Гагарин в "Артеке" проигрывал вожатым в бильярд и убегал от телохранителей через окно

14 августа 2007, 07:00
В первом в мире музее космоса нашему корреспонденту рассказали о том, как провозят водку на орбиту и показали скафандр космонавтки Чернушки.

КАК ГАГАРИН ГУЛЯЛ ПО "АРТЕКУ" И ОТКРЫВАЛ МУЗЕЙ

"Мировое первенство" у "Артека" по открытию первого музея космонавтики оспаривает Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге, но там официальное открытие состоялось 3 октября 1967 г. – на 68 дней позже, чем в Крыму. Начинался артековский музей со скромной выставки, а сегодня это четыре зала (в одном из них с помощью оптических и звуковых эффектов создается имитация космического полета), потрясающих воображение романтиков. Перед глазами вся история покорения космоса человеком – от пробных запусков ракет до освоения внеземного пространства.

На стендах – личные вещи исследователей и космонавтов, а также реальные экспонаты, побывавшие в космосе. За 40 лет музея в Книге отзывов свои автографы оставили более 70 космонавтов. Записано там и послание артековцам от Президентов Украины и России: Леонид Кучма с Владимиром Путиным побывали в Суук-Су 28 июля 2001 г. А вот Виктор Ющенко, частый гость "Артека", пока на выставку не заглядывал, космосом интересовалась только его супругу – Катерина.

КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ ПЕРВОГО КОСМОНАВТА ЗЕМЛИ

Юрий Гагарин – неоднократно гостил в "Артеке" – каждый раз, когда приезжал на отдых в Крым. Обычно он останавливался в гурзуфском санатории Министерства обороны СССР. Страсть у него там была одна – бильярд. По рассказам сотрудников, в административном корпусе лагеря "Морского" долгое время стоял большой бильярдный стол еще дореволюционного производства. Гагарин как азартный игрок и настоящий ценитель игры не мог отказать себе в удовольствии покатать шары по такому сукну. За бильярдом он бывало проводил сутки напролет, забывая о море и пляже. Вот только воспоминания сотрудников лагеря об уровне мастерства Гагарина разнятся: одни рассказывают, что ему равных не было на всем южном берегу Крыма и специально с ним сразиться приезжали ассы всесоюзного масштаба, а другие – что он из года в год проигрывал одному шустрому вожатому, просаживал часть своих отпускных и клялся больше не возвращаться к этому "чертову столу". Стол, кстати, потом из "Артека" исчез, говорят, на одну из госдач, да там и потерялся окончательно.

КОСМОНАВТ №1 УБЕГАЛ ОТ СВОЕЙ ОХРАНЫ

Реклама

Павел Овсянников сегодня работает в "Артеке" руководителем радиокружка. Ему тоже доводилось встречаться с Юрием Гагариным.
- Юрий Алексеевич любил купаться на диком пляже напротив дворца "Суук-Су", – рассказывает Павел Иванович. – Тогда там было тихое безлюдное местечко, где можно было укрыться от посторонних глаз. А у нас на третьем этаже "Суук-Су" располагался радиоклуб с артековской радиостанцией. И он, возвращаясь с пляжа, к нам заходил. Это было в августе 66-го. Нам даже удалось упросить его провести сеанс радиосвязи с московским Дворцом пионером. Перед выходом в эфир он так волновался, что даже текст записал на листочке.

По воспоминаниям Павла Овсянникова, космонавт №1 на отдыхе оставался скромным человеком, по возможности старался избегать случайных встреч и общения, очень не любил, когда его находили в тех местах, где он старался уединиться, побыть в одиночестве или с друзьями. Для конспирации он одевался как типичный курортник того времени – часто это была простая белая рубашка, светлые брюки, черные очки и надвинутая на глаза панама. При этом он оставался под пристальным наблюдением охраны, прикрепленной к нему распоряжением "сверху" – Гагарин был достоянием страны, и любые нештатные ситуации упреждались. И тем не менее ему иногда удавалось уйти от такой опеки. Рассказывают, что он даже выпрыгивал через окно, исчезал "по своим делам".

ШИРОТА ДУШИ

Юрий Гагарин встречался с артековцами на костровой площадке лагеря "Морской". Вожатые следили за дисциплиной, чтобы дети оставались на строго отведенных им местах и слишком бурно не выражали своего восторга. Но один из юнкров, проникнувшись атмосферой исторического момента, преодолел все заслоны и подбежал к Гарину со своим скромным фотоаппаратом "Смена". Нажал на кнопку затвора раз, два и понял, что ее заклинило – пленка не продвигается! Более несчастного мальчишки не было на свете – он осознал что шанс упущен, а по возвращение в отряд его ждет еще нагоняй от вожатых. Но Гагарин не был бы тем человеком, которого народ полюбил не только за его подвиг, но и за широту души. Юрий Алексеевич моментально сориентировался в обстановке, подозвал пионера к себе, взял его "Смену", попросил на минутку курточку и ловко приспособил ее под зарядный мешок. Потом как фокусник, не глядя, произвел какие-то манипуляции руками и вернул мальчишке фотоаппарат в рабочем состоянии. Тот сделал желанный снимок, и счастью его не было пределов.

СЕКРЕТНОЕ ЛЕТО СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА

Реклама

Владимир Подзноев работает оператором на артековской киностудии с 1965 года. В Крым по распределению после окончания института он приехал из Ленинграда – думал тогда всего на три "обязательных" года, а вышло, что на всю жизнь. И в первый же сезон ему довелось пообщаться с самим Королевым – главным конструктором советских ракет, едва ли не самой засекреченной фигурой Советского Союза!
- Ну, пообщаться – это громко сказано, – вспоминает Владимир Ерофеевич. – О том, что сам Королев гостит в "Артеке" знал, может быть, только наш директор – Дмитрий Александрович Трусевич. Он-то меня и вызвал в один из летних вечеров на киностудию, объяснил, что приехали гости из Москвы и надо им показать фильм об "Артеке", который мы сняли к 40-летию лагеря. Я следил за кинопроектором и не видел, кто именно находился в затемненном зале. На экране строем шли пионерские дружины, плясало пламя костра, из динамиков доносились звуки горна, барабанная дробь и ребячьи голоса.

По реакции моих немногочисленных зрителей, я понял, что их особенно заинтересовали кадры запусков самодельных ракет с артековского космодрома. А еще в фильме были кадры, снятые с вершины Аю-Дага, так, что создавалось впечатление полета над "Артеком". И один из гостей обратился ко мне: "Это снимали с самолета?" Я сказал, что об этом приходиться только мечтать – слишком уж дорогое для нас удовольствие. И тот же голос из темноты ответил: "Мы постараемся вам помочь". Особого значения этому разговору Владимир Подзноев тогда не придал. А через пару недель случилось нечто невероятное – за молодым оператором приехали военные: "Вы вертолет для киносъемок заказывали?". Так ему удалось снять "Артек" с высоты птичьего полета. Но имя таинственного человека, сделавшего такой королевский подарок, стало известно спустя много лет, когда в архиве среди кипы фотографий лета 1965 года кто-то обратил внимание на забракованный снимок, где на трибуне артековского стадиона рядом с космонавтами Гариным и Комаровым сидит… Сергей Павлович Королёв.

КАК АРТЕКОВЕЦ ОКАЗАЛСЯ В КОСМОСЕ

14-летний мальчишка из Будапешта получил путевку в "Артек", как приз за победу в конкурсе знатоков космоса среди своих венгерских сверстников. В качестве "юного космонавта" Чарльз Шимоньи представлял свою страну на международном слете в Москве, а прямиком оттуда отправился к Черному морю в Крым, отдыхать в "Артеке". Тогда, в 63-м, среди детей, с повязанными галстуками, было много иностранцев, и любознательный паренек из ВНР ничем особенно не выделялся. Позже он признался, что встреча и общение на одной из костровых площадок лагеря "Морского" с настоящими космонавтами – Юрием Гагариным и Павлом Поповичем, перевернула его жизнь. Он "заболел" космосом всерьез и навсегда. Шимоньи бредил мечтой о настоящем космическом полете и смог ее осуществить уже в зрелом возрасте.
58-летний Чарльз Шимоньи стал пятым в истории космическим туристом. С 7 по 21 апреля 2007 г. он был в космосе: во время экспедиции принимал участие в научных экспериментах и благополучно на корабле "Союз ТМА-9" вернулся на Землю.
Ему сейчас принадлежит рекорд пребывания на МКС среди космотуристов – 14 дней. Это путешествие обошлось ему в $25 млн – на 5 "лимонов" дороже суммы, которую платили первые четверо (Деннис Тито, Майкл Шаттлворт, Грегори Олсен и Ануше Ансари), что гарантировало ему дополнительно 18 % полётного времени.
Деньги на такое удовольствие у него появились, после того как он разбогател, будучи разработчиком программного обеспечения для компании "Microsoft", и затем основал свою компанию. А для начала – в 1965 г., Шимоньи, перебрался с родителями из Венгрии в США.

Реклама

ЧЕМ БОГАТ МУЗЕЙ

СКАФАНДР ЧЕРНУШКИ

Простая советская дворняжка Чернушка стала героем космической экспедиции 9 марта 1961 г. После 115 минут полета на 4-м советском космическом корабле-спутнике типа "Восток" она благополучно вернулась на Землю. Ее собачья мордашка была увековечена на 4-копечной почтовой марке СССР. До Чернушки в космосе побывало еще пять героических дворняг – легендарные Белка и Стрелка вернулись живыми, а вот Чайка, Лайка и Лисичка погибли. Скафандр, в котором летала Чернушка, сегодня можно увидеть в музее "Артека".

МАНЕКЕН ИВАН ИВАНЫЧ

Компанию собаке Чернушке на борту ракеты 9 марта 1961 г. составил антропометрический манекен, которого незатейливо назвали Иваном Ивановичем. Помимо различных приборов и датчиков, имитирующих физиологию жизнедеятельности человека, внутри манекена находились биообъекты – в закрепленных клетках были крысы, мыши, а также препараты с культурой ткани и микроорганизмов. Этот полет "Востока" американцы в газетах называли "Ноевым ковчегом".

КРЕСЛО ГУКА

Прибор для проверки и тренировки вестибулярного аппарата. Кресло Гука вращается со скоростью 70 оборотов в минуту – сначала 20 минут в одну сторону, потом 20 минут – в другую. При этом тело человека наклоняется вправо, влево, вперед и назад. После 40 минут такого испытания космонавт должен ответить на вопросы по теории полета, а также решить математические задачи и упражнения по физике. Рекорд вращения установил Павел Беляев – он продержался 45 минут. Кресло досталось ему в подарок от медкомиссии после успешного полета, а "Артеку" уже от него лично. Более современную модель позже артековцам передал летчик-космонавт Юрий Романенко.

ЛУНОХОД-1

"Дублер" космического аппарата "Луноход-1", который с 17 ноября 1970 г. по 4 октября 1971 г. накатал по Луне 10,5 км и передал на Землю 200 панорам и около 20 тыс. снимков. Для резерва было сделано несколько абсолютно одинаковых луноходов, и все они прошли испытания на "земном" лунодроме под Симферополем – в поселке Школьное. Высокую проходимость обеспечивали электромоторы, установленные на каждом из 8 колес. Луноход был снабжен теле-фото-камерами, аппаратурой для химанализа грунта и лазерным отражатель французского производства. Полетная масса составляла 756 кг.

"ЗАВТРАК КОСМОНАВТА"

Суточный паек одного космонавта в среднем стоит около $100. Спецпитание готовит лишь один завод в Подмосковье. В ассортименте – 68 наименований консервов: любые мясные и рыбные деликатесы. Космонавтам также предлагается набор первых блюд: в пакет с трубкой добавляется 100 г горячей воды и борщ готов! Наименования напитков и соков тоже исчисляются десятками. Раньше выпускалась даже водка "Столичная" и "Калина на коньяке" в тюбиках, на случай праздничных дат – мужики, ведь, иной раз почти по году просторы космоса бороздили. Но сейчас летают уже без спиртного.

СКАФАНДР СОЛОВЬЕВА

В 4-м зале музея экспонируется современный скафандр, в котором Анатолий Соловьев работал на космической станции "Салют-7" в 1984 г. Он снабжен автономной системой жизнеобеспечения. На необходимом уровне поддерживается давление и температурный режим, контролируется подача воздуха и вентиляция. Космонавт в случае разгерметизации аппарата может продержаться в нем до 24 ч. Индивидуальный пошив и макетирование требует 124 обмера.