Государственные награды: за деньги и без

11 декабря 2009, 07:27
Генпрокуратура не выявила коррупции при награждении высшими отличиями. Не нашли нарушений МВД и СБУ. Люди сведущие возражают: "Наградами, как и раньше, торгуют..."

Герой. Глава Счетной палаты Валентин Симоненко принимает из рук президента высшую награду страны. Фото: М. Маркив

Три с лишним месяца назад, 8 сентября, "Сегодня" опубликовала резонансный материал "Продажная слава страны: $250 тысяч за звезду Героя". Со страниц газеты нардеп от БЮТ Андрей Сенченко затронул чувствительную тему, заявив, что чиновники торгуют государственными наградами, и есть даже негласная такса на звания, ордена, медали.

Публикация вызвала обильную почту. Отреагировал на нее и президент, поручив Генпрокуратуре в 20-дневный срок проверить сказанное Сенченко. Проверка свелась к формальному опросу сотрудников Службы госнаград и геральдики Секретариата президента, а также письмам в СБУ и МВД с просьбой предоставить известные им сведения о возможных нарушениях.

Реклама

Как заявила пресс-секретарь президента Ирина Ванникова, проверка ничего не выявила. По ее словам, не привел конкретных фактов коррупционных действий сотрудников СП и Сенченко. Материалов о злоупотреблениях чиновников не оказалось ни в милиции, ни в спецслужбе.

Но когда "Сегодня" изъявила желание взглянуть на результаты проверки, ГПУ воспротивилась — дескать, материалы конфиденциальны. Об этом нам написал руководитель Главного управления надзора за соблюдением законов о правах и свободах и защиты интересов государства Сергей Домбровский. Странно. Если нарушений нет, что скрывать? Генпрокурор Александр Медведько обещал разобраться. Однако его заместитель Татьяна Корнякова прислала письмо, где разъяснила: "...Для ознакомления по информационным запросам НЕ предоставляются официальные документы, содержащие информацию об оперативной и следственной работе органов прокуратуры, МВД, СБУ или являющиеся внутриведомственной служебной корреспонденцией (переписка между подразделениями и другое), если они связаны с процессом принятия решений и предшествуют их принятию". К категории вышеназванных, по мнению Корняковой, и относятся запрашиваемые нами...

Пряча материалы, вызывающие большой общественный интерес, услужливые прокуроры еще больше запутывают ситуацию и нагнетают страсти вокруг наградной темы. Даже президент публично, с телеэкрана, признал свои ошибки в этом деле. Только в ГПУ их не замечают. Может, ищут плохо — так сказать, для "своих"? Мы продолжаем свое расследование.

Реклама

АНДРЕЙ СЕНЧЕНКО: ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ. ЗНАЧИТ, ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО!

Андрей Сенченко и сейчас считает, что поступил правильно, сказав то, о чем другие только шептались.

Реклама

— Всем все известно, — говорит нардеп. — Но вы же прекрасно понимаете: если бы я поймал кого-то за руку, то, как законопослушный гражданин, должен был написать заявление в прокуратуру. А так в Минобороны, например, знают, что есть такса, и к этому причастен Секретариат президента. И его не объедешь. На любую награду, в том числе звание Героя Украины, тоже есть своя цена.

— Группа Героев прислала в "Сегодня" письмо, где выразила несогласие с такой постановкой вопроса...

— Это их право. Шкала существует на все. Но если я скажу, что Иванов заплатил, он подаст в суд. Между жаждущим обрести звание, орден, и тем, кто готовит документы на подпись, стоят определенные люди. Много зависит от того, насколько велико стремление получить награду, как ведет себя посредник. Чем прямее путь — тем дешевле. Чем ближе к финишу, то есть президентским выборам (а значит, к закату карьеры наградных дел чиновников) — тем ниже такса. Цейтнот все-таки. Плюс кризис.

— Деньги за услуги идут на самый верх, или их берут "под президента", а он об этом ни сном ни духом?

— Не думаю, что они идут Ющенко... Но каждый отвечает за свое. Правильно ведет себя глава ГНА Сергей Буряк: поймали сотрудника на горячем — вылетает вместе с начальником.

— В Службе госнаград и геральдики крепко обиделись на ваши заявления.

— В ее работе главное — публичность. А она отсутствует. Проанализируйте ради интереса, кто за последние годы получал высшие награды страны — далеко не все их заслужили... Полнейшая вакханалия. Часто награждают неизвестно за что.

— Как изменить положение?

— Причастные к награждениям чиновники неисправимы. Им уже поздно и бесполезно что-либо советовать. Из-за них в стране девальвировался моральный стимул к труду. Те, кто придет на их место после выборов, должны в корне изменить наградную систему и порядок представлений. Карательными мерами ничего не достичь. Те, кто платят и берут, никогда в этом не признаются. Выход — в большей прозрачности процесса. Наряду с сухой строкой о награждении нужно сделать гласными биографию человека, описание его заслуг, результатов деятельности. Это должно стать нормой. Тогда отпадут подозрения. 100-процентной гарантии не будет, но перед недостойными, незаслуженными людьми появится заслон. И число желающих получить Героя или Ярослава Мудрого за деньги пойдет на убыль.

— Вы и законопроект соответствующий внесли?

— Да, под номером 51-42 — в виде поправок к Закону о государственных наградах. Он есть на сайте Рады. Зарегистрировал его, презентовал и буду добиваться принятия. Подарил чиновникам из СП текст. Прошлись построчно и согласились, что документ снизит возможность коррупции в этой сфере.

— Вас повесткой вызвали в ГПУ, о чем беседовали?

— Меня не вызывали и не допрашивали. Пригласили подъехать в удобное время, чтобы опросить. Я согласился, рассказал о явлении, носящем отрицательный характер. Ваша задача, говорю, валить преступников. Можете получить санкцию на прослушивание кабинетов СП — получите, чтобы задокументировать конкретные факты. Нет — действуйте другими методами. Но надо что-то реально делать!..

— Как считаете, объективно была проведена проверка?

— Не стану подводить прокурорских, поскольку те зависимы от руководства. Но за чашкой чая услышал: "У нас то же самое происходит и с наградами, и со званиями..."

— Пресс-служба ГПУ отрицает — дескать, напраслина, никто ничего не платит.

— А вы ожидали иного? Речь не о случае — о системе. А они ограничились тем, что опросили меня и закрыли тему.

— Один из руководителей Службы госнаград уточнял, представлялся ли Сенченко к наградам и есть ли они у вас?

— Передайте этому деятелю: наград нет. К счастью...

В СБУ — НЕ ПЛАТЯТ

— Мы были привлечены к проверке Генпрокуратуры, и заявляю, что сказанное депутатом Андреем Сенченко — ложь, — сказал "Сегодня" глава Службы безопасности Валентин Наливайченко. — Я два года был временно исполняющим обязанности, уже больше года — председатель СБУ, и ни разу не слышал от президента, его Секретариата, Виктора Балоги, Веры Ульянченко ничего подобного. Отвечаю за свое ведомство: ни одно генеральское звание, ни одну награду никто не получил в обход существующего порядка. Ими отмечают за конкретную работу. У кого другая информация — встаньте и скажите вслух. Берут под министра — пусть выяснит, кто это делает, и привлечет к ответственности. Или грош ему цена...

ЗВАНИЕ — ФИГУРАНТУ...

Степан Хмара, бывший политзаключенный, диссидент, экс-народный депутат Верховной Рады, удостоен орденов князя Ярослава Мудрого V степени, Свободы и звания Герой Украины. В эксклюзивном интервью "Сегодня" Степан Илькович заявил, что никогда и никому не платил за свои награды.

— По большому счету они меня никогда не интересовали, — говорит Хмара. — Были иные цели, ничего общего с наградами не имеющие. И за свою деятельность приходилось платить порой очень дорогую цену, несоизмеримую ни с какими орденами-медалями. Но я об этом не жалел и не жалею. Потому что понимал, чего хочу и что отстаиваю... А если депутат Андрей Сенченко заявляет, что ему известны случаи купли-продажи наград, он должен был конкретизировать информацию, и ее расследовали бы правоохранительные органы. Он этого не сделал. А голословные, ничем не подкрепленные заявления — попытка отвлечь внимание общественности от главных проблем. Например, выполнения газовых договоренностей с Россией, заключенных 19 января 2009 года. Они направлены на уничтожение суверенитета Украины, не оправданы ни экономически, ни политически, ни морально. За это должны понести ответственность и руководители НАК "Нефтегаз Украины", и премьер Юлия Тимошенко, которая давала соответствующие директивы...

Хотя о нарушениях в наградных делах Хмаре неизвестно, некоторые указы вызывают сомнения и у него.

— Как работает система, как ведется отбор, кто этим занимается, меня не интересует, — размышляет он вслух. — Президенту приносят на подпись готовые документы, он под ними только расписывается. И не его обязанность проверять все до буковки... Но у меня тоже вызывали недоумение отдельные указы. Не утверждаю, что людям дают звания, награды за деньги, доказательствами не располагаю. Но неприятный осадок все же остается. А если свыше до сих пор и спускают разнарядки, кого и чем отметить, кому какое звание пожаловать, вина все равно лежит на руководителях министерств и ведомств — они же готовят представления, не учитывая при этом деловые и моральные качества людей. За какие, спрашивается, заслуги получил очередное генеральское звание зампред СБУ Николай Герасименко? Разве не знали те, кто готовил представление, что в ГПУ на него лежит незакрытое уголовное дело? Тем не менее похлопотали. А президент — подписал...

ЛОЯЛЬНОСТЬ В $100 ТЫСЯЧ

Будучи народным депутатом предыдущих созывов, Степан Хмара и сам столкнулся с завуалированной формой подкупа. Правда, деньги ему предлагали не за награду, а за... лояльность к тогдашнему президенту Леониду Кучме.

Однажды приближенный к главе державы Игорь Бакай, на то время глава НАК "Нефтегаз Украины", вызвался помочь Хмаре с финансированием его депутатской деятельности — на поездки, встречи с избирателями, прочее. Речь шла о сумме в 100 тысяч долларов США. В перспективе Бакай брался помочь и с финансированием газеты. За что же такая добродетель? Как бы невзначай Игорь Михайлович попросил: "Степан Илькович, только не нападайте так на президента!"

Хмара воспринял просьбу с улыбкой: "Игорь, пока мне твоя помощь не нужна". Но ходатай был настойчив, предложил даже рандеву с президентом. И устроил его всего за пару дней...

— Сели, принесли кофе, спрашиваю, сколько у меня времени — Кучма отвечает, сколько надо, столько и будем говорить, — вспоминает Хмара. — Как депутат я занимался работой силовиков. И главной проблемой считал реформы в системе МВД. Поэтому предложил ряд шагов по перестройке работы милиции, начав с увольнения самого Юрия Кравченко. Это было задолго до "дела оборотней", убийства Гонгадзе, других страшных преступлений. Но зная министра, чувствовал, что его руководство может привести к очень тяжелым последствиям. Так оно, в общем, и произошло...

Кучме сказанное Хмарой не понравилось, менять Кравченко он явно не собирался. Бакай потом укорял депутата: "Ну что ж вы так...". И ему от президента досталось. Хмара $100 тысяч, естественно, не получил.

— Это не единственный случай, когда мне предлагали деньги в обмен на лояльность, — говорит он. — Были и другие предложения. Вспоминать о них не хочу. Честью не торгую.

ДВОЙНАЯ МОРАЛЬ

Валерий Бондик, народный депутат:

— Хотел бы поддержать своего коллегу Андрея Сенченко — награды в Украине продаются! Общественные организации представляют людей, но ходатайства остаются без удовлетворения. А хлопочет Секретариат президента — вопросов нет. Звания заслуженных юристов Украины получили одиозные лица — Руслан Князевич, Игорь Зварич, другие соискатели, чьи успехи в юриспруденции, как бы помягче выразиться, сомнительны. Государство живет по двойным стандартам, двойной морали. Отсутствие прозрачности, ангажированная деятельность Службы госнаград и геральдики дискредитируют СП. Об этом я заявил в депутатском запросе на имя Виктора Ющенко.

Проверка, которую по поручению президента проводила Генпрокуратура, на мой взгляд, была недостаточной и неквалифицированной. Как орган надзора за соблюдением законности, ГПУ обязана принимать акты реагирования. А она сработала формально. Не зря же отказывается давать материалы прессе. Поднимите указы президента и вчитайтесь в фамилии некоторых награжденных, особенно молодых. Если не сами платили, то их высокие покровители.

ЗА ЧТО ЗВЕЗДОПАД

За неполный месяц звание Героя Украины с вручением ордена Державы присвоено:

министру аграрной политики Юрию Мельнику — за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной агрополитики, организации обеспечения продовольственной безопасности державы;

главе Счетной палаты Валентину Симоненко — за выдающийся личный вклад в государственное строительство Украины, становление и утверждение Счетной палаты как конституционного органа независимого финансового контроля;

председателю правления АО "Комбинат "Тепличный" Владимиру Чернышенко — за выдающиеся личные заслуги в развитии сельского хозяйства, внедрение прогрессивных технологий и передовых форм хозяйствования;

главе наблюдательного совета общества "Мрія Центр" Ивану Гуте — за выдающийся личный вклад в увеличение производства сельхозпродукции на основе внедрения достижений аграрной науки, прогрессивных интенсивных технологий, новых форм хозяйствования, развитие социальной сферы;

гендиректору общества "Панда" Геннадию Бобову — за выдающиеся личные заслуги в развитии агропромышленного комплекса, внедрение современных форм хозяйствования;

директору госпредприятия "Опытное хозяйство "Асканийское" Вере Найденовой — за выдающиеся трудовые достижения, внедрение в практику сельхозпроизводства новейших технологий, передового опыта, применение эффективных форм управления...

Поздравляем новых Героев!

ЗАПОЗДАЛОЕ ПРИЗНАНИЕ: "ОШИБКИ ЕСТЬ. ИСПРАВЛЮСЬ..."

В одной из недавних программ "Большая политика" на телеканале "Интер" журналистка "України молодої" въедливо поинтересовалась у Виктора Ющенко, читает ли он тексты указов, которые подписывает, и может ли вычеркнуть чью-то фамилию.

— Откровенно скажу: тут есть ошибки, которые я признаю, — сделал неожиданный пассаж президент. — Безусловно, речь идет о десятках указов. Каждый мой день начинается с подписания десятка-двух указов, когда мы говорим о помиловании, или наградах, или в любой отрасли, каким угодно специалистам, тысячам людей. Очевидно, я читаю, пробую максимально пробежать, насколько это возможно. Очевидно, есть вопросы к формированию процедуры принятия решений и Комиссией по наградам, чтобы мы понимали — перед президентом должны стоять фильтры, и в итоге ему бы попадал более корректный список. То, что представлять к наградам всегда будут разных людей, тоже очевидно — общественные, партийные организации, институты власти. Но есть ошибки, и я их буду исправлять...

"Сегодня" хотела получить комментарий к этим признаниям у ответсекретаря Комиссии госнаград и геральдики при президенте Владимира Репринцева и замруководителя Службы госнаград и геральдики СП Виктора Бузало. Чиновники отказались. Не откликнулся и экс-глава комиссии Вячеслав Брюховецкий.