Фридерике Мешель: "Наивно думать, что в Германии деньги на культурные проекты текут рекой"

20 сентября 2016, 14:12

В преддверии гастрольного тура спектакля "Депеш Мод" – совместной работы немецкого режиссера и украинской труппы – его куратор, референт по вопросам культурных программ Goethe-Institut в Украине Фридерике Мёшель, рассказала, как удалось воплотить авангардную постановку в традиционном харьковском театре.

"Депеш Мод"  был поставлен год назад на сцене  Харьковского театра для детей и юношества. С чего началась совместная работа немецкого режиссера Маркуса Бартля и украинской труппы над спектаклем?

Реклама

В 2010 году Бартль написал сценарий по мотивам романа Сергея Жадана "Депеш Мод" и поставил по нему пьесу в Ландсгутском земельном театре Нижней Баварии. Тогда же родилась идея привезти спектакль на родину, в Харьков, где разворачиваются события книги. В 2014 году Goethe-Institut поддержал эту инициативу. Так Маркус Бартль и художник по костюмам Филип Кифер приехали в Украину и впервые встретились с  харьковским режиссером Александром Ковшуном. Ковшун сразу же предложил  поставить спектакль на сцене харьковского ТЮЗа. Директор театра Андрей Гапанович пришел в полный восторг от этого плана.

Насколько сложно было найти общий язык немецкому режиссеру Маркусу Бартлю с украинскими актерами?

Реклама

Представьте двух немецких культурных деятелей, которые почти не говорят по-русски, и актеров, которые совсем не знают немецкого языка. И несмотря на это спустя два месяца им удается поставить спектакль. Залог успеха был не в приглашенном переводчике, а в том, что актеры и режиссер были на одной волне. Директор ТЮЗа Андрей Гапанович давно вынашивал идею модернизации театра — "Депеш Мод" идеально подходил под этот замысел. Поэтому на площадке царила атмосфера всеобщей увлеченности, доверия и вдохновения. Было ясно, что "Депеш Мод" ждет успех. И мы не ошиблись в прогнозах: за месяц до премьеры все билеты на спектакль были проданы, и с такими аншлагами он шел в Харькове год, прежде чем отправиться в свои первые гастроли по Украине. Насколько мне известно, уже сегодня нет билетов на премьеру "Депеш Мод" в Киеве, почти все продано и во Львове, и в Одессе.

В преддверии гастролей спектакля, рассказывающего историю трех молодых людей на фоне распада Советского Союза, в социальной сети был запущен флешмоб #вспоминая90е. Лидеры мнений делятся своими историями о непростых 90-х.  А каким это время осталось в вашей памяти?

Я родилась и выросла в Западной Германии. Тот период запомнился как радостное облегчение от окончания холодной войны. Долгие годы мы жили в страхе, а в 90-е появилось ощущение, что большие мировые проблемы решились. Появилась возможность приглашать студентов по обмену из стран бывшего Советского Союза, встретиться с ними и убедиться, что они такие же люди, как и мы. Это было очень необычно.  

Реклама

Вы работаете в Украине с лета 2014 года, до этого вы возглавляли отделение связи Goethe-Institut в Дубае и два года руководили языковым департаментом института в Ташкенте. Расскажите о вашем опыте работы в восточных странах, что было бы полезно перенять Украине.

Все-таки это очень разные страны, которые по-разному развиваются последние 50-60 лет. В Дубае мне нравилась мультикультурная атмосфера, в Ташкенте – то, как люди ищут свою национальную аутентичность. Независимый Узбекистан – молодой регион, но несмотря на это, они очень стараются обозначить себя на мировой карте.

В одном из интервью вы говорили, что любите путешествовать. В каких украинских городах вам уже удалось побывать? 

По работе я бывала в Ровно, в Черновцах, во Львове, в Одессе, в Запорожье. Благодаря проекту "Депеш Мод" неоднократно приезжала в Харьков, о котором у меня было совершенно неправильное представление. Если говорить о впечатлениях, мне очень понравились Черновцы. И, конечно, каждый день я наслаждаюсь Киевом, Подолом, где находится наш офис. С удовольствием показываю город нашим гостям. Еще мне очень хотелось бы побывать в Карпатах.

Если сравнивать культурную жизнь Украины и Германии, какие вы видите отличия?

В Германии культура и образование — это дело федеральных земель, которые поддерживают проекты такого рода. В Украине же все управляется из центра. Тем не менее в Германии постоянно идут активные дискуссии, как и что финансировать, финансирование сокращается, против этого борются активисты. Иногда у меня возникает ощущение, что деятели культуры в Украине думают, будто в Германии все очень просто, что деньги на культурные проекты текут рекой. Для этого мы приглашаем их в программы по культурному обмену. Мне всегда интересно наблюдать за людьми, которые возвращаются после таких программ с четким пониманием, что здесь не все так плохо, как казалось, что в Украине происходят такие же процессы, как и во всем мире.

В декабре 2015-го Goethe-Institut проводил исследование в Украине в рамках проекта Культурно-образовательная академия**, во время которого у жителей больших и маленьких городов выясняли, довольны ли они уровнем культуры в своем городе. Тогда большинство украинцев ответило "нет". На ваш взгляд, изменилась ли ситуация за этот год, видите ли вы прогресс в развитии культурных инициатив в небольших городах?

Прошло совсем немного времени, наивно полагать, что произошли кардинальные изменения. Кроме того, развитие культурной децентрализации – очень долгосрочное задание, которое должны осуществлять и культурные институции Украины, и общественные организации, и местные инициативы. Со своей стороны Goethe-Institut постоянно работает в этом направлении. Например, в начале года мы объявили всем выпускникам Культурно-образовательной академии 2014-2015 гг. о возможности презентовать свой проект и получить грант на его реализацию. Так родилось 17 культурных инициатив, которые разбросаны по всей Украине.

По каким критериям Goethe-Institut отбирает проекты, которые готов поддержать?

Если у какой-то культурной организации или у креативной молодежи возникнет идея проекта, объединяющего Украину и Германию, они могут обратиться к нам с предложением. И хотя Goethe-Institut не грантодатель, в классическом понимании этого слова, такой проект может быть поддержан. 

* Goethe-Institut – это всемирная сеть культурных центров Федеративной Республики Германии. Он популяризирует изучение немецкого языка за рубежом и поддерживает международное сотрудничество в культурной сфере, подает детальную информацию о культурной, общественной и политической жизни Германии.

** Проект Культурно-образовательной академии, основанный Goethe-Institut, направлен на поддержку признания и профессионализации украинских культурных учреждений и инициатив, а также на объединение с помощью совместных образовательных программ, визитов и дискуссионных площадок активных деятелей из государственных и негосударственных структур и на создание возможностей для разработки надежных перспектив развития культурно-образовательной отрасли.