Готовим ребенка к жизни в другой школе

18 сентября 2008, 14:47
Если вы перевели ребенка в другую школу, тщательно готовьтесь с ним к урокам, запишите в какой-нибудь кружок и периодически просите нарисовать несуществующее животное.

Фото с сайта visualphoto.com

Первого сентября начался учебный год. Дети забрасывают учителей вопросами: когда получаем учебники? а новые предметы будут? учительница математики не поменялась? И обязательно спрашивают: а у нас есть новенькие? Ответ на этот вопрос интересует их больше чем все остальные. Если новенькие есть — дети пытаются узнать о них как можно больше. Потому если вы решили перевести свое чадо в другую школу, и администрацию, и одноклассников будет интересовать — почему?

Причины могут быть разные: переезд, непонимание учителей, низкий уровень преподавания, конфликты с одноклассниками. Лучше, если вы очертите причины общими фразами: нам удобно добираться, мы слышали про школу много хорошего, у ребенка тут друзья. Пусть в новой школе начинаются новые отношения, а не повторяются старые проблемы. Выбор школы – это право родителей и детей и одного вашего желания достаточно.

Реклама

Учителей прежде всего будут интересовать знания и способности вашего ребенка. В некоторых школах новичкам устраивают настоящий экзамен, но в целом педагоги относятся к новеньким доброжелательно и ровно: не запугивают, а стремятся поддержать.

Будет серьезный интерес к вашему ребенку и со стороны учеников. Обычно в классе каждый занимает определенную нишу: есть признанный "знайка" и "первая красавица" класса, роли двоечников и скандалистов тоже давно расписаны. С появлением новеньких положение может измениться.

Новенькому придется потрудиться, чтобы его приняли как "своего". Многие увидят в нем массу недостатков. Он может услышать за спиной, что он "чересчур умный", "слишком модный", "толстый и тупой". Однако до ссор дело доходит редко — о новеньком предпочитают шептаться, а не высказываться вслух. Должно пройти несколько недель для того, чтобы реакция детей на поведение чужака стала адекватной.

Реклама

Если у вас есть выбор, то лучше всего перевести ребенка в другую школу в начале учебного года. Большая вероятностей, что в классе будет 2-3 новеньких и пристальное внимание будет сосредоточено не только на нем. В сентябре много нового: классы, предметы, учителя. Дети испытывают эмоциональный подъем и новые ученики воспринимаются не так остро. Кроме того, после каникул ученику намного легче привыкнуть к другим учителям и их требованиям, чем в середине года. На адаптацию обычно уходит от 3 недель до 7 месяцев. А спустя год в школах вообще и не вспомнят, кто был новеньким.

КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ. Если новенький очень общительный, первый знакомиться со всеми, рассказывает анекдоты, предлагает новые дела и развлечения, то рискует заработать репутацию выскочки. Лидеры класса увидят в нем конкурента и затаят обиду. Если же, наоборот, новенький будет односложно отвечать на вопросы, отводить взгляд, держаться в стороне от всех — обязательно появятся желающие самоутвердиться за его счет. Поэтому в поведении лучше всего придерживаться "золотой середины".

Настройте ребенка на то, что рассказывать о себе надо, но не очень долго. Если он будет хвалить себя, а другие и слова не успеют сказать — он не понравится одноклассникам. Полезно слегка приукрасить свои достижения, но объясните чаду, что увлекаться не стоит, чтобы потом в нем не разочаровывались. Неплохо, если ребенок упомянет о своих внешкольных занятиях. А через несколько дней ребенок может продемонстрировать как рисует, или танцует, или катается виртуозно на роликах.

Реклама

Объясните ребенку, что ждать, пока с ним начнут знакомиться, не стоит. Пусть спросит, что хорошего есть в школе, попросит показать местонахождение кабинетов, разузнает об интересах других. Обычно в сентябре объявляется набор и в художественную и музыкальную студии, технические кружки и спортивные секции. Если ребенок желает, пусть не стесняясь присоединяется к одной из групп. Так он побыстрее найдет друзей.

Расскажите ребенку, что сравнивать новую и старую школу запрещено. Никаких замечаний по поводу старой, никакой критики в адрес новой! Его могут неправильно понять. Скорее всего, его будут провоцировать на такое сравнение, даже задавать прямые вопросы: "Где тебе больше нравится? А что у вас было лучше?" Новенькому надо спокойно отвечать, что старая школа была хорошая и новая ему тоже нравится. Такой ответ создает положительный образ новенькому, люди думают: ему везде хорошо, потому, что он сам хороший человек.

И, наконец, внушите чаду, что перемена места — это идеальная возможность начать что-то сначала, не повторить ошибок старых. Это придаст ему уверенности.

КАК ПОЛАДИТЬ С НОВЫМИ УЧИТЕЛЯМИ. Первое время ребенку придется зарабатывать репутацию. Потом уже его доброе имя будет работать на него. Настройте его на то, что он должен:

- Тщательно готовиться к урокам. Очень велика вероятность того, что в начале его будут спрашивать чаще, чем остальных. Пусть не теряет возможность получить высокие оценки.

— Быть ненавязчивым: выкрики с места даже абсолютно правильных ответов вряд ли понравятся учителю, раздражает поднятая рука, если ею махать и нетерпеливо подпрыгивать на стуле. Лучше подождать, пока учитель заметит его сам.

- При случае продемонстрировать свои таланты: красиво оформить доклад, найти малоизвестные факты по теме урока. Это непременно произведет положительное впечатление.

Не лишним будет кое о чем помнить и самим родителям новенького:

При переходе в новую школу заручитесь согласием ребенка.

- Узнайте как можно больше о новой школе. Анализируйте не только официальную информацию, но и то, что вам расскажут родители учеников. Только так вы сможете представить объективную картину, и решить действительно ли там будет комфортно вашему ребенку.

- Познакомьтесь с будущим классным руководителем. Расскажите о ребенке, подчеркните его достоинства, мягко скажите, что вы знаете и его недостатках. Будьте открыты и доброжелательны. Позиция классного руководителя способна влиять на положения ученика в коллективе.

- Разговаривайте с ребенком. Спрашивайте, как прошел день? Кто в классе понравился, а кто нет? Что интересного произошло? Советуйте, как себя вести. Если вы поменяли школу из-за проблемного поведения или постоянных конфликтов, мягко внушайте ребенку, что в новой школе можно их избежать. Ведь для этого вы и перевели его сюда. Вспоминайте собственное детство, расскажите, как вы были новеньким и как завоевывали свой авторитет в классе. Как ссорились и как мирились с друзьями. Проконсультируйтесь у детского психолога.

- Приглашайте домой его новых друзей.

Через два-три месяца задайте ребенку вопросы: "С кем из одноклассников ты бы пошел в кино? С кем бы из класса ты смог вместе написать реферат? С кем бы ты хотел сидеть?" Если ребенок легко и уверенно назовет 5—6 имен в ответ — его положение в коллективе стабильно и прочно, если 2—3 имени — тоже неплохо у него уже есть собственный круг общения, если ни одного – он испытывает психологический дискомфорт и ему нужна помощь.

ХУДОЖЕСТВА РАССКАЖУТ ВСЕ

Когда мы рисуем, то проецируем на бумагу свой я-образ. Зная азы психошифровки рисунка, можно узнать больше о мыслях, переживаниях и комплексах ребенка, даже если он многое вслух не договаривает. Не делайте вывод только по значению одной детали. Учитывайте, что детали прорисованные выпуклее и ярче остальных, отражают самые главные чаяния автора. Итак, играючи просим ребенка нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. А теперь расшифровываем.

Расположение на листе. Ближе к верхнему краю — высокая самооценка, но вероятно часть высоких желаний не реализуется. Чем выше рисунок, тем сильнее ощущение неудовлетворенности своим положением в классе, есть потребность в признании. Считает, что его недооценили. Чем ниже рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению — вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к цели, а не на ней. Сдвиг рисунка вправо — стремление к контролю над собой. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее вероятность, что ребенок в душе бунтует против чего-то. Сдвиг влево — социальная бездеятельность, застенчивость.

Голова. Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо — высокая целеустремленность и активность, которые учителя и дети принимают за излишнее упрямство. Поворот головы влево — склонность к размышлению, фантазированию. Часто мечты у такого художника не реализуются в действительности. Возможно, из-за страха неудачи, которая ведет к потере активности. Изображение с головой в положении анфас — эгоцентризм или бесконтрольность в поведении. Если голова значительно крупнее, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза — ребенка мучает постоянный страх. Прорисовка ресниц — показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот. Зубастое существо — словесная агрессия защитного характера. Язык — потребность в речевой активности, авторы такого существа — большие болтуны. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный — испуга, недоверчивость.

Уши. Если они есть — ребенку важно мнение о нем окружающих. Чем больше уши, тем большую важность для ребенка представляет мнение других.

Дополнительные детали:

Рога — защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной — агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья — стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора оцениваются по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест. О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части — маленькие лапки, например. Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья… Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного — стремление к самоутверждению. Декоративные части — стремление обратить на себя внимание окружающих.

Хвост — отражает самооценку. Поднятый вверх — положительную самооценка, опущенный вниз — недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном. Несколько хвостов — зависимость или противоречивость самооценки.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Поднятые вверх — ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Направлены вниз — ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей. Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Название животного. Скомпонованное из смысловых частей, например, летающий заяц, бегокот — рациональность. Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием, — рептилиус — стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции. Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова — легкомысленное отношении к миру. Иронично-юмористичные — пузыроид, пельмеш — выражает такое же иронично-снисходительное отношение к действительности. Повторяющиеся элементы — тру-тру, кус-кус — инфантильность. Непомерно длинные названия — способ ухода от проблем.

"ПРИШЕЛ МАЛЬЧИК — Я ПЕРЕСТАЛА ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НОВЕНЬКОЙ"


Валерия Принц. Ученица 6-го класса

— Была новенькой в прошлом году, в пятом классе, — говорит Валерия Принц, ученица 6-го класса. — Мы переехали в другой район города, в старую школу добираться было очень далеко. Я очень боялась и не хотела менять школу. В старой школе я училась не очень хорошо, дружила только с одной девочкой, с которой сидела за одной партой, учителя меня почти не замечали. Перейти в другую школу меня уговорили родители, и еще помогло то, что в этот класс недавно перешел мой друг Вова. Он рассказывал, что класс нормальный и учителя тоже.

Когда пришла, сразу села рядом с Вовой, первые дни разговаривала только с ним. Но он очень быстро меня со всеми познакомил, и в конце первой недели я уже общалась со всеми, но еще ни с кем не дружила. На переменах было скучно и страшно и чтобы быстрее прошло время, я повторяла домашние задания. Девочки стали называть меня "Заучка", я обижалась, даже кричала на них. Потом подружилась с Лесей. Лесе стали рассказывать, что я на нее наговариваю. Я ссорилась с теми, кто так говорил, выясняла отношения, требовала, чтобы перестали сплетничать. Потом все уладилось. Через две недели в класс пришел еще один мальчик, и я перестала чувствовать себя новенькой, ведь он пришел позже. В этом году первого сентября меня выбрали старостой, потому что я умею наводить порядок в классе, знаю, как разговаривать и с мальчиками и с девочками. И учусь я в этой школе намного лучше.

Комментарий психолога. "Девочке помог успешно пройти адаптацию ее товарищ, — говорит школьный психолог Евгения Грабовская. — То, что она села к нему заметили и оценили все. Не каждая девочка в пятом классе способна сделать такой смелый шаг. Из-за страха потерять новую подругу Валерия ссорилась с остальными, не позволив говорить о себе неправду. Для этого тоже нужен сильный характер. Одноклассники оценили ее сильные стороны, ведь не случайно ее выбрали старостой".

"Я ГОВОРИЛ ПРОТИВНЫМ ГОЛОСОМ: "СВЯТИЧЕК...", И ОН ПЕРЕСТАЛ МЕНЯ ДОСТАВАТЬ"


Саша Кулага. Ученик 8-го класса

— Я был новеньким два раза, — рассказывает Александр Кулага, ученик 8-го класса. — Оба раза, потому, что мы переезжали в другой город. Первый раз во втором классе, а второй — в пятом. Во втором классе учительница меня представила, а потом дала своим железную команду: "У нас новый ученик. Встретить приветливо. На перемене показать всю школу. И уже сегодня начинать с ним дружить!"

Я очень боялся наступления перемены, на уроке почти ничего не слышал. Но меня действительно все встретили очень приветливо, мы быстро подружились. В пятом классе я сначала попал не в свой класс: зашел в 5-В, а не 5-Б. Успел рассказать, что я отличник и сфотографироваться с учительницей, но выяснилось, что я не из этого класса. В моем встретили меня не очень приветливо. Мне даже показалось, что тут новеньких презирают.

Несколько дней почти не замечали. А потом авторитетные парни начали с издевкой комментировать мои действия нежными голосами: "Сашенька пришел!", "Сашенька готовится к уроку!". Мне очень не нравилось это "Сашенька". Я сначала молчал. Но потом тоже стал отвечать еще более противным голосом: "Святичек, ты что-то хотел мне сказать?". Класс смеялся, и Святослав перестал меня доставать. Примерно через три месяца я почувствовал себя "своим". Сейчас у меня в классе много друзей, я не боюсь говорить то, что думаю, много шучу и смеюсь. А новеньким советую не бояться и оставаться собой.

Комментарий психолога. Ребенок считает, что во втором классе адаптация прошла легко и просто, благодаря четкой позиции учителя. Она сразу задала другим правильный алгоритм поведения с новеньким. У младших школьников, особенно у первоклассников, авторитет учителя очень высок и его слово закон. В средних же классах реакция сверстников выше учительской, здесь гораздо важнее произвести впечатление на лидеров класса, что Саше удалось.

Татьяна Евсеева, Наталия Ионычева