Интернатам.net: как в Украине спасают "кризисных" матерей

2 декабря 2017, 10:00
Все о местах, где мамы могут получить помощь. Где научат стать "мировой мамой" и спрячут от мужа-тирана

Вместе мы — сила! Марта Левченко (в центре) дает приют и помощь женщинам с детьми, которые попали в сложные ситуации. Фото: архив М. Левченко

У 95% детей в интернатах есть родители. И ежедневно в Украине число воспитанников этих заведений увеличивается на 250 человек — наших с вами маленьких сограждан, пока неспособных постоять за себя. В многочисленных ток-шоу тема "плохой" мамы, которая не обеспечивает условий для развития ребенка, — одна из самых рейтинговых. Крупным планом камера показывает возмущенных зрителей в студии ("Да вы посмотрите на нее!"), а разномастные селебрити артистично толкают речи на тему "ты же мать". Но героини этих историй в большинстве своем выросли в неблагополучных семьях или интернатах. Они живут за чертой бедности и не понимают модели поведения "мама — ребенок" — потому что никогда в ней участвовали. А соцслужбы подобные "перекосы" устраняют просто: они не пытаются научить мать правильно заботиться о ребенке. Они забирают детей в интернат. А маме советуют "исправляться" и "браться за ум".

Проблему взаимоотношений между неопытной мамой и ребенком пытаются решить в основном волонтеры: они создают центры, в которых кризисная мама не разлучается с ребенком. Существуют такие островки надежды исключительно за счет пожертвований, которые не покрывают даже половины нужд. Но мы надеемся, что публикация в "Сегодня" поможет людям, которые взвалили на себя этот неподъемный груз помощи обездоленным.

Реклама

"Мечта Марты": не осуждать и не бросать

Марту Левченко можно сравнить с матерью Терезой. Каким огромным сердцем нужно обладать, чтобы годами решать проблемы женщин, на которых общество давно махнуло рукой! Эта хрупкая светловолосая девушка — основатель и руководитель фонда "Я Майбутнє України", под опекой которого — 3000 детей по всей стране. Вместе с единомышленниками она ездит по самым глухим и отдаленным селам, находит людей, которые уже отчаялись ждать помощи, и борется за них. Марта уверена: практически не существует ситуаций, в которых разлука мамы с ребенком оправданна и полезна для крохи. Так пришла идея центра "Мечта Марты", где женщины с детьми будут жить под присмотром психологов и педиатров. Причем независимо от того, есть ли у них документы, прописка и откуда они приехали.

"Половину детей, которые находятся сейчас в нашем центре, должны были "изъять" у матерей, которые из-за бедности не могли их воспитывать, — говорит Марта. — Единоразовая помощь ничего не дает. А помочь ребенку, оставляя на произвол судьбы его маму, — невозможно. Здесь, в центре, эти женщины учатся готовить еду, ухаживать за своими детьми и понимать их. Детей с диагнозами мы не бросаем: собираем деньги, устраиваем в больницы, отправляем на операции".

Нужно давать удочку, а не рыбу

Реклама

Чтобы собрать средства на аренду дома на околице Черновцов, Марта разместила в соцсетях призыв к людям всего мира. И они откликнулись! Ежемесячную сумму в $1000 присылают благотворители Украины, Германии, США, Канады, Люксембурга. Благодаря неравнодушным людям в пустующем доме обустроено 12 спальных комнат, игровое пространство, сенсорная комната для детей с особенностями психофизического развития.

Многие из тех, кого тронула идея Марты, постоянно передают одежду, игрушки, постельное белье и продукты. Поскольку центр не государственный, здесь не требуют никаких справок, кроме медицинской.

"У нас могут получить помощь люди со всей Украины и даже из-за границы, — объясняет Марта. — Я никогда не понимала, почему женщине, обратившейся в органы опеки за поддержкой, отказывают "по территориальной принадлежности". Если ребенок не имеет права голоса, давайте не будем распределять детей по прописке! Это касается не столько мамы, но, в первую очередь, ее детей. Мы ведем эти семьи годами. Очень важно, что государство взяло курс на уменьшение количества детдомов. Нужно сделать все, чтобы ребенок остался с мамой, получил хорошее образование и обрел профессию. В нашем центре мы помогаем женщинам получить бытовые и профессиональные навыки. Сроки пребывания в центре не лимитированы — никто не выгонит женщину, пока она не стала на ноги. Многие наши выпускницы нашли работу, снимают жилье, обеспечивают себя и детей. Одна из них, к примеру, получила международный диплом массажиста, и зарабатывает около 12 тыс. грн в месяц! При этом женщины, которые у нас побывали, всегда могут обратиться за консультацией к специалистам, поделиться своими бедами и победами".

Реклама

Мамочки из "Мрії Марти". Верят, что неравнодушные люди помогут собрать средства на "Город Добра". Фото: архив М. Левченко

Люди и судьбы: куда податься?

У каждой из обитательниц "Центра доброты для мамы и ребенка" — своя история.
Нина сбежала от мужа-тирана из Вышгорода. Ей было все равно куда, лишь бы защитить своих детей — Богдана (2 года) и Кристину (7 лет).

"Передо мной закрывали двери все соцслужбы, — рассказывает женщина. — Хотели помирить с мужем, но он лично посадил нас в поезд… Кристину так и не признал — хотя они похожи как две капли воды".

В одном из сел Тернопольской области ей предложили поселиться в брошенном доме. О "Мечте Марты" Нина узнала случайно — и сразу поехала в Черновцы. Получила здесь поддержку и кров.

Главное, чему здесь учат, — быть мамой.

"Я воспитывалась в интернате и не знаю, что такое семья, — вздыхает Саша Макаренко. — Понимаю, что с детьми нужно быть нежной, обнимать их. Но так трудно это делать! Очень хочу измениться и стать хорошей мамой"

"Не было, где жить. Муж бил сильно, — в глазах Анны Лепко стоят слезы. — Заберут этих двоих деток, а родится еще один — тоже заберут. Что же мне делать?!"

"Я была бездомной, жила с ребенком на скамейке, — тихо говорит 30-летняя Оксана Бабурко. — И все проходили мимо...".

19-летняя красавица Ира Несведова выросла в интернате, тоже осталась на улице с ребенком: "Идти нам было некуда... Я умоляла людей о помощи, была готова на все ради своего сыночка".

К счастью, девушка попала в центр к Марте. По ее словам, она никогда не допустит, чтобы ее кроха попал в интернат.

Два солнышка. Саша Макаренко учится любить. Фото: архив М. Левченко

Как достроить "Город Добра"

"Я долго искала место, где можно построить "Город Добра" — много корпусов и домиков, где будут жить одинокие мамы, попавшие в сложную жизненную ситуацию, мамы, которым некуда деваться, — говорит Марта. — Аренда — это тяжело и дорого. Поэтому мы просим всех, у кого есть сердце, помочь нам собрать $65 000 на дом. Верю, что мы сможем его приобрести и поменять судьбы многих женщин".

На призыв Марты откликнулись известные люди, которые своей популярностью помогают собирать средства. Но пока их катастрофически мало, а время, оставшееся до назначенного дня покупки, исчисляется несколькими днями. Мы обращаемся ко всем неравнодушным помочь Марте построить "Город Добра". Ведь те, от кого сегодня многие отвернулись, живут среди нас. Они — часть общества, его совесть и лакмус человечности.

С сыном. Ира Несведова уже в безопасности. Фото: архив М. Левченко

"Точка опоры": режим и хендмейд

"Все началось с того, что мы помогали детям, которых временно забирали у проблемных матерей до решения суда, — рассказывает Марина Полтавец-Медведева. — Поверьте: какая бы ни была мама, для малыша разлука с ней — всегда трагедия. Исключения бывают, но крайне редко… Так 8 лет назад возникла идея создания христианского центра "Точка опоры", одной из задач которого было помочь женщинам, детей которых могли забрать в интернат, социально адаптироваться и начать новую жизнь. В наш центр приходят женщины, оказавшиеся на обочине жизни, — матери-одиночки с тяжелыми зависимостями, жертвы домашнего насилия. За 8 лет помощь получили 280 женщин и 85 детей".

Все это время "Точка опоры" располагается в съемном жилье — это были и квартиры, и частный дом под Киевом. Материально волонтеров поддерживали только пожертвования, но порой не хватало даже на аренду и "коммуналку".

Но Марина не из тех, кто жалуется и впадает в отчаяние. Вместе с волонтерами из числа прошедших реабилитацию она проводит благотворительные мероприятия, продвигает свое детище в соцсетях. А недавно "Точка опоры" вошла в число лучших представителей социального бизнеса. Да-да, бизнеса!

В качестве трудотерапии реабилитантки учатся шить, берут всевозможные заказы, делают забавные мягкие игрушки.

"Наш хендмейд реализуем в интернете и на ярмарках, — говорит Марина. — Конечно, деньги небольшие, но надо же покрывать аренду, "коммуналку" и питание. Плюс некоторые дети нуждаются в лечении, а это немалые расходы".

Глядя на этих улыбчивых женщин и галдящую детвору, даже не верится, что многие из них прошли через ад. А ведь, например, 35-летняя Наташа была замужем за наркоманом. Родился ребенок, но жить с зависимым человеком было невозможно, а уходить — некуда. Центр стал для женщины домом, и теперь она сама помогает тем, кто сюда приходит. Переселенка Яна — из Луганска. Сначала снимала угол в Одессе, тяжело работала, дочка не ходила в школу и росла без присмотра… А Аня попала в центр, будучи алкозависимой. Лишившись родительских прав на старших двойняшек, она едва не потеряла младшего сына, которому светил детдом.

Таких историй — десятки, и за каждой — спасенные судьбы детей. В центр на волонтерских началах приходят психологи, реабилитантки изучают Библию, избавляются от зависимостей.

"У нас есть свои правила, и многим нелегко их соблюдать. Бывают и выпады агрессии, — признается Марина. — Но иначе будет хаос — тем более что мы ограничены в пространстве. Сейчас центр может принять 10 женщин и 5 детей: в комнатах стоят двухъярусные кровати, а шьют девочки в коридоре и на балконе. Но детям нужно пространство для игр, очень тесно здесь… Наша мечта — частный дом, где смогут поместиться все, кто к нам обращается, и где можно будет держать подсобное хозяйство. Мы прилагаем к сбору средств все возможные усилия. Каждая проданная мягкая игрушка, каждый заказ на пошив и благотворительное мероприятие приближают нас к мечте. Но без пожертвований не обойтись. Верю, что благодаря людям и Господу мы купим дом для "Точки опоры".

Счастливые. Марина Полтавец-Медведева (слева) и подопечные. Фото: архив "Точки опоры"

"Пока что система направлена на разлучение мамы и малыша"

Николай Кулеба, Уполно­моченный президента Украины по правам ребенка:

"Существующая государственная система малоэффективна по отношению к женщинам с детьми, попавшим в сложную жизненную ситуацию или пострадавшим от насилия в семье. Они остаются один на один со своими проблемами. Для временного пребывания таких мам существуют реабилитационные центры — и государственные, и общественные, — но их очень мало. И это настоящая беда… Необходимо создавать перечень услуг для таких женщин, которые хотя бы наполовину финансировались из бюджета, а остальные расходы взяли на себя благотворители и меценаты. Именно государство должно взять на себя ответственность за решение этой огромной проблемы и создать условия для развития подобных кризисных центров. Это было бы справедливо и естественно. Центр, созданный Мартой в Черновцах, — яркий пример того, как это может происходить по инициативе общественности. И дело даже не в том, что благодаря участию сотен людей, будем надеяться, — появится помещение для этого центра. Главное — что тысячи детей смогут жить в семьях. Центр защитит их и, возможно, сохранит некоторым жизнь.

Увы, юридически нынешняя система направлена на то, чтобы разлучить маму и малыша. Когда у женщины проблемы, ей предлагают одно: сдай ребенка в интернат — и решай свои вопросы. Но даже сотрудники интернатных заведений не понимают, насколько это вредно и даже критично для ребенка, который теряет связь с матерью. До сих пор есть люди, которые считают: мол, есть кров над головой, еда, одежда — что еще нужно? Отличные условия! А на самом деле ребенок нормально не формируется. Об этом говорят и многочисленные исследования, которые проводились в развитых странах: мозг в таких условиях не развивается, а эмоциональное и физическое состояние ухудшается. Потому что быть оторванным от матери для ребенка противоестественно! И государство должно сделать все, чтобы сохранить семью и помочь матери.

Мы уже разработали стратегию реформирования интернатных заведений. Приоритет №1 для нас — не допустить попадания детей (по крайней мере, до трех лет) в такие заведения. Дать женщине временное жилье (хотя бы общежитие), прикрепить соцработника, научить заботиться и ухаживать за детьми. Иначе ребенок является заложником ситуации, годами пребывая в интернате. Соцслужбы ждут, что мать чудом решит свои проблемы и заберет свое чадо, при этом никак ей не помогая и не поддерживая. В 4—5 лет ребенок официально становится сиротой, и ему начинают искать новых родителей. А он уже сформировался! Уже пострадало его развитие, и это будет сказываться на всей его дальнейшей жизни. И уже усыновителей придется учить, как заботиться об этом израненном ребенке, который прошел все испытания интерната.

Нужно задуматься, что можно сделать, чтобы улучшить состояние этих детей. На Западе ребенок не попадает в подобное заведение вообще! Есть семьи, официально принимающие его на временное проживание. У нас тоже есть патронатные семьи, и это закреплено на законодательном уровне. Если мать жива, но временно не может быть с ребенком, — он должен попасть в патронатную семью, но не в интернат! А маме в это время нужно помочь и сделать все, чтобы ребенок и дальше жил с ней".