Геймеры путают людей с голограммами и заставляют жен покупать бластеры

11 ноября 2008, 07:21
Кто такие компьютерные игроманы и на чем они делают деньги.

В виртуальный мир стремятся даже бизнесмены, а детям трудно променять его на реальность

"Вот мне все твердят, что я зависим от компьютерных игр. Да, я могу проиграть в Ворлд оф Варкрафт больше 6 часов в день. Ну и что? Я сплю по 8 часов — я постелезависим? А на роботу хожу, притом иногда на выходных — работозависим?" — возмущается мой знакомый геймер. В первую очередь, компьютерная игра — способ удовлетворить те потребности, в которых человеку отказано в жизни, считают психологи. Например, стать главой клана, лучшим снайпером или даже капелькой воды (и такие игрушки бывают!).

Бывают случаи, когда, достигнув успеха в игре, человек в жизни становится увереннее в себе. И наоборот: игрок ни в какую не хочет менять игрушечную сказку на жестокую реальность. И близкие записывают человека в "игрозависимые". В Америке число зависимых от компьютера приравнивают к количеству наркоманов, а это 4,7% населения. В Украине официальных цифр нет, но по данным Института зависимости таких людей всего 1,5%. Хотя професcионалы в эту цифру не верят, по их мнению, таких людей раз в 5 больше. Так геймерство — это болезнь или образ жизни?

Реклама

"ЛЕСТНО УЗНАТЬ, ЧТО КТО-ТО ЗАВИСИМ ОТ МОЕЙ ИГРЫ"


Компьтерный "барон" Сергей Григорович

Сергей Григорович, создатель легендарных "Сталкера" и "Казаков", признается, что для него приятно узнать, что кто-то зависим именно от его игры: "Это же произведение искусства! Что плохого в том, что его по достоинству оценили? Но я бы назвал зависимость увлеченностью, которая действительно со временем возникает — на этом же построена игровая индустрия! Но могу сказать точно — от женщин зависимость у нас намного сильнее (смеется).

Реклама

Вот если бы в школе ставили оценки за шпиленье (от нем. "spiel" — игра. — Авт.) — у меня было бы пять. Лет так 18 назад, когда были еще черно-белые мониторы, игрались в змейку и тетрис. Я и сейчас по ночами за играми сижу. А вот сыну во втором классе разрешал всего час за компьютером проводить, с перерывами по 15 минут каждые полчаса. И только в том случае, если он сделал все уроки и показал мне или маме. А будет постарше, пусть играется, сколько хочет, я считаю, что 6 часов игры — это вполне нормальное время. Ведь глупо полагать, что 6 часов делать уроки полезно, а играть — вредно.

воспитании детей игры у меня — пряник. За мультики современный ребенок не будет ничего делать! Кроме того, если ребенок играет в стратегические игры, то они отлично развивают мышление. Особенно способность держать в голове перспективные и текущие планы. Например, ребенок хочет развивать базу, но пока идет к ней — добывает какие-то ресурсы. Я это и по себе заметил — в работе менеджера это существенный навык. А еще с математикой у моего сына никогда проблем не было — тролль бьет по огру с ударом 8, у которого защита 2. Восемь минус два — шесть. Ребенок всегда готов учиться, но когда объясняешь это на яблочках, он скучает и думает: зачем мне это надо? А когда в игре благодаря тому, что он научился считать, герой вырос на уровень — он будет развиваться дальше.

Есть игрушки, в которых прежде чем сделать шаг, нужно прочитать задание. В зарубежных игрушках эти текстовки на "не нашем" языке, поэтому многие геймеры по игрушкам английский учат! Лично я играть никогда не брошу, по той же причине, по которой никогда не брошу смотреть кино".

Реклама

"ПРОСИЖИВАЛ ДВОЕ СУТОК БЕЗ СНА И ЕДЫ"


Михаилу 38 лет. Начинал еще на "Спектруме", и записывал игры на кассету

Стаж в игре Михаила Комши — 19 лет, он начинал играть еще на компьютере "Спектрум", когда игры записывались на магнитофонную кассету. Было это еще в 1989 году.

"Но зная, как все было тогда, могу сказать, что старые игры затягивали сильнее. Когда они только начинали появляться, не до суперграфики было, — утверждает 38-летний геймер. — Это как кино: на первых сеансах люди в ужасе выбегали из зала, несмотря на ужасное качество изображения и отсутствие звука. А может, я немного вырос из игр, и удивить меня графикой или сюжетом уже сложно.

Было же время, когда просиживал без преувеличения двое суток без сна и еды. Это когда я Unreal первый проходил (и до сих пор считаю, что оно того стоило) или Half life опять-таки первый. Но тогда я был холостым, и никому этим уходом в "анрил" не мешал. Поэтому-то и конфликтов особых на этой почве ни с кем не было. Но ревновали меня к компьютеру часто: "Ты любишь этот ящик больше, чем меня!"

А сейчас я с дочками за клавиатуру воюю. Но они больше в аське или интернете сидят, мальчишка бы, наверное, играл. Но до зависимости бы не дошло, потому что рано или поздно игры человеку надоедают, и он возвращается в мир. Наверное, из-за этого я и не играю в командные игрушки — с людьми лучше общаться по-настоящему. Но играть все равно не брошу, разве что перестанут выпускать интересные новинки, а это, надеюсь, случится нескоро".

"В ЕВРОПЕ ГОНОРАРЫ — $200 -250 ТЫС. У НАС ЕСЛИ КОМПЬЮТЕРЫ ДАРЯТ – ХОРОШО"


Подшефные Миу, команда A-gaming, за два часа до победного для нее исхода турнира

Николай Немкович, он же Consul, профессиональный киберспортсмен, судил в свое время всеукраинские соревнования, пять лет работал в игровом журнале, из компьютера почти не выходил пять лет подряд. Но потом "переболел", стал работать экономистом, и сейчас то время вспоминает как "жизнь в свое удовольствие".

Парень считает, что многие проблемы развития киберспорта связаны с недостатками в законодательстве, то есть получение разрешения на проведения чемпионата, например, стоит многих усилий. Кроме того, спортсмены постоянно сталкиваются с осуждением мам-пап, мол, поколение слабаков вырастет: "Но игры ведь были всегда, разница в названии. Когда-нибудь, ближе к XXII веку, и компьютерные игры будут вытеснены чем-то еще".

Миу, которая тоже в свое время была заядлой геймершей, а сейчас — менеджер профессиональной команды А-gaming, утверждает, что взрослый человек разберется в игрушке быстро, даже сможет перенести навыки, полученные в реальной жизни, для "прокачки" (повышения уровня. — Авт.) персонажа. "А профессионалы относятся к игре как к работе, и успешно совмещают личную жизнь с игрой", — говорит девушка.

"Игры действительно меняют систему ценностей, но здесь достаточно и позитивных примеров: один парень пошел в спортзал, чтобы соответствовать персонажу, а я занялся изготовлением луков для стрельбы", — говорит Николай. — Кроме того, это может стать прибыльным делом. Конечно, таких гонораров за первое место, как в Европе, у нас точно не будет — это $200—250 тысяч в каждой дисциплине. Для всеукраинских соревнований неплохо, если победителям сулят $5 или даже 1,5 тысячи. Даже если по компьютеру подарят — уже шикарно".

"Я ПОКУПАЛА ДЛЯ МУЖА ОРУЖИЕ"

— С Артемом я познакомилась на вечеринке, устроенной нашими бывшими одногруппниками — рассказывает 22-летняя киевлянка Настя. — Артему было 35. Взрослый, интересный собеседник. Он пришел туда с кем-то из наших парней. Встречались мы около трех месяцев: кафе, парки, задушевные посиделки. Потом стали жить вместе и тогда же Артем купил компьютер. До этого его прежний был поломан. С этого дня я своего, пусть и гражданского, но мужа, потеряла.

Артем работал менеджером на заправке. Притом в графике, как нельзя наиболее подходящем для семейной жизни — сутки через трое. Можно было столько всего сделать по дому, спокойно пойти в театр вместе со мной — молодой женой. Я, к слову, работала каждый день, по 12 часов. Но... Но эти трое суток он сидел напролет в on-line играх. За продуктами ходила я, я же все и готовила. А Артем не мог даже нормально поесть. Он приходил домой, вбегал, именно вбегал в комнату, падал перед компьютером. И уже только по ходу раздевался, съедал то, что я принесла ему из кухни, не вникая, что именно.

Так проходили месяцы. Из нашей жизни исчез не то что секс, а просто разговоры, которые мы так любили вести еще во время свиданий. Точнее, разговоры у нас были но какие! На те сутки, что Артем уходил на работу, он просил, чтобы я вместо него доигрывала его "уровни". Его игры-то в режиме on-line были: выйдешь — потеряешь достигнутое или какой герой с голоду помрет, если вовремя не накормишь. И, представляете, я это делала!

Что такое цветок в подарок или хотя бы банальная сковородка, я не знала. Зато по просьбе Артема, которую я считала, не выполнить нельзя, я вместо него, если его не было дома, а его виртуальным воинам позарез нужно было оружие, "покупала" за виртуальные деньги бластеры. А реальные деньги Артема, к слову, тратились исключительно на какие-то фишки к компьютеры и игрушкам.

Так шли месяцы, что делать, я не знала. И однажды на полгода нашей совместной жизни решила устроить праздничный ужин. Кроме всего прочего, втайне я надеялась, что свечи и романтический вечер напомнят ему о страсти хотя бы. В конце концов, секс — то, без чего мужчины не могут. Но после поедания вкусностей при свечах, когда я стала увлекать Артема в спальню, он сказал свое коронное: "Сейчас пять минут поиграю и приду". Я прилегла, а поскольку очень много работаю, то сразу и отключилась. Я проснулась, оказалось, час ночи, и прошло уже несколько часов. Артем так заботливо: "Тссс, спи-спи, сейчас приду". Когда я проснулась во второй раз, был седьмой час.

Я решила, что это — конец. Ушла на работу с вещами с тем, чтобы больше не возвращаться в этот замкнутый круг. Однажды позвонил Артем: "Настюха, привет! Ты вчера дома не ночевала, корпоратив что ли был?" Смешно и грустно — ведь с тех пор, как я ушла, прошло больше двух недель! А не вчера. Знаю от знакомых, что сейчас он все так же висит на своем компьютере. А у меня вроде бы жизнь налаживается — в конце концов, мне всего 23 года.

ЛЮБИТЕЛИ МАННОЙ КАШИ И ПОЛКОВОДЦЫ


Герой. Побыть им приятно

Стратегеры обожают стратегии, сутками рубятся в Tiberian Sun и Dune-2000. Они собранны, говорят рублеными фразами, словно полководцы перед боем. Выходя на улицу, стратегер долго озирается в поисках подходящего места для постройки базы и добычи ресурсов. Если один стратегер увидит другого, то они объединяются в команду. Вместе откликаются на фразу "Контрол плюс один". Нормальный стратегер чувствует себя комфортно в компании 100 человек, Любимое кино — "Война и мир", авто — BMW; музыка — Prodigy.


Quake. Не для слабонервных

Квейкеры играют в Quake, Doom и Duke Nukem. У них моментальная реакция на внешние раздражители. Перед разговором квейкер дотронется до вас, чтобы убедиться, что вы не голограмма. Агрессивен в длинных коридорах и, заворачивая, обязательно озирается. При себе всегда имеет аптечку. Любимая телепередача — "Дорожный патруль", блюдо — бифштекс с кровью, фильм — "Психоз", авто — бронированное. Слушает Rammstein.


Ролевые. "Дьявол" и иже с ним

Ролевики фанатично преданы Diablo и Might & Magic. Это, как правило, очень добрые, благородные люди, обожающие природу. У них дома много литературы по прикладной магии. Если один ролевик увидит другого, может вызвать на дуэль. Любимое блюдо — манная каша или просто "манна". Телевизор не смотрят, но много читают Толкиена и Мунна. Авто — лошадь. Музыка ролевиков носит религиозный характер — от григорианского хорала до языческих песнопений.


Обман. Кажется, что ты за рулем

Симулянт играет в вертолеты (Apache), самолеты (F-22 TAW) и автомобили (NFS). Когда заходит в общественный транспорт, то может канючить "возле водителя". Он наизусть помнит ландшафты Фолклендских островов, Ирака и Югославии. При себе держит мачете, плитку шоколада "Гвардейский" и необходимый запас спичек. Симулянты любят работать. Они прекрасные инженеры. Их еда: жареная курица плюс пакетик соли и горчицы, а также минеральная вода или кофе. Любимая музыка — из Sound Garden; авто — Lamborghini-Diablo.


Непобедимый. "Мортал Комбат"

Любители аркад охватывают широкий диапазон игр от Arcanoid'a и Gods до драк Mortal Combat. Они агрессивны и раздражительны. При общении не скупятся на нецензурные выражения и много курят. По телевизору смотрят боевики и новости спорта, хотя и мультиками не гнушаются. Драться с ними не рекомендуется — вас ждет жестокая расправа. Любители аркад очень дружны между собой. Любимое блюдо — твердые сухари, авто — который не жалко разбить. Музыкальные вкусы ограничиваются "Ляписом Трубецким".


Квест. Для любителей классики

Квестеры играют в Legend of Kyrandia и Space Quest. Это очень смекалистые люди, эрудиты. Обожают отгадывать загадки. Чтобы войти в квартиру квестера, нужно просунуть под дверь лист бумаги, вставить в замочную скважину иглу и надавить, бумагу с упавшим ключом осторожно потянуть к себе. Квестеры любят ходить в гости к квейкерам (так как любят ловушки). Обладают большим чувством юмора и много шутят. Музыка — классика, телевизор не смотрят, страдают зависимостью от кофе и предпочитают темные авто.

ГЕЙМЕРЫ О СЕБЕ В АНЕКДОТАХ

— Доктор, вы лечите боязнь открытых пpостpанств?
— Конечно.
— А закрытых?
— Естественно...
— Видите ли, у моего сына и то, и другое....
— Аааа, думеpов мы не лечим...

— Пап, а пап — купи мне новый винчестер, а то старый сломался...
— А волшебное слово?!
— И тут паролей понаставили.

Геймер смотрит по телевизору фильм ужасов. В самый напряженный момент, когда главная героиня медленно идет по длинному коридору, прислушиваясь к странным шорохам, геймер не выдерживает и кричит:
— Дура, сохраняйся, сохраняйся!!!

Hу и пусть говорят, что использовать в качестве пароля имя своего кота — дурной тон! RrgTt_fx32!b, кыс-кыс-кыс...

— Что для геймера Жизнь?
— Два компакта с "Half-Life"!

У геймера спрашивают:
— Сколько детей?
— Два сына.
— По сколько лет?
После паузы:
— Один на компе играет, а второй еще нет.

— Папа! Можно я на гармошке поиграю?
— Ты, что, сынок?! Это же тебе не компьютер!

КОГДА ЧЕЛОВЕК "УШЕЛ В ИГРУ"

Владимир Родин, директор Украинского института зависимости:

Программа по лечению от компьютерной зависимости была готова уже к 2001 году. Обращались родители, дети которых жили за ПК. И сейчас возраст наших пациентов разнообразнее — от 12 до 42 лет.

Как распознать, что близкий человек "ушел в игру"? Во-первых, он не желает отвлечься от игры и раздражается, если кто-то мешает; во-вторых, тратит массу денег на игру, а также злоупотребляет стимуляторами и пренебрегает обязанностями в жизни. А еще говорит только об игре, а во время очередного гейма испытывает глубокое удовлетворение. Эти люди — самые сложные пациенты среди зависимых, поскольку сами не понимают, что проблема есть. Они воспринимают ее как часть жизни.

У меня был пациент — программист по профессии. Лечение шло нормально, но когда он вернулся к работе — снова стал играть, наверстывая "потерянные" месяцы. Но проблема не только в самом зависимом. Как-то пришла мама: "Поначалу мне было спокойно, что сын дома сидит, не пьет, не курит. Но он стал отказываться от еды. Сутками на том же месте, в той же позе..." В такой позиции родителей — корень всех бед. А есть позитивный пример — мои знакомые купили сыну компьютер. Но не подарили его на день рождения, чтобы потом ребенок не мог манипулировать: "Вы же сами его мне подарили!" И главное — сразу же договорились: за 12 баллов в школе — столько-то минут, за помытую посуду — столько-то.

Если же человек все-таки пристрастился к игре, с ним нужно разговаривать. Не стоит прятать шнуры, как делал отец одного из пациентов (13-летний сын купил запасные и играл, пока его не застукали). Ребенок пойдет в клуб и будет продолжать играть. Кроме того, например, приходит мальчик с турнира — ему хочется поделиться эмоциями, а родители на него накидываются с упреками. Он замкнется в себе и в следующий раз к ним не пойдет. Ему стоит рассказать, что в жизни нельзя после смерти добежать до тела и воскреситься. И одновременно приучать его к распорядку дня.

Также очень важно, во что играет человек. Кто-то с помощью "кровожадных" игр расходует агрессию, а человека с шаткой психикой они же могут толкнуть на преступление. Другие игры, например, стратегии, помогают развить умственные способности. Но стоить помнить, что все хорошо в меру.