Инновации генетики на службе онкологов

24 октября 2017, 14:28
Или о чем рассказали врачи на организованной LISOD конференции

Реклама

Мы живем в эпоху революции и эволюции в онкологии. И это не высокие слова, а процессы, которые действительно происходят на наших глазах. Революционные изменения позволили лечить рак более точными и щадящими методами, с большей эффективностью. Например, благодаря использованию линейных ускорителей при проведении радиотерапии практически не страдают здоровые ткани и органы, в некоторых случаях радиотерапия может заменить хирургию. В то же время, происходит эволюция, связанная с открытиями в молекулярной биологии, в генетике. Именно генетика дает врачам и ученым ответы, как правильно лечить рак даже на поздней стадии.

Эту острейшую тему обсудили врачи на организованной Больницей израильской онкологии конференции "Персонализированная таргетная терапия и иммунотерапия рака: от базовой науки к клиническому применению". Лучшие из лучших, ведущие специалисты в области новых методов лечения опухолей, известные израильские доктора и врачи LISOD выступили основными докладчиками форума. Конференция собрала более 270 участников из разных городов Украины. Форум стал одним из самых ярких событий в украинском медицинском сообществе. Ведь в нашей стране немного таких онкологических центров, как LISOD, где новейшие методики применяются на практике. Украинская медицина должна быть интегрирована в мировую научную жизнь, чтобы врачи могли эффективно бороться с раком. В этом главная задача и основная цель прошедшей 20 октября конференции.

Огромный интерес вызвал доклад профессора Йосефа Ярдена — ученого с мировым именем, онколога, получившего в 2017 году высшую награду Израиля за научные достижения. Мы поговорили с профессором Ярденом о том, в чем суть этих методов и почему онкологи возлагают на них такие большие надежды в борьбе с раком.

Реклама

— В чем отличие методов — таргетной терапии и иммунотерапии?

— Таргетная терапия действует непосредственно на опухоль, нацелена на нее. Иммунная терапия действует не на опухоль, а на иммунную систему пациента, помогает организму бороться с раковым образованием, работать против дефектов в клетках, которые мы называем мутациями. Ведь именно мутации — главные враги, которые вызывают рак. Специальные препараты, которые мы вводим пациенту, "видят" опухолевую клетку, определяют ее как чужеродную, помогают иммунной системе отбрасывать ее, не давать ей распространяться. Это самый главный положительный аспект лечения — метод направлен именно на борьбу с мутациями.

— Для лечения каких видов рака наиболее эффективна иммунотерапия?

Реклама

— На первом месте стоит меланома. Она имеет более 900 мутаций, и иммунная система находится в очень сильной позиции в борьбе с этой опухолью. Дело в том, что чем больше мутаций, тем тяжелее им "скрыться" от иммунотерапии, остаться незамеченными. Моя коллега из LISOD доктор Виктория Косинова как раз представила в докладе опыт успешной борьбы с меланомой. На втором месте — рак легких. Есть успехи в лечении урологического рака. Об этом подробно рассказали доктор Авивит Пеер и доктор Мор Московитц. Мы все время стараемся расширить спектр заболеваний, с которыми сможет бороться иммунотерапия.

— Что вы можете сказать в отношении побочных эффектов?

— В отличие от химиотерапии, которая часто вызывает тошноту, слабость, головокружение, высыпания на теле, таргетная и иммунотерапия — более щадящие методы, имеют на порядок меньше побочных явлений.

— Как вы думаете — будущее онкологии за иммунотерапией?

— Я думаю, что будущее за комбинированным лечением, куда иммунотерапия войдет как важный этап. Когда опухоль атакуют во всех направлениях — химиотерапия, таргентная терапия, иммунотерапия и радиотерапия, — когда эти методы работают вместе, эффективность лечения возрастает.