Январь религиозный: православные празднуют Рождество, а мусульмане поминают внука Пророка

29 декабря 2008, 16:01
"Сегодня" публикует календарь праздников, дат и событий разных религий.

Киевский вертеп. В столице ставят рождественский домик Христа. Фото В. Говорухи

Январь древние римляне назвали в честь Януса (Janus) — двуликого бога входов и выходов, одно лицо которого обращено в прошлое, а другое — в будущее. Слово это на латыни означает дверь. Считалось, что Янус — бог света и солнца, открывает небесные врата. Изображается с двумя лицами, одно из которых — молодое, другое — старое.

Период накануне и после встречи Нового года насыщен праздниками, как никакой другой. 6 января наступает Рождественский сочельник, Навечерие Рождества Христова. В храмах читаются особые, Царские часы.

Реклама

7-го — Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Накануне служат Всенощное бдение, с переходом ближе к утру в торжественную Литургию. Поют тропарь: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…". С Рожеством связано множество обычаев и примет. "На Різдво і сонце грає", а Рождественская ночь — самая волшебная. Святим (Багатим) вечером с обязательными двенадцатью блюдами на столе, заканчивается Пилиповка — рождественский пост. И лишь с появлением на небе первой звезды положено приступать к трапезе.

По поверью, это общая вечеря всего, вместе с пращурами, рода, поэтому излишнее веселье не вполне уместно. Приходящих колядников следует воспринимать как неких посланников, и стараться соответственно благодарить. Возможно, подобный обычай распространен еще с языческих времен, среди божеств был один по имени Коляда. Слово происходит от латинского — Calare (звать, созывать), поскольку у римлян начало нового временного периода принято было объявлять во всеуслышание.

После недели святок снова готовят кутю и устраивают Щедрый вечер, канун встречи "старого" Нового года. Поют щедрівки, ряженые водят козу, молодежь устраивают свои тусовки, так называемые Меланки. И стараются погадать, ведь Василиева, новогодняя ночь для этого самая подходящая. Девушки, выходя на улицу, ждут первого прохожего, чтобы спросить его имя, которое, по поверью, должно быть у суженого. Ребята, запасшись зерном, обходят дома, припевая: "Сеем, сеем, посиваем, з Новим Роком поздоровляем!"

Реклама

13-го — по церковному календарю, — день святой Мелании, а также Петра Могилы, одного из самых знаменитых митрополитов Киевских. Заканчиваются Рождественские святки, начинается подготовка к встрече Богоявления.

Через несколько дней, 19 января, наступает Второй Свят вечер или Голодна Кутя. Говорят, что "Богоявленської ночі небо відкривається, про що йому помолишся, то і збудеться".

Освящение воды накануне Водохрещи совершают в церкви, а непосредственно в этот день — на Иордане, в открытых водоемах. Месяц заканчивается посвятками, временем, когда принято было засылать сватов и играть свадьбы.

Реклама

МУРОМЕЦ, КРЕЩЕНИЕ И ТАТЬЯНИН ДЕНЬ. 1 января чтят память мученика Вонифатия и преподобного Ильи Муромца, славного былинного богатыря, почивающего в Ближних Пещерах Киевской лавры с XII века. К первому обращаются с молитвой об исцелении от пороков пьянства и блуда, второму — при болезнях ног.

4-го Церковь славит великомученицу Анастасию Узорешительницу, ставшую небесной покровительницей заключенных.

11-го поминают 14 тысяч невинных младенцев, пострадавших от Ирода в Вифлееме. Также это день памяти преподобных Киево-Печерских: Марка Гробокопателя, Феофила и Иоанна и Лаврентия Черниговского. Этот святой наших дней, умерший в 1950 году, предсказал возрождение религиозной жизни и наступление "последних времен".

15 января состоялось второе обретение (1991) мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца.

17-го празднуют Собор 70 апостолов, в число которых входят евангелисты: Марк и Лука.

18 января — Крещенский сочельник, а 19-го — Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Названо так исходя из того, что Бог явил себя одновременно в трех Лицах: Отец — голосом, Сын — непосредственно, и в виде голубя — Святой Дух.

25-го — Татьянин, любимый студентами день.

КАТОЛИКИ ПРОВОДЯТ СЕМЕЙНЫЕ ВЕЧЕРА У КАМИНА И ЖГУТ "ЭПИФАНСКИЕ КОСТРЫ", ОСВЕЩАЯ "ПУТЬ ВОЛХВОВ"

1 января католики молят Бога о даровании мира на земле. Праздник установлен в 1967 году Папой Павлом VI. Также совершается чествование Пресвятой Девы Марии. Святое для всех христиан имя (евр. Мариам) трактуют по разному: "прекрасная", "горькая", "госпожа" и "возлюбленная Богом". Предпочтение отдается последнему значению, восходящему к древнеегипетскому языку, и объясняется четырехвековым пребыванием евреев в Египте.

Продолжается Рождественский период, который 6-го числа завершается Эпифанией, содержанием чего является поклонение Младенцу Иисусу королей-магов: Каспара, Мельхиора и Валтасара. Золото они даровали Христу как Царю, ладан — как Богу, и, поскольку Он был еще и смертным человеком — смирну, используемую при погребении. В костелах совершаются торжественные мессы и благодарственные молебны. В группе колядующих появляются три короля с длинным шестом, увенчанным звездой. Они благословляют хозяев домов и обозначают своими инициалами "М-В-С" двери. В Италии подобные обходы сопровождает фея Бефана, одаривая подарками детей. Сохранилась традиция жечь костры — "эпифанские" огни, освещающие "путь волхвов". Семейные ужины проводят, по возможности, у камина с "рождественским поленом".

В этот же день или в ближайшее воскресение проводится и освящение воды. Начинаются зимние святки и подготовка к Карнавалу, который достигает своей кульминации в последние три дня перед Великим Постом — в "жирные" воскресение, понедельник и вторник. Официальной церковью этот языческий по своей сути праздник, не приветствуется, однако после долгой борьбы она смирилась с его существованием.

17 января отмечается день святого Антония, покровителя животных.

МУСУЛЬМАНЕ ПОСТЯТСЯ И РАДУЮТ ДЕТИШЕК

8 января наступает 10-й день первого месяца — Мухаррам, 1430 лунного года Хиджры, который носит особое название "Ашура" (от арабского слова "гашара" — "десять"). Согласно мусульманскому преданию, с ним связаны сотворение Небес, Земли, ангелов, а также первого человека Адама и переселение его в Рай.

Светопреставление — Конец Света — тоже должен наступить в день Ашура. На него приходится и множество счастливых случаев, связанных с пророками: ковчег Нуха (Ноя) причалил к горе Джуди (Арарат), Юнус (Иона) был вызволен из чрева кита, родился Ибрахим (Авраам), спасся от преследования фараона Муса (Моисей) и наконец вознесся на небо Иса (Иисус).

Правоверные стараются поститься, читать Коран, радовать детей и близких. Как сказано в одном из хадисов: если кто посетит больного в день Ашура, то это равносильно посещению всего человечества. Человек же, который даст напиться жаждущему, получит стократное вознаграждение.

У мусульман-шиитов пост в этот день обязателен, так как совпадает с главной датой шиитского календаря: поминовением внука Пророка — имама Аль-Хусейна ибн Али, павшего в 680 году н. э. смертью шахида — борца за веру.

Первые десять дней шииты оплакивают смерть мученика и до окончания месяца посвящают ему религиозные обряды.

Считается, что как правоверный проведет месяц Мухаррам, так и пройдет и год. Это время покаяния и богослужений, один из четырех месяцев, в течение которых Аллах запретил всякие конфликты, войны и месть.

Редакция благодарит за информационную поддержку: митрополию Украинской Православной Церкви, Католический Медиа-центр в Украине, Духовное управление мусульман Украины, Главную синагогу города Киева.