поскольку это форс-мажорная ситуация, компания не обязана предоставлять компенсации". На call-центре МАУ нам подтвердили, что деньги за билет за сорванный рейс вернут в той кассе, где пассажир его приобрел, удержав $35 кассового сбора.

Реклама

"В пятницу более 80 человек поселили за свой счет в "Президент-отеле", но уже вчера большую часть отправили автобусами в Будапешт и Прагу. Обеспечиваем питанием, — рассказал нам Сергей Куцый, помощник гендиректора авиакомпании "АэроСвит". — Большинство наших клиентов перебронируют рейсы на другие дни, но и деньги мы тоже возвращаем, если человек отказывается от полета".

ПУТЕВКИ ГОРЯТ. Гораздо хуже тем, у кого срывается не просто перелет, а целая турпоездка. Если от нее человек отказывается, ему денег возвращать никто не собирается. "Авиакомпания вправе задержать время вылета на сутки по техпричинам, погодным условиям, по форс-мажорным обстоятельствам. Нынешние задержки рейсов — как раз форс-мажор, — объясняет менеджер одного из туроператоров Илона Алексеева. — Поэтому те люди, которые задержались менее чем на сутки, компенсаций не получат. А тем, кому пришлось ждать вылета более суток, турфирма компенсирует потерянные ночи проживания в гостинице. Продлить тур мы не можем, так как чартерные самолеты отправляются по графику. Поменять при суточном опоздании путевку на другую тоже нельзя. Если человек отказывается от путевки, то деньги ему возвращаем лишь за те ночи, которые у него пропали из-за форс-мажора".

ЗАЩИЩАЕМ ПРАВА. Впрочем, чартеры в Египет и Турцию вчера таки пустили. Но те люди, которые летели на отдых с пересадкой в Европе, стали перед вопросом полного срыва отпуска. И деньги за него, в случае отказа, возвращать турфирмы не будут. Юристы говорят, что отстоять свои права пассажирам при форс-мажоре трудно, но можно. "На что железно могут рассчитывать люди — осуществление услуги в полной мере после того, как форс-мажор был ликвидирован. То есть авиакомпания должна обеспечить перелет клиента, а турфирма — его отдых в оговоренном объеме", — разъяснил нам юрист Олег Веремеенко. Юристы говорят, что люди, теоретически, могут добиться и полной компенсации поездки в случае отказа от нее. Но только через суд и только если докажут, что срыв перелета сделал невозможным весь отпуск.

Реклама

"Еще можно требовать моральный и материальный ущерб за невыполнение авиакомпаниями обязательств по обеспечению пассажиров удобствами во время форс-мажора, — рассказал нам адвокат Михаил Ильяшев. — Речь идет о размещении в номере, регулярном питании, доставке людей из аэропорта в гостиницу и назад. Неважно: оговорены ли эти услуги в договоре с турфирмой или авиакомпанией, наличие билета — уже документ. В Украине действуют международные конвенции, где четко оговорено: на что имеет право пассажир при авиаперелете. И подавать в суд надо не на турфирму, а именно на авиаперевозчика, который отвечает за доставку пассажиров до пункта назначения".

ОТПУСК МОЖНО ПЕРЕНЕСТИ НА ГОД

Туристы, купившие путевки в экзотические страны, например, в Малайзию, куда нет прямых перелетов из Украины, а только с пересадкой в Европе, могут "попасть" не на одну штуку баксов. Некоторые задумались о переносе даты поездки на другой месяц или даже год. В турфирах говорят, что теоретически это возможно. "По идее, если человек хочет перенести свой отпуск, турфирма может написать заявления в авиакомпанию и отель, где были забронированы билеты и места. В принципе, решение "да" или "нет" зависит от этих фирм, ведь деньги клиента уже перечислены. Скорее всего, отели и авиакомпании пойдут навстречу клиентам, ведь ситуация нештатная", — сказала нам Елена Коханенко, менеджер одной из столичных турфирм.