Из Стамбула в Одессу: наш корреспондент поработал наркокурьером

13 октября 2010, 19:39
Журналист "Сегодня" без проблем провез в Южную Пальмиру "белый порошок" через две таможни

Злачное место. В старом городе туристам предлагают наркотики и девочек. Фото А. Сибирцев

Реклама

Гигантский "улов" украинских спецслужб в виде трех партий кокаина, обнаруженных летом 2010 года в одесском морском порту, натолкнул нас на мысль пойти на журналистский эксперимент. Мы решили сымитировать ввоз наркотиков в Украину и таким образом проверить работу украинских пограничников и таможенников.

Выбор страны, из которой мы собрались везти "белый порошок", пал на Турцию. По мнению одного из бывших сотрудников СБУ, с которым мы консультировались накануне поездки, Турция давно стала транзитной базой для перевалки зелья в нашу страну. "Через Стамбул морем — на судах, по суше — грузовиками-дальномерами и по воздуху — самолетами, в тайниках провозят кокаин, гашиш и героин. Гашиш и героин в Турцию поступают из Афганистана и Пакистана, а кокаин — из Латинской Америки. Поэтому в Турции все эти наркотики гораздо дешевле чем в Украине. Купив наркоту в Стамбуле, ее продают в Украине почти вдвое дороже. На такой "заработок" идут не только организованные преступные группировки, но и люди, далекие от наркоторговли — просто готовые добыть деньги любым способом", — рассказал наш эксперт. По его же словам, найти в Турции зелье не сложно — мелкие наркодиллеры обретаются в ночных клубах.

ПОКУПКА. И вот, оказавшись в Стамбуле, я первым делом ищу ночной клуб "сомнительного толка". Заведение носит романтическое название "Парлаклик" ("сияние"). Сажусь в углу и заказываю чай. В дискоклубе столбом стоит дым, подсвеченный сиреневыми огнями цветомузыки. Извиваются девушки довольно смелого для азиатской страны вида — в откровенном мини и с глубоким декольте. Мужчины чинно сидят компаниями за столиками и разглядывают женщин. Спустя десять минут ко мне подсаживается молодой человек интеллигентной наружности — в очках и при галстуке — и на чистейшем русском предлагает: "Русский — есть девушки! Очень дешево — всего 50 долларов в час", — доверительно сообщает сутенер. Услышав, что "руссо туристо" интересует "кое-что" другое (объясняю жестами — потянув носом воображаемую "дорожку кокаина"), сводник живо реагирует, мол, "сейчас, жди". Через полчаса за мой столик плюхается мрачный тип — на нем джинсы, кожаная куртка, а мощная челюсть поросла трехдневной щетиной. Русским мой собеседник владеет слабо... "Турция—кокаин—тюрьма!" — пугает меня турок, красноречиво складывая руки как для наручников. Увидев мой кивок, мол, "плавали—знаем", дилер продолжает: "Есть порошок (показывает жестом "дорожку") — чистый-чистый. Дешево — 120 долларов грамм". Говорю: "Дорого. Я буду брать 10 граммов — делай скидку". Турок вроде бы теряет ко мне интерес и уходит. Выхожу из клуба и я. Сзади меня догоняет дилер и вполголоса предлагает прийти к дискоклубу через 40 минут. После недолгого торга сходимся на оптовой цене за кокаин по $80 за грамм. Естественно, что на закупку я не являюсь — наш эксперимент в границах законов.

Реклама

Однако первая цель — "закупка наркотиков" по оптовой цене — достигнута. Итак, затраты на покупку кокса — $800. В Украине, по утверждению нашего эксперта, порошок запросто можно сбыть в розницу по $250 за грамм. "Навар" — 1700 долларов! Осталось лишь пересечь границу.

ПОРОШОК. Роль кокаина будет играть купленный в турецком магазине белый стиральный порошок. Его я собираюсь упаковать в герметичный пакетик и положить под стельку ботинка. Как первая, так и вторая части эксперимента довольно рискованны. Услышав о моей цели, знакомый одесский юрист покрутил у виска пальцем и сообщил: если турецкие или украинские пограничники обнаружат у меня странный полиэтиленовый пакетик в ботинке, то "доставать меня из зиндана он будет очень долго" — как минимум месяц будет длиться только экспертиза найденного порошка. Все это время я буду в изоляторе за решеткой. Это обстоятельство добавляет мне "холодка за спиной". В отеле упаковываю пакетик с порошком и кладу его в "тайник".

ТАМОЖНЯ. В гигантском стамбульском аэропорту "Ататюрк" досмотр багажа и пассажиров происходит в два этапа. Первый контроль — при входе в аэропорт. Мою дорожную сумку просматривают невидимые рентгеновские лучи, рядом с детекторной камерой — телевизор. Сотрудница аэропорта внимательно вглядывается в изображение. Я снимаю куртку, часы и ремень, выкладываю мелочь и ключи на специальный лоток и прохожу через рамку. Турок в униформе благожелательно машет рукой — у меня все "окей"! Второй контроль — непосредственно перед посадкой, та же процедура. Вопреки моим ожиданиям, пограничники досматривают багаж и людей без собак. Но любой металлический предмет живо интересует турецкую службу безопасности — прямо передо мной турки заставили вывернуть карманы "зазвеневшего" на детекторной рамке француза. "Шмон" туриста происходит под его крики — француз переживает, что его самолет вот-вот улетит. Однако никого это обстоятельство не волнует и досмотр продолжается. Моя особа турецких вообще не заинтересовала. Обувь никто мне снять не предлагает и я наконец занимаю свое место в самолете.

Реклама

На украинской "стороне" — в Одессе — таможенный досмотр происходит куда быстрее. Сумка также проезжает на ленте через рентгеновские лучи, собак, натасканных на наркотики, тоже не видно. Таможенник подозрительно шарит по мне взглядом. "Вот сейчас начнутся неприятности", — думаю я. После секундной паузы таможенник внезапно спрашивает: "Кожу везете?" — "Нет", — с облегчением отвечаю я. — "Значит, золото?" — продолжается допрос. Услышав в ответ, что я не везу драгметалл из Турции, таможенник разочарованно отдает паспорт. Я дома. Пакет с "белым порошком" — со мной.

"НАРКОКАРТЕЛИ ПЛАТЯТ УКРАИНСКИМ ЧИНОВНИКАМ"

Итоги нашего эксперимента свидетельствуют, что, несмотря на уверения таможни и погранслужбы, собак-нюхачей, натасканных на наркотики, в аэропортах нет, а украинских блюстителей границы интересуют лишь челноки, везущие из-за кордона товары. Настоящие наркотики, при желании, можно провезти без проблем, чем и пользуются наркодилеры.

Впрочем, представители таможни и Госпогранслужбы уверяют, что специально обученные псы таки несут службу в аэропортах. "Собаки осматривают пассажиров выборочно в пунктах досмотра", — пояснил пресс-секретарь Южной региональной таможни Богдан Панас. "Пограничники при помощи собак досматривают подозрительных людей на предмет наркотиков на всех пропускных пунктах, в том числе и в аэропорту", — утверждает начальник пресс-службы Южного оперативного управления Госпогранслужбы Андрей Белобородченко.

А вот глава облотдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Владимир Дулгер говорит, что случаи провоза наркотиков через границу — явление нередкое. "В этом году мы задержали в аэропорту гражданина Узбекистана, который прятал наркотик... в желудке, — говорит правоохранитель. — Сначала он упаковал зелье в герметичные капсулы, которые проглотил". Наши источники в СБУ утверждают, что воздушные и морские границы остаются слабым звеном в погранслужбе. "Находят лишь 10% от всего зелья, которое идет через Украину. Наркотики везут международные ОПГ, которые платят "зарплату" многим нашим высокопоставленным чиновникам", — уверяет эксперт.

Александр Сибирцев