Интервью с немецким экспертом: Ни для кого не секрет, что Трамп недолюбливает Меркель

18 августа 2017, 08:03
У Германии нет желания создавать дополнительное напряжение с Россией, как и нет желания к расширению ЕС и НАТО

Ульрике Франке

Германия на пороге выборов в Бундестаг – 24 сентября немцы отправятся на избирательные участки выбирать новый состав парламента, который потом и сформирует правительство. Последние соцопросы показывают, что у канцлера Ангелы Меркель высокие шансы переизбраться на четвертый срок – ее Христианско-демократическому союзу дают до 40% мест в новом составе Бундестага.

Главная борьба развернется уже после выборов во время "коалициады". Велика вероятность, что новое правительство сформируют Христианско-демократический союз (CDU) и Социал-Демократы (SDP) – сегодняшние участники коалиции. Но, по словам экспертов, возможны и сюрпризы. Если, к примеру, либеральная Свободная демократическая партия (FDP) или Партия Зеленых наберут больше, чем им дают соцопросы, они легко могут войти в коалицию с партией Меркель, оставив за бортом ее сегодняшнего союзника – Социал-демократов. Или же, пока христианские-демократы будут вести коалиционные переговоры, их сегодняшние союзники по коалиции и одновременно главные оппоненты на выборах Социал-демократы могут заключить союз с Зелеными или крайне левой партией Die LINKE – конституция этого не запрещает.

Реклама

Для Украины результаты выборов в Бундестаг мало что поменяют. С высокой долей вероятности Ангела Меркель останется в кресле канцлера, а значит, останется главным лидером "нормандского формата" и продолжит поддерживать Украину в Евросоюзе. Но ждать, что позиция, как официального Берлина, так и Брюсселя по возможной перспективе членства Украины в ЕС и НАТО изменится, не стоит. Во-первых, с нарастанием настроений евроскептицизма в ЕС (что мы наглядно увидели во время референдума в Нидерландах по судьбе Ассоциации с Украиной, когда более 60% нидерландцев высказались "против") европейские лидеры не хотят лишний раз будоражить общественность вопросом очередного возможного расширения ЕС на Восток. Во-вторых, не хотят лишний раз ссориться с Россией, которая аннексировала Крым и развязала войну на Донбассе по большей степени для того, чтобы удержать Украину в своей орбите влияния, сделав невозможной нашу интеграцию в ЕС и НАТО.

Также, по словам немецких экспертов, бизнес в Германии все чаще поднимает вопрос, как долго будут работать антироссийские санкции и когда они могут быть отменены. Именно в интересах крупных промышленных корпораций и сделал свое недавнее скандальное заявление лидер немецких либералов Кристиан Линднер, которое наделало немало шума в Украине. Между строк его заявление в одном из последних интервью можно прочитать как "пока о Крыме забудьте". Правда, по словам экспертов, до Линднера украинский вопрос в предвыборной кампании в Германии практически отсутствовал. Политики в большинстве своем обсуждали миграционный кризис и ухудшающиеся с каждым днем отношения с США.

Вместе с научным сотрудником по политике Европейского совета международных отношений (ECFR) Ульрике Франке сайт "Сегодня" выяснил, почему Трамп лично недолюбливает Меркель, каковы шансы симпатиков Кремля пройти в Бундестаг и чем Германия готова пожертвовать ради нормализации отношений с Россией.

Реклама

- 24 сентября в Германии пройдут выборы в Бундестаг. Как проходит подготовка? Какие партии могут попасть в парламент?

- Есть шесть партий, которые настроены пройти в Бундестаг: консервативное (объединение – Авт.) ХДС/ХСС (CDU), Социал-демократы SPD (во главе с бывшим президентом Европарламента Мартином Шульцом – Авт.), либеральная FDP, Партия зеленых, крайне Левая партия Die LINKE и крайне правая Альтернатива для Германии (AfD, симпатики Кремля – Авт.). Но никто из них не сможет сформировать правительство в одиночку. Последние соцопросы, которые становятся все более и более точными после некоторых колебаний в последние месяцы, дают Христианско-демократическому союзу (CDU) до 40%, SPD – около и ниже 25%, остальные четыре партии поменьше – около или менее 10%. На данный момент весьма вероятно, что Ангела Меркель будет избрана на четвертый срок. У Меркель сильная поддержка населения – по последним соцопросам, 59% немцев довольны ее работой, но это низкий для нее процент.

- Ввиду более-менее точных соцопросов, партии уже начали коалиционные переговоры? Кто с кем может объединиться и возглавить правительство?

Реклама

- Большой вопрос этих выборов – кто придет третьим, и какая партия станет партнером CDU по коалиции. В CDU уже исключили возможность создания коалиции с Die LINKE и AfD, но открыты для коалиции с SPD, FDP и Зелеными. Сегодняшняя "великая коалиция" CDU-SPD – всегда остается вариантом, но у SPD есть много стимулов не согласиться. Но пока лишь немногие соцопросы показали необходимое большинство для создания коалиции CDU-FDP или CDU-Зеленые. Это значит, что большая коалиция, которую возглавит CDU, остается наиболее вероятным вариантом. Тем не менее, возможны и сюрпризы. CDU настроена на получение большинства голосов, и большинство избирателей отдают предпочтение правительству, которое возглавит CDU (по последнему опросу – 49%). Но если коалиционные переговоры провалятся, SPD теоретически может сформировать коалицию с Зелеными или с Die LINKE (известную как – "красно-красно-зеленая коалиция"), поскольку в конституции Германии не говорится, что возглавить правительство должна партия, победившая на выборах. Однако, это маловероятно, среди прочего из-за низких рейтингов Социал-демократов, возглавляемых Мартином Шульцом.

- За что на этих выборах оппоненты критикуют Меркель и ее партию?

- В теории, главный оппонент Меркель – Мартин Шульц, но это борьба неравных. Главный критик Меркель – Альтернатива для Германии. Название партии – намек на неоднократные заявления Меркель о том, что ее политика "не имеет альтернативы", но поддержка  Альтернативы для Германии ослабела, поскольку немцы в целом довольны движением своей страны и Альтернатива для Германия в последние месяцы саботировала сама себя. Это значит, что на данный момент настоящего оппонента Ангелы Меркель нет. В целом этот предвыборный сезон начался достаточно тихо. Некоторые из основных проблем, которые обсуждаются, – миграционный кризис, отношения с США, отношения с Россией, будущее ЕС, военные расходы, растущее неравенство (основная тема SPD) и, в последнее время слишком "удобные" отношения правящих партий Германии с автомобильной промышленностью.

- Как раз об отношениях Германии с США, почему с каждым днем они становятся только хуже?

- Состояние трансатлантического сотрудничества чрезвычайно важно. Избрание Дональда Трампа удивило и потрясло немецкий политический класс. Во-первых, у Меркель и Трампа диаметрально противоположные характеры и темпераменты, и ни для кого не секрет, что Трамп недолюбливает Меркель. Во-вторых, Трамп и часть его Администрации смотрят на мир через экономические линзы. Его выбрали на волне обещания, что он будет управлять страной, как компанией. Он "атакует" глобализацию и свободную торговлю, положил конец переговорам по Транстихоокеанскому и Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству, и пересматривает Североамериканскую зону свободной торговли. Для Германии, "Exportweltmeister" (в переводе с немецкого – "Чемпиона мировой торговли" – Авт.) – это чрезвычайно проблематично. Экономическая модель Германии опирается на немецкие компании, которые экспортируют товаров и услуг больше, чем страна импортирует. Профицит торгового баланса Германии – 20 млрд евро в месяц, 6 млрд евро из которых – благодаря торговле с США. У США, с другой стороны, самый большой торговый дефицит в мире – в 2016 году он составлял $500 млрд. Во время совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель в марте Трамп заявил: "Я бы сказал, что переговорщики Германии сделали гораздо лучшую работу, чем переговорщики Америки. Мы не хотим победы, мы хотим справедливости. Все чего я хочу – это справедливость". Заявление Трампа отражает его видение о том, что Германия непропорционально выигрывает от глобальной торговли. Он хочет "перебалансировать" эти отношения, в большинстве своем за счет введения "корректировки таможенных пошлин", под которую подпадут компании, ничего не производящие в США.

В-третьих, альт-правые идеологи в окружении Трампа ненавидят Германию за ее политику по отношению к беженцам. Главный президентский идеолог Стив Беннон сетует, что Запад потерял свой "иудейско-христианский фундамент" Соответственно, Трамп сказал, что принимая миллионы беженцев, большинство из которых мусульмане, Меркель совершила "чрезвычайно катастрофическую ошибку, пустив всех этих нелегалов в страну".

И, наконец, есть еще одно разногласие между США и Германией по международным организациям. Для Германии ООН, Всемирная торговая организация и ЕС – элементы международной системы, гарантирующие равенство и справедливость для всех государств. Администрация Трампа – по согласованию с Республиканской партией – полагают, что международные организации пытаются сделать США менее могущественными и дают возможность более слабым странам эксплуатировать США.

- А что по поводу России? Можно ли говорить, что дружба Берлина и Москвы закончилась в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и развязала войну на Донбассе?

- Как правило, трудно говорить о "дружбе" между странами – есть общие интересы и, иногда, общие ценности. Что закончилось в связи с действиями России в Крыму и на Донбассе, так это идея "стратегического партнерства" между Германией и Россией (и между ЕС и Россией). После окончания "холодной войны" Германия и другие европейские государства надеялись, что Россия сможет превратиться в стратегического партнера, который бы помог поддерживать мир и порядок на европейском континенте. Но эту точку зрения забросили после аннексии Россией территории Украины.

- Как Вы оцениваете единство ЕС в вопросе санкций против России? Почему от некоторых немецких политиков мы слышим критику в отношении новых антироссийских санкций, которые ввели Штаты? Бизнес важнее принципов?

- Поддержка санкций сохраняется, за исключением некоторых представителей оппозиции (в Германии – Авт.). Существует согласие, что Европа должна твердо стоять против незаконных действий, которые угрожают миру и безопасности на европейском континенте. Недовольство Германии новыми санкциями США было связано с тем, что из-за их экстерриториального охвата они прямо вредили немецким экономическим интересам – несколько немецких изданий (медиа – Авт.) уже говорят о "торговой войне". Поэтому недовольство не связано с тем, что США ввели новые санкции. Оно связано с тем, как они это сделали.

- А украинский вопрос часто звучит в ходе предвыборной кампании в Германии?

- До недавнего времени Украина не была важной темой, так как внешняя политика лишь один из вопросов кампании и в этой области Украину затмевает президентство Дональда Трампа и вопрос будущего ЕС. Заявления Кристиана Линднера вернули Украину в повестку дня дебатов, но я сомневаюсь, что это будет основным вопросом и вряд ли повлияет на решение большинства избирателей.

- Кстати, заявление Кристиана Линднера в одном из последних интервью наделало немало шума в Украине. Мы его поняли как: "Если хотите вернуть Донбасс, придется забыть о Крыме".

- Заявление Линднера, как он сам это подчеркнул, ломая табу, не было настолько радикальным, насколько его некоторые подают. Линднер сказал, что "опасается", что потребуется "временно признать Крым долгосрочным перманентным решением" (фактически в этом интервью Линднер призвал признать Крым российским на какое-то время, пока для его возвращения Украине не наступят благоприятные условия – Авт.). Конечно, "временный", "долгосрочный" и "перманентный" – противоречат друг другу, поэтому неясно, как Линднер планирует реализовать свое предложение. На вопрос о том, "соглашается ли он, что Россия аннексировала часть Украины (то есть признает ли Линднер Крым российским – Авт.)", он ответил "нет". Тем не менее, его заявление удивило многих. Правительство Германии заявило, что их позиция не изменилась и "аннексия Россией украинского Крыма считается нарушением международного права и вызовом европейскому порядку безопасности". Также важно, что избирательная программа партии FDP – партии Линднера – содержит "четкую позицию по отношению к России", призывая "немедленно прекратить незаконную оккупацию Крыма и войну на Востоке Украины". Линднер не связывал свое заявление с Донбассом, а скорее с немецкими санкциями в отношении России, которые бьют по немецкой промышленности – основе (основному электорату – Авт.) партии FDP. На мой взгляд, его главная цель в этом интервью была показать три вещи: 1. То, что он не боится нарушить общепринятое мнение; 2. Что если его выберут, он будет двигаться вперед; 3. И что он считается с интересами немецкой промышленности.

- Но немецкие либералы сами критиковали канцлера Меркель за слишком "мягкое", по их мнению, отношение к Путину. Что же изменилось?

- Учитывая, что в своей предвыборной программе FDP, на основе которой Кристиан Линднер хочет быть избранным, он четко говорит о своей позиции к России, заявление Линднера (в интервью – Авт.) было удивительным. На мой взгляд, он пытался обратиться к двум аудиториям. Во-первых, к немецкому электорату: Линднер хочет сообщить, что если он и FDP попадут в правительство как вторая партия (займут второе место на выборах – Авт.), не все будет так, как есть сейчас. Пока многие немцы в целом довольны движением страны, но есть ощущение стагнации, на которое Линднер хочет обратить внимание, и впечатление, что отношения с Россией зашли в тупик. Более того, он хочет, чтобы его ассоциировали с традиционным хорошо-любимым бывшим политиком FDP Гансом-Дитрихом Геншером, бывшим министром иностранных дел, известным своей "Разрядкой международной напряженности" по отношению к СССР (в 1950-х-1970-х гг. – Авт.).  Во-вторых, его заявление было адресовано немецкой промышленности, сигнализируя, что он принимает их интересы близко к сердцу и ищет решение, как продвинуться вперед и, в конце концов, найти путь к прекращению санкций. Немецкая промышленность в значительной степени поддерживает правительственную политику санкций, но все чаще звучат вопросы о том, как долго эти санкции будут действовать. Поэтому, отвечая на ваш вопрос по поводу того, что изменилось (в политике Линднера и его партии по отношению к России – Авт.) – сейчас избирательный сезон.

- Россия наращивает свое военное присутствие у границ с ЕС. В тоже время, ЕС и Германия в особенности стараются лишний раз не раздражать Москву заявлениями о возможной перспективе членства Украины в ЕС и НАТО, продолжая политику умиротворения агрессора.

- Существует множество взглядов на Россию – немецкая общественность, промышленность, политики разных окрасок, принимающие решения, восточные страны ЕС, южные страны ЕС и т.д. У всех разные интересы и взгляды. Следовательно, всех обобщить сложно, но, безусловно, существует общая озабоченность в отношении растущей милитаризации и самоуверенности России. ЕС наращивает свой военный потенциал, все больше стран (НАТО) активно пытаются достичь 2%ВВП порога расходов на оборону. Нет никакого желания создавать дополнительное напряжение с Россией, особенно с учетом проблем в трансатлантических отношениях. Боле того, нет никакого желания к расширению ЕС и очень мало желания к расширению НАТО. В нынешней обстановке нестабильности, ЕС и Германия больше всего заинтересованы в сохранении спокойных и стабильных отношений с Россией.