Путин пытается выставить себя миротворцем – интервью с Пэтом Коксом

10 ноября 2017, 15:15
По мнению бывшего президента Европарламента, Россия пытается ослабить единство международного сообщества, чтобы ослабить санкции

Владимир Путин. Фото: AFP

В вышедшей на днях первой части интервью с бывшим президентом Европарламента Пэтом Коксом сайт "Сегодня" говорил о реформе Верховной Рады. Напомним, что с осени 2015 года он возглавляет совместную украинско-европейскую миссию по реформированию нашего парламента и весной прошлого года депутаты даже проголосовали соответствующую резолюцию. Но дальше слов дело не пошло – за два года депутаты так и не смогли внести поправки в регламент.

Сейчас миссия Пэта Кокса работает с фракциями и депутатскими группами, убеждает изменить регламент и, таким образом, запустить реформу Верховной Рады. Но парламентариев, похоже, больше волнует бюджет-2018 и законопроект о реинтеграции Донбасса. Особенно в условиях появления в TheWallStreetJournalстатьи о возможности размещения на Донбассе 20-тысячной миссии "голубых касок". С таким предложением, по информации издания, Штаты якобы готовы обратиться к России.

Реклама

Ранее Путин и Лавров объявили список условий, на которых Россия согласится начать диалог по миротворцам – это амнистия боевикам и выполнение Украиной политической части Минских соглашений. Украину это категорически не устраивает. Среди наших приоритетов – чтобы миротворческая миссия встала на границе, перекрыв поставки российских техники и личного состава боевикам, получила доступ ко всей оккупированной территории, а в ее составе не было россиян. Все это, по словам Пэта Кокса, нужно четко прописать в мандате будущей миротворческой миссии, иначе рискуем своими же руками заморозить конфликт. Во второй части интервью сайту "Сегодня" бывший президент Европарламента рассказал, когда Россия может изменить свою политику, и почему в мандате миротворческой миссии нужно также четко прописать сроки ее вывода с Донбасса.

- Как считаете, может ли Россия согласиться на украинские условия размещения миротворческой миссии на Донбассе?

- Мне кажется, некоторые элементы могут сформировать изменение политики России. Во-первых, президентские выборы в России и попытка Путина представить себя в качестве миротворца. Если вы взглянете на Библию и православную религию, они говорят благословлять миротворцев. Во-вторых, попытка ослабить решимость и единство международного сообщества по санкциям против России. Москва может сказать: смотрите, мы такие миролюбивые, вы должны изменить санкционную политику. И когда мы начинаем вдаваться в детали, мотивация – один аспект, но мне кажется самое важное – это неконтролируемый сегодня участок украинско-российской границы. Через него Россия перебрасывает на Донбасс все, что помогает вооружать боевиков, включая личный состав. И это самая большая проблема.

Реклама

- Да, без доступа к границе миротворческая миссия теряет смысл. А изначально россияне вообще предлагали, чтобы миротворцы охраняли миссию СММ ОБСЕ.

- Если дело лишь в том, чтобы защитить представителей СММ ОБСЕ возле линии демаркации (соприкосновения – Авт.), это не защитит гражданских, украинских военных и вообще это очень ограниченная форма миротворческой миссии. Я считаю, что Украина должна настаивать на кардинально другом мандате миссии. Есть и другой не менее важный вопрос, который нужно поднять. Когда вы обращаетесь в Совбез ООН и начинаете там продвигать свои идеи, позитив в том, что международное сообщество участвует в этом вместе с вами. Но обратная сторона медали в том, что с помощью того же международного сообщества вы рискуете заморозить конфликт.

- И таких примеров в мире достаточно много…

Реклама

- К примеру, у ООН есть "зеленая линия" на Кипре (демаркационная линия, которая разделяет остров на две части: греческую и турецкую – Авт.) между северной и южной частью острова. Мандат ООН на Кипре стартовал с 1947 года (после турецкого вторжения – Авт.). В Ливане временные силы ООН начали действовать с 1978 года (для вывода израильских сил с юга Ливана – Авт.) и мандат до сих пор продолжается. И, в конце концов, у нас есть ирландско-ООН-новские миротворцы, которые обслуживают некоторые из этих сил, и среди них некоторые приходятся внуками и сыновьями тех, кто уже служили в рядах этих миссий. Поэтому когда мы говорим о миротворческой миссии, ее мандат должен быть выверен до мелочей, в том числе условия и сроки, за которые миротворцы должны выйти с территории конфликта. Предложение Кремля по миротворцам, на мой взгляд, очень ограничено и нуждается в радикальной доработке.

- Но дьявол, как всегда, кроется в деталях…

- Да, так всегда…

- И Вы правильно сказали, нужно очень четко проговорить мандат этой миротворческой миссии, чтобы мы своими же руками не заморозили войну на Донбассе.

- Совершенно верно. Также Путин хочет руками миротворцев еще раз показать миру, что это внутренний конфликт (как говорит Москва "гражданская война" – Авт.) в Украине, а не война с Россией. Именно поэтому я и подчеркиваю, что мандат на ввод миротворцев очень важен, и украинско-российскую границу также нужно брать под контроль. В противном случае нельзя исключать, что Россия не будет перебрасывать технику и личный состав на Донбасс во время или после завершения мандата работы миротворческой миссии. И, конечно же, нужно не допустить, чтобы руками международных миротворческих сил конфликт на Донбассе заморозили.

- А что насчет европейцев? Они согласятся отправить своих миротворцев на Донбасс? Судя по риторике Юнкера, Украину и в Евросоюзе в ближайшие 25 лет не ждут.

- Вас не должно это сбивать с толку. На это есть некоторые объективные причины. Во-первых, Соглашение об ассоциации уже подписано и на имплементацию всех прописанных там требований и условий может уйти до 10 лет. Это дорога вашей евроинтеграции, которая началась, но еще не пройдена. Во-вторых, вы же видели, как неожиданно в Нидерландах прошел референдум (в апреле 2016 года в Нидерландах прошел консультативный референдум, более 60% проголосовавших сказали "нет" Ассоциации с Украиной – Авт.). Но, несмотря на негативные результаты референдума, Сенат и правительство Нидерландов решили поддержать Ассоциацию с Украиной, говоря своим жителям, что Соглашение об ассоциации это не членство Украины в ЕС.

Когда господин Юнкер избирался на пост президента Еврокомиссии пару лет назад, он сказал, что до 2020 года очередного расширения ЕС не будет. И это было сказано не только для Украины, но и для Сербии, Черногории и других. Учитывая тот факт, что вы даже не в статусе кандидата на членство в ЕС, в отличие от Сербии. Я подчеркну, что политика нерасширения до 2020 года это не только часть избирательной кампании Юнкера. Он также учитывает и то, что если объявить о вступлении той или иной страны в ЕС не в подходящий момент, это не сработает.