Исповедь "бизнесмена", или "контрабас" по наследству

27 февраля 2009, 07:00
Потомственный контрабандист рассказал "Сегодня" о секретах своего ремесла.

"Профессионал". Наш собеседник избегает термина "контрабанда" и называет свое ремесло "бизнесом" и лишь изредка — "контрабасом"

Среди древнейших семейных профессий, таких, что передаются из поколения в поколение, есть довольно экзотические и даже опасные. Так, ремесло контрабандиста к одесситу Ивану перешло через поколение — от деда. А дед Ивана, Ираклий, унаследовал "профессию" от своего отца — его семейный клан поставлял в Новороссию иноземные товары в обход пограничных кордонов. От предков Ивану остались пожелтевшие фотографии, полузабытые рассказы-наставления о секретах семейного ремесла, клановый амулет (полузатертая австрийская серебряная монетка начала позапрошлого века) и... профессиональное чутье — неприятности он чует почти инстинктивно.

В разговоре Иван всячески избегает термина "контрабанда", называя свое ремесло "бизнесом" или "делом" и лишь изредка — "контрабасом". По его словам, для того, чтобы занятие контрабандой сходило с рук и приносило прибыль, необходимо наличие связей. Иван разрешает записать наш разговор и долгое время растолковывает нам очевидные для него вещи.

Реклама

— Контрабандой в той или иной мере сейчас занимается любое украинское предприятие, которое завозит в нашу страну иностранные товары. Дело в том, что украинское законодательство, а особенно таможенные пошлины, настолько запутано, что даже закупив какой-либо товар на Западе и попытавшись абсолютно легально его провезти через украинскую границу, ты можешь нарваться на крупные неприятности. Форс-мажор случится при первой же проверке. Если ты не дашь "на лапу" погранцам и таможне, то твой абсолютно легальный товар поставят под выдуманным предлогом на таможенный склад для "дополнительной" проверки. И пройдет не один месяц тревожного метания между таможенными, пограничными и транспортными инстанциями, пока ты сможешь его забрать. И таки заберешь. Но уже в подпорченном виде, а то и изрядно полегчавшим в результате воровства на таможенном складе. Поэтому возле таможни всегда пасется целое стадо брокеров.

Главная функция у таможенного брокера — дать взятку нужному чиновнику. Таким путем в Украину попадает 95 процентов всех товаров. И только остальные пять процентов — через настоящих "черных" перевозчиков. Вот это и есть настоящий бизнес. Прибыль в моем деле не бывает ниже двухсот процентов, иначе и браться за такое дело неинтересно. Сейчас основной товар, который я перекидываю через кордон, — сигареты и спиртное. На Запад — сигареты, обратно — элитное спиртное. Это самые рентабельные, кроме наркотиков, товары. Но за наркоту я не берусь — считаю, это "западло", хотя предложения ко мне регулярно поступают.

КРУГОВАЯ ПОРУКА. Трудности и опасность в нашем деле подстерегают на каждом шагу. Но самых главных подвохов я всегда ожидаю от своих близких и родственников. В моем бизнесе невозможно выжить в одиночку. Кто-то должен охранять склад с товаром, кто-то экспедировать его, кто-то принимать на "той" стороне. С давних пор я предпочитаю брать в дело своих родственников. Так пресекается утечка информации на сторону.

Реклама

Но иногда и семейная порука дает "течь". Недавно мой племянник, которому я поручил следить за товаром, — дорогим спиртным — пригласил на склад своих друзей с девчонками. Он хвастался перед ними солидными запасами виски, рома и ликеров, рассказывал, что почти владелец всего этого добра. Параллельно племянничек с корешами дегустировали дорогущие напитки и в итоге так напробовались, что подрались и устроили дебош. После этого о моем тайном складе безакцизных спиртных напитков, который находился в одном из частных домов на окраине Одессы, стало известно в милиции — соседи вызвали наряд с участковым.

Дальше — больше. Товар конфисковали, и мне стоило немалых усилий и денег забрать спиртное обратно. Племянника пришлось тоже выручать — на него завели уголовное дело в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Таким образом, пьяная гулянка родственника мне обошлась почти в пять тысяч долларов. Кстати, из пятидесяти ящиков со спиртным я отбил у милиции всего сорок. Остальные десять ящиков виски были выпиты в РОВД за рекордные два дня.

БУЙВОЛЫ НА ПОМОЙКУ. По словам Ивана, у серьезного контрабандиста на каждом участке границы есть свои люди, которые и обеспечивают пропуск его контейнеров и фур. "Я начинал с простых инспекторов, — вспоминает он. — Находил к ним подходы — в начале 90-х это было не трудно. Сейчас некоторые из них уже выросли до генералов. Из-за этого теперь мне приходится платить сразу по двум "адресам" — руководству региональных управлений и рядовым сотрудникам таможни. Генералам — по старой памяти, а низовым инспекторам — потому что иначе нельзя.

Реклама

Был такой случай, когда один мой коллега понадеялся на свои связи и по подложным документам попытался ввезти африканскую буйволятину через один из украинских портов. Когда сотрудники портовой таможни заинтересовались, мол, "откуда дровишки", коллега начал названивать в Киев, протягивая трубку к уху таможенников. Услышав голос высокого начальства, те вытягивались по струнке, но груз так и не тронулся. А на следующий день все контейнеры опечатало местное УСБУ — кто-то из обиженных таможенников "слил контрабас". Тогда мой коллега нашел выход на силовиков, и они за кругленькую сумму все же разрешили вывоз мяса на "утилизацию". Минуя помойку, груз был доставлен на украинские колбасные фабрики".

ИЗ КОНТРАБАНДИСТОВ — В ТАМОЖЕННИКИ. Оборот контрабандиста Ивана, по его словам, составляет около миллиона долларов в месяц. А чистая прибыль достигает пятидесяти тысяч долларов ежемесячно. Но большая часть выручки, сетует "бизнесмен", уходит в руки государственных чинов. "Самые главные контрабандисты сидят наверху, — сетует Иван, многозначительно показывая пальцем куда-то в небеса, — еще мой дед, который отсидел при СССР более десяти лет за контрабанду, говорил мне, что в советской таможне брали взятки десятками тысяч рублей. В наше время аппетиты таможенников возросли многократно — некоторые инспекторы даже забывают месяцами снимать свою зарплату с пластиковых банковских карт. Начинающий сотрудник таможни может рассчитывать на получение двух-трех тысяч долларов ежемесячно. Начальство повыше, начиная со старшего смены и заканчивая начальником отдела региональной таможни, получает от пяти до пятидесяти тысяч долларов черной "зарплаты".

Поэтому своего сына я отдам на таможенный факультет. Там, кстати, учится много детей моих коллег по "цеху". Довольно часто они сидят за одной партой с детьми сотрудников таможни. При моих связях и деньгах мой сын быстро "дорастет" до генерала. Вот тогда семейный бизнес продолжится. Сын уже знает, по какой стезе он пойдет и уже сейчас знает о моем бизнесе очень много. Я думаю, это поможет ему доить моих конкурентов".