И снова Путин: как Россия будет разыгрывать "карту" Донбасса и Крыма на своих президентских выборах

30 августа 2017, 07:50
Украинские эксперты считают, что центральной темой президентских выборов в России станут Крым и Донбасс, а российские, напротив, уверены, что украинская повестка отойдет на второй план

Владимир Путин будет баллотироваться на второй шестилетний срок. Фото: kremlin.ru

В марте 2018 года в России пройдут очередные президентские выборы. По прогнозам экспертов, шансы Владимира Путина на победу достаточно высоки, ведь конкурентов у него, по сути то, и нет. Правда, перед его штабом и политтехнологами стоит непростая задача: обеспечить высокую явку и поддержку Путина на уровне 80% и создать при этом видимость конкурентной демократической борьбы. Нас же больше беспокоит, как Путин будет использовать тему оккупированного Россией Крыма и Донбасса в своей предвыборной кампании? Может ли Путин пойти на очередную эскалацию на Донбассе, признание независимости "ДНР"/"ЛНР" или даже на аннексию украинского Донбасса, чтобы повысить свой рейтинг? Ведь в 2014 году после незаконной аннексии Крыма по данным "Левада-центра" рейтинг Путина в четвертый раз достиг максимальных показателей – 86%. Сейчас он не намного ниже: по данным того же "Левада-центра" за август деятельность Путина одобряют 83% россиян. Именно поэтому, по мнению российских экспертов, Путин вряд ли заинтересован использовать карту Донбасса и Крыма в своей предвыборной кампании. Скорее, его штаб сосредоточится на будущих экономических и социальных благах, которые россияне получат, выбрав Путина. С другой стороны, не зря же Госдума перенесла президентские выборы в России на 18 марта – на день незаконной аннексии украинского Крыма. 

"Хорошо, я подумаю, спасибо". Так Путин ответил на просьбу одного из жителей поселка Черемушки баллотироваться на очередной президентский срок по телемосту 4 августа на совещании в Бурятии, которое президент РФ проводил с руководством региона по ликвидации последствий лесных пожаров.

Реклама

Очередная президентская кампания, наверняка, самая закрытая из всех, что когда-либо проходили в России. За полгода до даты выборов неизвестен даже приблизительный список кандидатов, не говоря уже об их предвыборных программах. К примеру, когда Путин шел на третий уже шестилетний срок в 2012 году (с 2000 по 2008 гг. он был президентом два срока подряд, а потом до 2012-го был премьером, что и позволило ему снова пойти в президенты), о выдвижении его кандидатуры от "Единой России" стало известно еще до выборов в Госдуму в сентябре 2011-го. Сейчас российские придворные СМИ и эксперты выдвигают самые разнообразные версии развития событий и теории заговора: от возможного самовыдвижения Путина, до появления на арене конкурента. Не так давно эксперты фонда "Петербургская политика" даже составили рейтинг возможных преемников. Двадцатку возглавил премьер Дмитрий Медведев, на втором месте – мэр Москвы Сергей Собянин, ну а тройку лидеров замыкает губернатор Тульской обл. Алексей Дюмин. Министр обороны РФ Сергей Шойгу, которого еще год назад называли наиболее вероятным преемником Путина, в этом рейтинге занял лишь четвертое место.

Но зная тонкости и хитросплетения российской политики, появление такого рейтинга – либо отвлекающий маневр, либо прощупывание почвы. Настоящих конкурентов у Путина нет, как нет в России и настоящей оппозиции. Поэтому в его выдвижении уже на четвертый срок, как и в его победе, никто особо не сомневается. Другой вопрос, как обеспечить достаточно высокую явку? "Потому что может оказаться, что избиратель будет достаточно апатичным и ленивым: зачем идти голосовать, если Путин и так победит?", – говорит "Сегодня" первый замдиректора Института мировой политики Сергей Солодкий. 

Здесь-то Путину и его команде и могут прийти на помощь старые и проверенные методы мобилизации электората – провокации, эскалация и запугивание. По словам Сергея Солодкого, свою избирательную кампанию Путин начал строить еще в феврале 2014 года с крымской кампании и "русской весны". Как пишет социолог, эксперт "Левада-центра" Денис Волков, после аннексии Крыма рейтинг Путина в четвертый раз достиг своих максимальных показателей, увеличившись с 60% до 86%. 

Реклама

"Проводимой политикой в Крыму и Украине, Путину удалось превратить себя в героя для националистов (собирателя "земель русских" – Авт.), которыми от имени Кремля управляет политик-ветеран Владимир Жириновский и его Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)", – пишет в своей авторской статье директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин

Именно поэтому, по мнению первого замдиректора Института мировой политики Сергея Солодкого и старшего аналитика Европейского совета международных отношений (ECFR) Густава Гресселя, 24 мая Госдума и перенесла выборы президента РФ на юбилей "Аншлюса" – на день аннексии Крыма Россией 18 марта. "Уже на уровне символов российская власть дает понять миру и своим соотечественникам, что Крым и Украина будут на пике этой предвыборной игры. В какой мере? Мне кажется, Путин не должен прибегнуть к более масштабной военной кампании. До определенной степени нынешняя ситуация ему даже выгодна. Ему не придется лишний раз оправдываться, что он агрессор. Он может дальше рассказывать и пугать Украиной своих избирателей: если не хотите хуже, если не хотите хаоса, анархии и войны – голосуйте за меня", – сказал "Сегодня" Сергей Солодкий. 

Реклама

То есть, в предвыборной кампании Путина в ход могут пойти провокации на Донбассе, поимка шпионов-диверсантов со стороны украинских спецслужб и что-то по примеру признания документов "ДНР"/"ЛНР". Но на признание независимости этих незаконных квази-формирований, а уж тем более на аннексию Кремль не пойдет. Если только рейтинг Путина не обвалится до рекордно низких отметок. Сейчас, по мнению экспертов, предпосылок для этого нет. Да и по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), лишь 17% россиян готовы принять "ДНР"/"ЛНР" в состав РФ. Еще 25% россиян готовы признать "ДНР"/"ЛНР" независимым государством (c 2014-го этот показатель вырос на 12%). Куда интересней, что 61% россиян считает, что РФ и дальше должна оказывать помощь боевикам на Донбассе, и еще около 81% поддерживает дальнейшую отправку так называемых гумконвоев. То есть, Россия наверняка продолжит помогать "братскому Донбассу". 

Однако, как уже ранее писал "Сегодня", 4 марта 2014 года, в резиденции Ново-Огарево отвечая на вопрос журналистов, не рассматривает ли Москва присоединение Крыма к России, Владимир Путин ответил: "Нет, не рассматриваем". И это учитывая тот факт, что тогда в Крыму уже вовсю орудовали "зеленые человечки". Сразу после признания Россией документов "ДНР"/"ЛНР" некоторые украинские эксперты не исключали, что Москва в преддверии своих президентских выборов может реализовать на Донбассе осетино-абхазский сценарий сентября 2008 года – признание Россией независимости "ДНР"/"ЛНР" и подписание с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. 

Однако в беседе с "Сегодня" руководитель  программы "Российская внутренняя политика и политические институты" Московского Центра Карнеги Андрей Колесников сказал, что для Путина украинская тема отошла на второй план и сейчас он в большей степени занят внутренней повесткой, и акцент ему придется делать на экономических и социальных "достижениях". "Более того, он едва ли заинтересован – несмотря на предвыборную кампанию – в чрезмерной мобилизации антиукраинских настроений, как, собственно, и антизападных: градус ненависти и агрессии в обществе и так слишком велик, не его интерес в том, чтобы массовое сознание вышло из-под контроля. В инерционном сценарии будет продолжена риторика, оправдывающая аннексию Крыма, сопряженная с гневным отрицанием присутствия России на Востоке Украины с перекладыванием ответственности на украинскую сторону и имитацией "продуктивного" сотрудничества в рамках Нормандского формата. Тем не менее, никто не застрахован от эксцессов любого сорта с любой стороны – и тогда возможен сценарий эскалации. Но, повторюсь, он не является сейчас для Путина приоритетным, он для него обременителен – экономически, политически, психологически", – сказал "Сегодня" Андрей Колесников. 

К тому же, по мнению директора Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина, резкое падение цен на нефть в 2014-2015 гг. заметно обесценило геополитическое значение России, что объективно подталкивает Кремль к диверсификации российской экономики. "Однако успешная диверсификация потребует совершенно другой политико-экономической модели с благоприятной для бизнеса средой, поддержкой предпринимательства и акцентом на технологические инновации. Такая модель прекратит господство правящей элиты и, следовательно, не будет ею принята", – считает Тренин. Ситуацию, по его мнению, может исправить выход России на рынки Китая, Индии, Ирана, Юго-Восточной Азии и стран Персидского залива. Это может частично компенсировать потери от торговли с Западом. 

Исправить ситуацию могла бы и частичная отмена западных санкций. А для этого Путину нужно вывести свои войска с Донбасса, прекратить поддержку боевиков, отдать Украине контроль над российско-украинской границей и сесть за стол переговоров по возврату Крыма. Но, по мнению экспертов, нынешний путинский режим на это вряд ли пойдет. Во-первых, судя по опросу ВЦИОМа, больше половины россиян считает, что РФ и дальше должна оказывать помощь пророссийским боевикам на Донбассе, отправляя туда так называемые гумконвои, в которых далеко не гуманитарка. Во-вторых, как уже писал "Сегодня", аннексией Крыма и военной интервенцией на Донбасс Россия реализует свою стратегическую цель – пытается не пустить Украину в ЕС и НАТО. Поэтому, по мнению первого президента независимой Украины Леонида Кравчука, вряд ли в вопросе Крыма и Донбасса до российских выборов что-то изменится.

"Ну а если Путин победит, а я так думаю, что у него сегодня есть такие шансы, если брать статистику, то он будет проводить такую же политику. Разве что давление на Россию расширится, не только экономическое, но и политическое, финансовое, и по другим линиям. И Россия увидит, что не справляется с теми территориями, которые она захватила, в том числе с Крымом и Донбассом. Тогда мы все себе вернем очень быстро, или оно само вернется. Поэтому я так прогнозирую. Как оно будет? Трудно сказать, но хотелось бы так, как мы хотим. А мы хотим мира, согласия, взаимопонимания, не хотим воевать с Россией, но и не хотим стоять перед ней на коленях", – говорил в беседе с "Сегодня" первый президент независимой Украины Леонид Кравчук.