Январь религиозный: прощание с морозом и свадебное время

28 декабря 2009, 15:44
В этом месяце закончится пост, наступит волшебная ночь и придет время сажать деревья

Рождество. На Щедрый вечер за столом собирается не только вся семья, но и души предков

Период накануне и после встречи Нового года насыщен праздниками, как никакой другой. Для христиан главным среди них является Рождество. "На Різдво і сонце грає", а рождественская ночь — самая волшебная. Святым (Богатым) вечером с обязательными двенадцатью блюдами на столе заканчивается Пилиповка — рождественский пост. И лишь с появлением на небе первой звезды положено приступать к трапезе. По поверью, это общая вечеря всего, вместе с пращурами, рода, поэтому излишнее веселье не вполне уместно.

1 января совершают память мученика Вонифатия и преподобного Ильи Муромца, былинного богатыря, почивающего в Ближних Пещерах Киевской лавры с XII века. К первому обращаются с молитвой об исцелении от пороков пьянства и блуда, второму — при болезнях ног.

Реклама

4-го Церковь славит великомученицу Анастасию Узорешительницу, ставшую небесной покровительницей заключенных. 6 января наступает Рождественский сочельник, Навечерие Рождества Христова. 11-го чествуют 14 тысяч невинных младенцев, пострадавших от Ирода в Вифлееме. Также это день памяти преподобных Киево-Печерских: Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна и Лаврентия Черниговского. Последний является святым нашей эпохи, умершим в 1950 году, он предсказал возрождение религиозной жизни и наступление "последних времен".

После недели святок, длящихся с 7 по 13 января, снова готовят кутю и устраивают Щедрый вечер, канун встречи старого Нового года. Поют "щедрівки", ряженые водят козу, молодежь устраивает свои тусовки, так называемые Меланки. И стараются погадать, ведь Василиева, старо-новогодняя ночь для этого самая подходящая. Девушки, выходя на улицу, ждут первого прохожего, чтобы спросить его имя, которое, по поверью, должно быть у суженого.

18 января – Крещенский сочельник, Второй Свят вечер или "Голодна Кутя". Говорят, что "Богоявленской ночью небо открывается, о чем помолишься, — сбывается". 19-го — Богоявление или Крещение Господа. Названо так оттого, что во время широко известного евангельского события Бог явил себя одновременно в трех Лицах: Отца — голосом, Сына — непосредственно, и в виде голубя — Святого Духа. Освящение воды накануне Крещения совершают в церкви, а непосредственно в этот день — на Иордане, в открытых водоемах.

Реклама

20 января отмечают посвятки, время, когда принято было засылать сватов и играть свадьбы. Свадебное время — с Крещения до Масленицы. Также народ, призывая весеннее тепло, говорил морозу: "Трещи не трещи, прошли водокрещи". 25-го — Татьянин, любимый студентами день.

КАТОЛИКИ. 1 января католики молят Бога о даровании мира на земле. Продолжается рождественский период, который 6-го числа завершается Эпифанией. Его содержанием является поклонение Младенцу Иисусу королей-магов: Каспара, Мельхиора и Валтасара. Золото они даровали Христу как Царю, ладан — как Богу, и, поскольку Он был еще и смертным Человеком, — смирну, используемую при погребении. Начинаются зимние Святки.

У ИУДЕЕВ 5770 ГОД ДЕРЕВЬЕВ

Реклама

30 января (15 швата) 5770 года от сотворения мира по иудейскому календарю наступает еврейский Новый год деревьев — Ту би-шват. В иудаизме существует четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. По одному календарю (первый месяц которого — нисан), отсчитывается история Израиля, по второму (первый месяц — тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.

Праздник этот, строго говоря, не является религиозным: не произносят особые молитвы, не зажигают свечи и не прекращают работы. Традиция связана с предписаниями Торы — отделять десятину от урожая в пользу священников и левитов, не имевших своей земли для пропитания. Ту би-шват стал тем днем, в который, как считается, рождаются деревья.

Обычно в эту пору в Израиле заканчивается сезон дождей и возрождается природа. Евреи по всей стране сажают растения, вспоминая заповеди Торы. У людей с деревьями много общего, так же, как и они, человек силен своими корнями – предками. Хотя их и не видно, они дают нам силу. Крона же дерева подобна жизни человеческой, а его плоды – детям.

Праздничная трапеза на Ту би-шват состоит из злаков и фруктов, которыми прославлена в Писании Земля обетованная. На первом месте: пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат. По традиции, к трапезе подаются пшеничные лепешки и выпиваются четыре бокала вина. В последние годы празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе.

ЯНВАРСКАЯ ДВЕРЬ

Январь древние римляне назвали в честь Януса (Janus) — двуликого бога входов и выходов, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее. Слово это на латыни означает дверь. То есть вход в новую, обновленную жизнь. Считалось, что Янус — бог света и солнца, открывает небесные врата.

Редакция благодарит за информационную поддержку: митрополию Украинской Православной Церкви, Католический Медиа-центр в Украине, Главную синагогу Киева.