Интервью с командиром экипажа Ан-225 Дмитрием Антоновым: Вторую "Мрию" вполне возможно построить в Украине

11 июля 2016, 07:28
О самом медийном полете самого большого транспортного самолета Ан-225 "Мрия" в Австралию рассказал в интервью Сегодня.ua командир экипажа Дмитрий Антонов

Дмитрий Антонов. Фото: Р. Емельянова

Занесенный в книгу Гиннеса обладатель рекордов по грузоподъемности, высоте и дальности полетов самолет "Мрия" в представлении не нуждается. О создании второго Ан-225 говорят давно и много. Но пока транспортник-гигант существует в единственном экземпляре и является любимчиком отечественных и иностранных споттеров, ему посвящают песни, а на посадки приходят посмотреть тысячи зрителей

- Расскажите о полете в Австралию – он стал едва ли не самым медийным полетом "Мрии" за всю ее историю.

Реклама

- Ещё в марте-месяце был подписан контракт на перевозку генератора из Словакии в Австралию, город Перт. Груз не очень тяжёлый: 118 тонн плюс погрузочное оборудование – всего 132,5 тонны. Для такого самолета как Ан-225 это немного. 10-го мая вы вылетели из аэропорта "Киев-Антонов" в Прагу, выполнили загрузку и 12-го числа начали движение в сторону Австралии. Сделали три промежуточных посадки: Туркменистан, Индия и Малайзия. 15-го числа утром прибыли в Австралию с этим грузом. Как я и сказал, груз вроде как для нас не очень тяжелый, но этот рейс был особенным тем, что "Мрия" впервые прилетела в Австралию. Невзирая на то, что самолету почти 27 лет, он в первый раз попал на этот континент, хотя до этого мы уже были там не один раз на Ан-124. В связи с этим в Австралии нас очень тепло принимали. Было много народа – более 15-ти тысяч, как писали местные медиа. Посадка осуществлялась днем, и мы видели, что очень много людей стояли вдоль оградительного забора аэропорта и следили за нами.

- Говорят, что в Австралии на вашу посадку даже продавали билеты.

- Да, писали, что продавали. Но, честно говоря, я об этом не знаю. Очень приятно, что пришло много людей. И почти столько же – может, чуть меньше, – всегда приходит во многих аэропортах. Очень часто мы бываем в Лейпциге, Германия, – там очень много людей всегда приходит посмотреть на взлет и посадку самолета. Другие аэропорты Европы и Америки тоже всегда очень тепло принимают. Честно говоря, я впервые слышал, чтобы людям, которые находятся с наружной стороны аэропорта, вроде как продавали билеты. Например, я знаю, что проводят экскурсии без захода за ограждение. В Лейпциге всегда, когда мы прилетаем, подъезжают туристические автобусы, объезжают вокруг самолета. Видно, что экскурсия – и вероятно, она платная.

Реклама

Фото: Р. Емельянова

- Почему тогда у украинцев нет возможности наблюдать за приземлением " Мрии"?

Реклама

- Дело в том, что наш аэропорт является режимным. Это не простой аэропорт, как Жуляны или Борисполь, – все-таки это летно-испытательная база, здесь проводятся испытания летной техники. Это накладывает определенные ограничения, которые не так просто обойти. Приятно, что сейчас кроме споттеров, которые всегда пытаются фотографировать самолет, в основном из-за забора, нас встречала группа журналистов. 

- Все-таки Ан-225 – достаточно специфический и дорогой в эксплуатации самолет, который был создан для перевозки очень тяжелых грузов. Насколько "Мрия" загружена заказами?

- Действительно, самолет перевозит или тяжелые грузы, или габаритные. Например, как-то мы везли лопасть для ветрогенератора в Европу. Он был габаритный – то есть очень длинный, более 42 метров. Вес его небольшой, но тем не менее, другого транспортного средства, которое смогло бы быстро довезти такой агрегат, не было. На данный момент самолет имеет приблизительно 4 тысячи летных часов, около 1100 полетов. Знающие люди вполне могут оценить, насколько загружен самолет с момента его восстановления в 2001-м году (до восстановления у него было совсем немного полетов). Естественно, "Русланы" больше загружены, так как габаритных грузов, которые нужно срочно доставить, в мире не так много. 

Фото: Р. Емельянова

- При этом в последнее время часто говорят о возможности создания второго самолета. Как вы считаете, насколько это возможно, а главное – целесообразно?

- Я думаю, дело даже не в целесообразности. Естественно, это будет какой-то инвестор – и это будет вопрос престижа. Саудовская Аравия, Эмираты, Китай – просто заказчику будет престижно иметь у себя что-то самое большое. Что касается возможности, невозможного ничего нет. Очень хорошо, что для второго самолета уже есть фюзеляж и крыло. Это очень важно, потому что у нас есть практически все агрегаты для планера самолета. Но все остальное необходимо делать: все системы, управление, гидравлику, электрику, двигатели – все надо будет делать новое. Кроме того, нужно провести импортозамену. Таким образом, по сути это будет самолет на новом техническом уровне. Достроить вторую "Мрию" вполне возможно, но это требует значительного финансирования.  

- Сколько человек обычно входит в экипаж самолета?

- Если это просто облет в районе аэродрома, то стандартный штатный экипаж из 6-ти человек. Если мы улетаем в командировку, то к летному составу добавляем еще двух человек: командира и штурмана. Плюс с нами летают 11 техников, занимающихся обслуживанием самолета, загрузкой и выгрузкой, потому что мы работаем полностью автономно, обслужить самолет в других аэропортах нигде в мире никто не может, все лежит на плечах наших техников.

Фото: Р. Емельянова

- Говорят, что у самолета среди летного состава есть еще второе имя – "Маруся". Откуда оно появилось?

- У меня старшая дочь Маша – я ее тоже иногда Марусей называю. (смеется) Да, бывает, изредка называем. В основном, конечно, стараемся называть "Мрией" – даже говоря по-русски, мы все равно говорим "Мрия", объясняя при этом американцам, что это переводится как"Dream".

- То есть "Мрию" можно назвать достаточно известным в мире брендом?

- Все же бренд "Антонов" более известен. Наши самолеты летают в 78 странах. Нас очень хорошо знают в Азии, в том числе в Индиии, в Иране, в Южной и в Латинской Америке, в Африке. Имя, бренд "Антонов" на слуху, но после такого широко анонсированного рейса в Австралию "Мрия", думаю, станет первым номером в контексте упоминания имени "Антонов".