Геннадий Кернес: "Харьков должен войти в сотню лучших городов Европы"

12 октября 2011, 16:33
Городской голова Харькова Геннадий Кернес рассказал об особенностях подготовки города к Евро-2012 и острых проблемах городского хозяйства, о собственном автопарке и амбициозных планах на будущее.

Реклама

- Геннадий Адольфович, как Харьков готовится к футбольному чемпионату? Первое впечатление – город чистый и аккуратный, но не хватает некоторых указателей. Мало информации для приезжих, особенно из других стран. Что Вы делаете для подготовки города к приему гостей?

- Чистота в городе – это не требование УЕФА или футбольных болельщиков, а обязанность власти и служб обеспечить надлежащий вид такому мегаполису как Харьков. Конечно, культура отношения людей друг к другу и к городу, в котором они живут – это дает общий результат. Что касается указателей и информации, это справедливое замечание, сегодня множество направлений еще в работе. Во время своего последнего приезда Мишель Платини назвал эти недоработки "незначительными". У нас разработана программа приема гостей, которые к нам прилетают, приезжают на поездах или автобусах. И мы приложим максимум усилий для того, чтобы к их приезду город был чистым, удобным, безопасным, комфортным и доступным.

- Сколько город потратил на подготовку к чемпионату и сколько еще планируется выделить средств?

Реклама

- Сложный вопрос. Скрытые проблемы, которые ранее не учитывались при расчетах, сегодня стали видимыми. Кроме того, мы планируем получить из госбюджета и местного бюджета одну сумму, а по факту на эти цели выделяется гораздо меньше средств. Но сегодня недофинансировали – завтра придется потратить больше, ведь меняется цена материалов, стоимость работ, в итоге общая сумма затрат увеличивается.

Мы считаем каждую гривну и будем отчитываться за выполнение всего плана мероприятий. Есть отдельные инфраструктурные объекты, необходимые в рамках проведения Евро-2012, а есть и общая программа обновления инфраструктуры города. Вот идет постоянный спор – кто должен финансировать строительство дорог: государство или город. Думаю, усилия центральной и региональных властей должны быть консолидированы, ведь речь идет о задаче государственного масштаба. С приходом к власти Виктора Януковича, который лично возглавил комитет по подготовке к Евро-2012, и назначением Бориса Колесникова вице-премьер-министром по этим вопросам за дело взялись настоящие патриоты нашей страны. К ним присоединился и местный бизнес, который инвестирует в строительство стадионов, гостиниц и других объектов – отличный пример государственно-частного партнерства. Очень важно, что государственные руководители, местные власти и бизнес стали одной большой командой.

- Харьковский бизнесмен Александр Ярославский оценивает объем своих вложений в $265 млн. – у него, видимо, все посчитано. В процентном соотношении можете сказать, сколько городу осталось профинансировать?

Реклама

- Я считаю, что не нужно выпрашивать себе похвалу и говорить, кто сколько потратил. Если бизнесмен вкладывает деньги, то наверняка у него есть расчет. Ярославского тяжело назвать альтруистом, у него прямая выгода от этих инвестиций. Например, Ринат Ахметов инвестировал в Донецк, в развитие футбола, любимого клуба. Но я никогда не слышал, что вот, если бы он не вложил эти деньги, то у нас не было бы Евро-2012. Он это делал для болельщиков, для развития инфраструктуры. А уже когда Украина подала заявку на проведение чемпионата, это, безусловно, усилило ее возможности.

В Харькове львиную долю финансирования выделило государство – речь о миллиардах гривен, это больше, чем доля любого инвестора. На втором месте – финансирование из местных бюджетов. Нужно учесть, что у бюджета (местного и государственного) есть много социально-ориентированных программ. Все они, вместе с инвесторами, работают на общий результат.

- У вас недавно сменился руководитель департамента по подготовке к Евро-2012. С чем это связано?

- Есть ошибки, их необходимо признавать и исправлять. Для усиления ответственности руководителем департамента был назначен ответственный в моем понимании человек – Александр Нечипоренко, который был заместителем городского головы, главой райадминистрации. Он любитель спорта в целом и футбола в частности. Знает, что это такое, чувствует свою работу. Да, подготовка к чемпионату началась давно, но тут главное понять, как правильно распорядиться предоставленными возможностями и ресурсами. У нас есть несколько месяцев, чтобы наверстать упущенное, в том числе в кадровых вопросах.

- Есть какой-то предмет вашей гордости из всех мероприятий по подготовке?

- Прежде всего я горжусь, что Харьков из запасного города стал принимающим. И сегодня у нас есть новые возможности, появились новые цели и задачи – например, стать городом, где будут проводиться чемпионаты мира, олимпиады.

- Геннадий Адольфович, что у вас случилось с тремя местными телеканалами, которые практически одновременно прекратили вещание? Они часто критиковали местную власть?

- Местная ссора некоторых совладельцев СМИ вдруг обернулась информационной войной на всеукраинском уровне. Я считаю, что это частный вопрос, который необходимо решать в рамках действующего законодательства.

Конфуций сказал, что когда тебе плюют в спину, значит, ты идешь впереди. Критика бывает конструктивная – на нее реагируют и улучшают результат. А бывает, что под видом критики безнаказанно обливают грязью, а потом хвастаются этим, называя свободой слова. Я за критику, я – участник трех выборов по мажоритарной системе. Прежде чем стать городским головой, я также критиковал власть. А затем начал заниматься реорганизацией и реформированием системы власти, чтобы повернуть ее навстречу людям.

- А как харьковчане относятся к работе местных властей?

- В городе запущены процессы по наведению порядка, систематизации и планированию программ, которые обозначают сами люди. Информацию мы получаем из встреч с населением, обращений граждан, личного приема, "горячей линии". С точки зрения социологии, у нас высокий уровень доверия к президенту, правительству, конкретным персоналиям местного руководства.

Работа моей команды оценивается по многим критериям. На первом месте горожане отмечают уборку и вывоз мусора, да и вы отметили, что Харьков стал чище. Улучшается и состояние парков, скверов и мест отдыха. Харьковчане утверждают, что озеленение города стало лучше. Решаем вопросы освещение улиц и дворов, а по установке и обновлению детских и спортивных площадок во дворах, на придомовых территориях Харьков является лидером в Украине. Есть позитивная динамика в снабжении горячей водой, состоянии и ремонте дорог, лифтов и т.д. Как результат – Харьков признан Кабинетом Министров городом лучшего благоустройства. Мы выиграли эту борьбу у Донецка, который лидировал семь лет подряд. Первым стать можно, но постоянно быть им тяжело. Для достижения общего результата необходимо участие всех: жителей, коммунальных служб, властей. Однако есть вещи, которые на протяжении длительного времени с места не сдвигаются.

- Какие именно?

- Например, та же проблема тарифной политики в ЖКХ, которую поднял президент. Собственников жилья сегодня в Харькове уже больше чем 95% населения, а наше ЖКХ до сих пор работает по Жилищному Кодексу 1983г. По нему, если вы хотите получить жилплощадь в общежитии, нужно это согласовать с… комсомольской или партийной организацией. А начинается Кодекс приблизительно так: "В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции… Воплощая в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества", и так далее.

Или вопрос хрущевок – их ремонтировать экономически не выгодно. На этом месте нужно сделать санацию коммуникаций и строить другой тип дома, с современной планировкой, стройматериалами, энергосбережением. Тут местной власти нужно иметь закрепленные законом полномочия: требуется резервный фонд финансирования для расселения людей, с учетом гарантий частной собственности.

- Что сложнее – стать мэром или теперь удержаться на этом посту?

- Я уже реализовал многое из того, что мог. Главная сложность – все успеть, правильно распорядиться возможностями, ведь время бежит слишком быстро. – У вас есть собственный бизнес? Во власть я пришел из бизнеса, это дает мне дополнительный опыт – именно поэтому у Харькова большие успехи в государственно-частном партнерстве. Мы имеем результат в благоустройстве, ремонтирует жилой фонд, дороги – в том числе с помощью социально ответственного бизнеса. И бизнес знает, что руководители на местах тоже ответственны перед обязательствами, которые берут на себя.

- Вам приписывают один из самых богатых личных автопарков. Какую машину предпочитаете, часто ли сами садитесь за руль?

- Все автомобили, которые находятся в моей личной собственности, указаны в моей декларации (это Porshe Carrera 911 и Mercedes s550 – ред.). Прятаться не собираюсь – прошло то время, когда клевали успешных и предприимчивых людей. Служебный транспорт в личных целях не использую, чаще эксплуатирую личный, который куплен за заработанные мной деньги. Часто сам езжу за рулем, объезжая город. Люблю авто, у которого четыре ведущих колеса.

- У вас трое сыновей. Успеваете уделять им время?

- У меня и внучка есть! В общении с ними мой основной постулат – я никогда не буду рабом своих детей, хотя и люблю их. Хочу сказать, что мне за них не стыдно, и я желаю, чтобы они жили в европейском государстве, и, как и вся молодежь Украины, были уверены в своем будущем.

- Что планируете делать после окончания работы на посту городского головы?

- Я только начал работать. На эту тему можем порассуждать, когда придет время. А сегодня… Мы разрабатываем Стратегию развития Харькова до 2030 года. Задача – вывести город в ТОП-100 лучших городов Европы. Возродить величие нашего города, его исторический ареал, чтобы безопасность и комфортность проживание здесь, инвестиционный климат, все те позитивные результаты служили для остальных примером. А мы гордились и любили свой город. И девиз у нас: "Любить Харьков, работать для людей".