Где сыграть свадьбу, как у предков: связанные руки и желание под лентами

24 июня 2018, 04:03
В Полтавской области играют сотни свадеб в месяц, показывают историю подвенечной моды и кормят караваем

Как засватанные. Одевают в аутентичные праздничные наряды / Фото: Анатолий Бойко

На Полтавщине, в селе Великие Будища, есть обычный сельский клуб, но приезжают туда люди со всей страны. Тут на втором этаже воссоздан интерьер богатой украинской хаты: все украшено вышитыми рушниками, на стенах — иконы и ковры, в сундуках — сорочки, кругом — аутентичная мебель. Почетное место занимает печь, висит детская люлька, на полках горшки, рогачи и все-все остальные вещи, нужные для быта крестьянина XIX века.

Сегодня тут свадьба: невеста и жених сидят во главе стола, поют дружки, гости принимают активное участие в традиционных обрядах. Если бы не организатор свадьбы, которая говорит, как поздравлять, и объясняет последовательность действий, можно было бы подумать, что все реально. На самом деле свадьба постановочная и проходит в интерактивном музее. Сегодня в ролях жениха и невесты (тут их зовут "князь и княгиня") — обычные школьники. Гости — их одноклассники и учителя одной из школ Купьянска. Они специально приехали в Полтавскую область на такую необычную экскурсию. Часто тут играют реальные свадьбы (расписываются тут же рядом) или приходят отпраздновать юбилей совместной жизни. После каждой настоящей свадьбы молодожены оставляют ленточку.

Реклама

Сейчас их здесь — целый "букет". Они висят в дверном проеме: считается, что если пройти под лентами и загадать желание "найти свою вторую половинку", она обязательно найдется.
Поначалу планировали просто показывать обряды, но людям наблюдать со стороны было скучно. Поэтому и начали распределять роли между посетителями. В зависимости от активности группы, обряд-экскурсия продолжается около 60 минут.

"Если группа активная, мы видим отдачу, то можем и дольше", — рассказывает директор Дома культуры Оксана Трипольская. Она тут самая главная: и вдохновительница, и певица, и ведущая.

Здесь несколько программ для всех возрастов: первоклассникам рассказывают про традиции, для взрослых программу подбирают "с перчиком": рассказывают и об интимной жизни наших прадедов, и угощают самогонкой.

"Есть программы, в которых рассказываем и показываем, как одевали невесту, отдельная программа про традиции свадебного каравая. Естественно, его прямо на экскурсии и съедают", — говорит Оксана. Участие в обряде обойдется в 300 грн.

Реклама
/ Фото: Анатолий Бойко

Иистория создания

Оксана, директор клуба, работает тут с 1986 года. Рассказывает, что свадебные традиции ее интересовали давно.

"Я училась в Гадяче на культработника, и тема моей дипломной работы была посвящена тому, как в старину на свадьбу одевали молодую. Чтобы ее написать, ездила по селам и расспрашивала бабушек, как они выходили замуж", — вспоминает Оксана.

Музей организовала 10 лет назад. В селе поет уже третье поколение ансамбля "Берегиня", а вот исполнять репертуар, в котором было много и свадебных песен, было негде. Вот и создали музей. А он неожиданно стал популярен во всей Украине.

Реклама

"Теперь благодаря ему наш клуб процветает. Тут есть компьютерный класс, хореографические кружки, хорошая библиотека. Поменяли окна, сделали ремонт", — гордится своим детищем директор и мечтает заработать денег, чтобы построить целую усадьбу, в которой бы проводили свадьбы максимально аутентично.

Народный музей: все экспонаты — подарки

В этом музее все подарено посетителями. Первым и самым ценным экспонатом стало свадебное платье одной из первых участниц группы "Берегиня". В нем она выходила замуж в 1949 году. Кого-то из ее родственников забрали на работы в Германию, и он оттуда прислал ей эту, на то время — диковинную ткань, похожую на шифон, из которой она и сшила себе платье. Материала не хватило, поэтому рукава сделаны из лоскутков.

"Она была первой в селе, кто показался на свадьбе в таком платье. А не в украинском народном наряде. Поэтому, когда она шла, были старики, которые плевали ей в след и говорили: "Идет, как покойница". Ведь в то время людей, умерших в молодом возрасте, клали в гроб в белом. Но именно после нее в нашем селе появилась традиция выходить замуж в белом", — говорит Оксана.

После того как в музее выставили это платье, другие женщины начали приносить вещи, оставшиеся от бабушек: рушники, зеркала, ковры, старые фото — и, конечно же, свадебные наряды. Тут есть и скромное послевоенное платьице, и роскошный современный наряд, в котором 10 лет назад невеста открывала этот музей. В какой-то момент подаренных вещей стало так много, что сейчас здесь уже берут только те предметы, которые можно использовать в обряде.

"Какие-то экспонаты храним в фонде, какие-то выставляем. Часто приходят люди и ищут свои подарки, поэтому приходится регулярно менять экспозицию", — рассказывает Оксана.

/ Фото: Анатолий Бойко

Обычаи: у каждого есть логичное объяснение

Наши предки были очень практичные люди, и на свадьбах все традиции имели прозаичный смысл.

  • Зачем связывают приборы

На современных свадьбах считается, что бокалы и столовые приборы жениха и невесты связывают, чтобы семья была крепкой. Истоки этой традиции таковы: раньше молодым во время пира нельзя было есть. В то время на праздничный стол подавали очень жирную пищу, из-за которой могли возникнуть проблемы с пищеварением. Чтобы брачная ночь прошла без сюрпризов, пировать молодоженам было нельзя, а связанные ложки были напоминанием: "Вам лучше от еды
воздержаться".

Связывали жениха с невестой и за руки, чтобы проверить, насколько они подходят друг другу. Причем не на несколько минут, как сейчас, а на всю свадьбу: считалось, что если они за это время не поссорятся, то и будут жить хорошо и долго. Кстати, раньше вместо колец молодые обменивались специальными веночками.

  • Зачем садят на кожух

В старину непременным атрибутом свадьбы был вывернутый мехом наружу кожух, на который садили молодых. В этом есть практический смысл: в то время свадьбы чаще всего гуляли осенью, после сбора урожая, и в домах было холодно. Поэтому, чтобы не простудить жениха с невестой, им пытались обеспечить максимальное тепло и уют.

  • Зачем били горшки

На седьмой день свадьбы мама невесты варила горшочек каши, потому что мясо к тому моменту уже заканчивалось. Содержимое съедали, горшочек разбивали, каждый брал себе черепочек на память и на удачу, и расходились.

  • Зачем нужны свидетели

Такое количество занятых людей на торжестве (бояре, свидетели, светелки и прочие) обусловлено тем, что в семьях было очень много детей, и каждому нужно было найти занятие. Обычно брали по 7 дружков и дружек с каждой стороны, а свадьбу играли семь дней: это число считалось магическим.

/ Фото: Анатолий Бойко