На чем зарабатывают регионы: посол Олег Шамшур рассказал о децентрализации во Франции

15 октября 2015, 08:14
Посол Украины во Франции Олег Шамшур, отвечая на вопросы "Сегодня" рассказал, как Париж проводил реформу децентрализации и на чем сейчас зарабатывают французские коммуны

Олег Шамшур. Фото: Из архива

Пока распиаренная и популярная реформа децентрализации в разгаре, власть активно насаживает украинцам новые термины: больше прав и полномочий на места, новые "районы" и "громады", а вместо губернаторов – "префекты". Название чисто французское и эксперты не скрывают, что от французской модели мы позаимствовали почти все: от института префектов до централизованной модели управления Парижем более чем 36 тыс. коммун. Децентрализация во Франции проходила в середине 80-х, а должность префекта ввел Наполеон еще в 1800 году. Сначала он наделил этих чиновников максимальными полномочиями, но потом их права урезали, и в 1982-м у префектов осталось лишь право контрольно-надзорной за местной властью функции. Как и в нашем проекте изменений в Конституцию, во Франции префектов назначает и увольняет президент, но де-факто префекты подчиняются МВД. Что, в принципе, правильно: если местная власть нарушает Конституцию, префект обязан обратиться в правоохранительные органы и суд. У нас предлагается подчинить префектов президенту: эту норму критикует бывший судья КС Виктор Шишкин и замглавы Конституционной комиссии Виктор Мусияка.

У посла Украины во Франции Олега Шамшура "Сегодня" расспросила, как Франция проводила реформу, и почему опыт Парижа нам так активно навязывают. 

Реклама

- Был ли во Франции фонд поддержки дотационных регионов на этапе реформы децентрализации?

- Во Франции, несмотря на несколько волн реформ децентрализации, преобладают централистские традиции. Это проявляется в административном контроле центральной власти за местными органами, существовании подчиненности низших звеньев высшим. В настоящее время во французских регионах все еще сохраняется сочетание на местах прямого государственного управления и местного самоуправления. К примеру, в департаментах, которые являются ключевым звеном местной администрации, президент назначает префектов, которые информируют его о "состоянии дел" в регионе. Несмотря на принятые в 80-х годах законы о децентрализации власти, префект достаточно сильная фигура. Если говорить о финансировании, местные общины обладают значительными ресурсами, формируя бюджеты из 4 источников: госдотаций, местных налогов, займов, и доходов от собственности и услуг. То есть, "централизованным фондом поддержки регионов" является сам госбюджет Франции.

На чем зарабатывают французские регионы? Возможно, на изготовлении вина, туризме…

Реклама

- Каждый регион, департамент или коммуна в меру своих возможностей создают условия для развития и могут рассчитывать на часть налогов. Но, все-таки, речь не идет о полном самофинансировании. К примеру, в 2013-м французские регионы имели такие источники формирования своих бюджетов: 61% – поддержка государства, 27% – местные налоговые сборы, 12% – освобождение от местных налогов и специальные субвенции от министерств.

Если посмотреть статистические данные, к примеру, за 2013-й, основными статьями прибыли местных бюджетов во Франции были такие налоговые сборы:

- налог на землю и недвижимость – 35,1 млрд евро;

Реклама

- жилой налог – 20,6 млрд евро;

- НДС предприятий – 16,3 млрд евро;

- земельный налог для предприятий – 7,4 млрд евро.

То есть, производство вина и туризм, как основные прибыльные отрасли для регионов Франции в целом – скорее стереотип, но для отдельных местных общин страны это действительно критически важная статья дохода и экономической деятельности.

Есть ли сейчас во Франции дотационные регионы и на чем они зарабатывают?

- Все французские регионы в определенной степени рассчитывают на перечисление из госбюджета. С другой стороны, их размер зависит, во-первых, в большей степени – от стоимости хозяйства того или иного региона и экономической активности, а во-вторых, в меньшей степени – от потребностей менее экономически активных местных общин.

Если посмотреть статистику выделенных государством дотаций регионам в 2013-м из общего фонда почти 11 млрд евро (отдельно от дотаций для коммун и департаментов), мы увидим такое распределение: наибольший объем дотаций получил регион Рона-Альпы – 986,2 млн евро, а самый маленький – регион Лимузен – 200,7 млн евро, а средние – регион Пикардия – 446,8 млн евро, Бретань – 511,6 млн евро, Ельзас – 336,2 млн евро. При этом, центральный парижский регион Иль-де-Франс получил дотаций на 1,367 млрд евро.

Чтобы ответить на вопрос, на чем же зарабатывает тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ значительного объема статистических данных, ведь, как в стране в целом, так и в отдельных регионах Франции не используется термин вроде "бюджетообразующее предприятие". Большие французские компании не размещают предприятия в каком-то одном департаменте, соответственно, налоги – как государственные, так и местные – платят многим местным общинам, где такие предприятия работают. Все французские регионы пытаются использовать имеющиеся возможности и свой "региональный" потенциал во многих отраслях экономики. Вместе с тем, местные общины чувствительны к изменениям в вопросе выделения дотаций. В условиях борьбы с последствиями финкризиса, правительство Франции сократило дотации регионам. Так, одна из статей таких дотаций – общие дотации на функционирование местных органов власти должна быть снижена на 10,7 млрд евро до 2017-го (в 2014-м они составляли 40,1 млрд евро, а в 2015 предусмотрено 36,6 млрд евро). Вполне естественно, что эти реформы вызвали негативную реакцию в регионах, департаментах и коммунах, а споры и критика правительства не утихают до сих пор.