Гаишник из Донецка собрал самую большую коллекцию автономеров в Украине

28 апреля 2010, 07:53
Анатолий Святенко хранит более 2000 номеров – от старого "Запорожца" до "Шевы"

Анатолий Святенко несколько раз в год проводит экскурсии по автономерам в своем кабинете

В следующем году автомобильным номерам — сто лет, а в этом — 80, как они получили распространение в бывшей УССР. Сегодня в мире есть много коллекционеров знаков на "колесах", а единственный украинец, собравший более 2000 штук, живет в Донецке — замначальника факультета ГАИ Донецкого юридического института Анатолий Святенко.

"Первые в коллекции номера — от моего старого "Запорожца", они валялись где-то в гараже, и рука не поднялась их выбросить. Это было 20 лет назад, — вспоминает Святенко. — А работа в ГАИ ускорила создание коллекции — многие знакомые отдавали старые советские номера. Тогда мне пришла мысль, что они очень важны для истории — ведь являются символом страны, которой нет. И постепенно в моем гараже скопилось несколько десятков разных номеров".

Реклама

Осознанное коллекционирование началось гораздо позже, когда Анатолий Андреевич стал работать на факультете ГАИ. Каждый раз приходя к студентам на пару и рассказывая об автомобильных знаках Украины и мира, он чувствовал нехватку наглядного материала. Тогда и заказал учебные номера в соседнем Днепропетровске — в Донецке нет фирмы, делающей их. Они были с нулями, но полностью соответствовали настоящим, с защитными знаками, с отличиями по областям, правительственные и даже именные.

"Так как наши студенты все играют в футбол, мы попросили сделать нам и именные номера Андрея Шевченко "ШЕВА", — говорит коллекционер. — Естественно, они пополнили мою коллекцию. Потом мы вместе со студентами начали собирать фото номеров по всей Украине. Обычно владельцы автомобилей не против, щелкать номера запрещают только бандиты".

Реклама

ПОДДЕЛКА. У Святенко несколько сотен "живых" номерных знаков и больше двух тысяч фото. Есть среди них и очень качественные подделки. "Я когда работал в ГАИ, насмотрелся на фальшивые номера, — рассказывает Анатолий Андреевич. — Многие теряют, а восстанавливать не хотят, в домашних условиях "рисуют". Часто "рисованные" или грязные знаки — это явный факт, что с машиной что-то не так. Я как-то был на дежурстве, едет водитель не нарушая правил на новенькой "шестерке", машина аж сверкает, явно ей нет и года. И тут я обращаю внимание, что номера-то старые! Заподозрил неладное, остановил. Мои догадки подтвердились — оказалось, что этот автомобиль недавно угнали".

С МИРУ ПО ЗНАКУ. Когда о коллекции Святенко показали сюжет по ТВ, она стала пополняться силами незнакомцев. "Один мужчина из Черкасс прислал мне совершенно бескорыстно очень раритетный автомобильный номер, семидесятые годы, такие еще делались на прицепы — квадратные, желтые. А велосипедный номер мне подарили в Харькове, он с паспортом специальным. По желанию владельца в советские годы их выдавали не ГАИ, а горисполкомы".

Очень ценятся среди коллекционеров номера, цифры и буквы на которых зеркально совпадают. Также ценны зарубежные номера из тех стран, которых нет уже на карте. Например, ГДРовские или чехословацкие, а также номера островных государств. "Все их можно найти в интернете, номера легально продаются на специальных сайтах, как правило от $5 стоят. Но есть и за пятьдесят, я такие не покупаю, уж очень дорого".

Реклама

Кстати, в Донецке есть еще один коллекционер номеров. "Это мой товарищ, — говорит Святенко. — Он делает специальные именные номера для звезд на время их гастролей у нас в городе. После концерта один комплект звезды получают в подарок, а второй — подписывают ему на память". Сегодня коллекция Святенко уютно разместилась на стенах его рабочего кабинета. Увидеть ее может каждый желающий несколько раз в год, когда в вузе проходят дни открытых дверей. Тогда сам коллекционер проводит экскурсии. К ЕВРО-2012 он вместе с единомышленниками создаст справочник, где будут систематизированы и показаны европейские и украинские номера.

"ШЕКСПИР" ПОДВЕЛ ЛИШЬ РАЗ, А "ЯНА" ПОМОГАЕТ В РЕСТОРАНАХ

"Особенные" номера, как и простые, получаются через МРЭО: от 1111 до 9999 обойдутся в порядка 20 000 грн., именные — от 2500. Их в основном заказывают политики, спортсмены и артисты.

Как признается певец Виталий Козловский, номер "Шекспир" (такое название было выбрано потому, что с песни "Шекспир" начался карьерный взлет Виталика), который украшает его Nissan, оказал ему плохую услугу только раз: "Однажды мы припарковались в центре Киева не совсем по правилам. Водитель оставался в машине, я выскочил по делам. Наверняка, если бы не такие броские номера, милиция не обратила бы внимание. А тут подошли, стали выписывать штраф: "Звезда не звезда, а закон одинаковый". Но в основном номер Виталию помогает: "Иногда инспектора останавливают, спрашивают у водителя: "А Виталик есть?" Тогда я появляюсь с заднего сиденья, даю автографы. Как-то даже открытку на свадьбу подписывал".

Именные номера и у олимпийской чемпионки Яны Клочковой: "Номер мне подарили вместе с авто на мой день рождения. На нем кроме имени "ЯНА" изображены золотая рыбка и три медали. Это очень удобно, узнают твою машину, скажем, при въезде в ресторан или на закрытое мероприятие, и быстро пропускают. Но мне всегда нравился номер с четырьмя семерками. Уверена, эта цифра приносит счастье!".

Известный нумеролог Людмила Савина о "счастливых" цифрах говорит так: "Будет номер авто счастливым для его хозяина или не очень, зависит не столько от количества одинаковых чисел, сколько от суммы, которую они дают". "1", "2", "3" — принесут удачу деловым людям, представителям шоу-бизнеса, "4", "5" — экстремалам, путешественникам, "6" — клеркам, "7" — для всех, "8", "9" — для тех, кто занимается благотворительностью.

КОДИРОВКА ДЛЯ СОЮЗА

Стандартизация автомобильных номерных знаков в СССР началась в апреле 1930 года. Этому способствовало бурное развитие автопрома в стране — каждая республика получила собственную кодировку в буквах. До этого в каждом городе выдавали свои номера, вплоть до того, что номером авто становился номер двигателя. Но этой хаотичной нумерации хватало: машин было немного, а поездки из города в город на авто оставались большой редкостью.