Французский агроном купил в забитом украинском селе 1000 га земли, чтобы засыпать Францию зерном

24 декабря 2007, 12:53
Несмотря на убытки порядка 1,5 миллиона грн., Дидье не отчаивается и продолжает развивать свой бизнес в Украине.

Француз. Дидье Деук выращивает зерно в украинском селе. Фото Л. Бычковской

Деук Дидье Роже Этьен — обычный житель Па-де-Коле. Этим летом француз осуществил свою мечту детства — создал агрофирму. Местом выбрал — украинское село Малая Горбаша. На днях он снова уехал на родину. И хотя "заработал" больше полутора миллиона гривен убытков, вернуться пообещал.

— Я по специальности агроном. И в молодости мечтал хотя бы увидеть украинский чернозем воочию. Когда появилась возможность, взял кредит и приехал, — говорит 51-летний иностранец. В село на Житомирщине он приехал наугад — власти откликнулись и дали ему земли на отшибе, которые уже более 15 лет стояли заброшенными. За сколько купил домик француз не признался и фотографировать не дал. Может, оттого, что неловко — домик-то ведь самая что ни на есть деревенская развалюха: с печным отоплением и без душа. Именно из-за этих неудобств, к слову, Дидье и не остался в селе на зиму. "Я вообще не представляю, как выживать здесь", — извинительным тоном ответил он на вопрос: "Что понравилось ему в украинской деревне". Вообще решение француза пожить на Украине — не уникально. Случаи, когда иностранцы едут к нам жить — последние несколько лет не редкость. Другое дело, что приезжие — это пенсионеры, которым выгодно с "иностранной" пенсией жить при украинских ценах. Дидье — приехал исключительно, чтобы "засыпать Францию зерном".

Реклама

— У меня 1 млн 589 тысяч гривен убытков. Но я ни о чем не жалею. Как всякий бизнес, сельское хозяйство нуждается в огромных капиталовложениях. Мне пришлось купить 5 комбайнов, 8 тракторов, 4 больших прицепа и многое другое. Доставить это все сюда из Франции — ваши не годятся. И я уверен, что скоро выращу столько зерна и такого, что Франция будет покупать его только у меня.

Землю Дидье получил так же от местных паевщиков. В целом у него набралось 1000 га. Назвал свою фирму, как себя любимого — ДЕУК. Кроме зерна, поля Дидье засевал и свеклой, и соей. После приезда француза почему-то появилось много желающих вдруг поработать на заброшенных землях. Конкуренты-агробизнесмены прессингуют местные власти, чтобы те распрощались с французом. Но Дидье на это реагирует так: "Прогонят, уйду в другое село. У вас же земля кругом, как масло. У нас о такой только в книгах пишут".

Четыре работника Дидье по здешним меркам богачи — зарплата в несколько тысяч гривен и по несколько центнеров зерна в придачу. Такое число работников, по мнению француза, более чем достаточно. И он долго удивлялся, что в советское время здешние земли обрабатывало 200 колхозников. Некоторые селяне жалеют, что не отдали свои паи и добавляют: "Плохо, что чужому дяде землю отдали. А если сами не умеем? Без француза — все бурьяном бы заросло".

Реклама

Ныне паевщики с нетерпением ждут нового приезда Дидье, а пока, чтобы они вдруг не передумал, и он платит им по $100 в месяц, хотя зимой они ничего не делают.

"И ЭТО ВСЕ ВЫ ПОКУПАЕТЕ И ЕДИТЕ?!"

Осенью Дидье обворовали. Забрали не только вещи, но даже документы. Для их обновления он ездил на родину. В горячую пору для агробизнесмена это очень накладно. Тем не менее, француз говорит, что украинцев любит. "Они очень трудолюбивы", — считает он.

Реклама

Наши продукты, по словам Дидье не съедобны: "Попробовал почти все: странное на вкус мороженое, пельмени. Долго не мог понять, из чего сделана колбаса. В городе видел, как в магазинах продают овощи и фрукты. И это все вы покупаете и едите?! У нас бы все прямиком пошло бы в мусор! Но человек ко всему привыкает".

Больше всех за Дидье скучают сельские вдовы — на его доме антенна-тарелка и они часто захаживали к нему. Говорят, чтоб кино посмотреть.