Ющенко готовит "конституционную революцию"?

15 сентября 2007, 13:40
Согласно новым поправкам к Конституции, которые готовятся в СП, министры смогут быть депутатами, а Янукович останется без силовых вице-премьеров.

Проект поправок к Конституции с радикальными изменениями в распределении полномочий между ветвями власти подготовила группа украинских юристов под руководством профессора Владимира Шаповала.

По словам академика НАНУ Игоря Юхновского, приглашенного президентом Виктором Ющенко к разработке обновленной версии Основного закона, группа юристов под руководством Шаповала предложила изменения к Конституции, которые представляют собой проект улучшенной президентской формы правления и основу для "переходного варианта" Конституции, который устраняет недостатки Основного закона 1996 года и изъяны конституционных изменений 2004 года. Об этом сообщает "Зеркало недели".

По словам Юхновского, подготовка проекта должна была быть завершена до выборов 30 сентября, а предусмотренные им изменения – быть утвержденными на первой сессии новоизбранной Верховной Рады осенью этого года, немедленно вступить в силу и действовать до принятия новой Конституции.

Реклама

"Верховная Рада, которую изберут в 2007 году, будет наделена функциями переходного парламента, основная задача которого — подготовить под председательством действующего президента Виктора Ющенко проект (или два проекта) новой Конституции", — подчеркнул академик.

Согласно проекту "переходных" изменений, президент имеет право отменять постановления Кабмина, касающиеся внешней политики, обороны и безопасности, а также председательствовать на заседаниях правительства, посвященных вопросам обороны, безопасности и внешней политики, рассказывает Юхновский.

Упраздняются должности вице-премьеров и службы Секретариата Президента, занимающиеся вопросами обороны и безопасности, а также внешних отношений. Этими вопросами, а также другими вопросами стратегического развития государства занимается Совет национальной безопасности и обороны под руководством президента.

Реклама

Административная структура государства имеет такой вид: государство, области, районы, общины. Каждое из звеньев имеет свои выборные советы депутатов и соответствующие исполнительные органы. Предусмотрены также государственные областные и районные администрации, которые будут выполнять наблюдательные функции. Председателей этих администраций назначает Президент по рекомендации Кабинета министров.

Устанавливается жесткий механизм формирования правительства Верховной Радой. Парламентское большинство (даже сформированное ситуативно) в течение не более, чем 30 дней, принимает решение о кандидатуре премьер-министра, который в 15-дневный срок подает на рассмотрение Верховной Рады проект программы деятельности своего правительства. Верховная Рада одобряет проект программы в срок, не превышающий 15 дней.

Если проект программы одобрен, Президент в 3-дневный срок издает указ о назначении премьера и по его представлениям назначает министров. Если в определенный срок программа деятельности правительства не одобрена, Президент досрочно прекращает полномочия Верховной Рады и в 3-дневный срок после этого назначает премьера самостоятельно.

Реклама

Президент также может распустить парламент по политическим мотивам, назначив референдум о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Если по итогам референдума предложение Президента будет поддержано, парламент распускают, если же нет — Верховная Рада двумя третями голосов депутатов может принять решение о досрочном прекращении полномочий Президента.

Премьер-министр и министры могут быть одновременно и депутатами Верховной Рады. Министров освобождает от должности премьер-министр. Верховная Рада может принять решение о недоверии Кабмину, которое влечет за собой его отставку. Премьер-министр имеет право заявить перед Верховной Радой о своей отставке. Отставка премьера означает отставку всего правительства.

Кроме того, Юхновский отметил необходимость создания сената (верхней палаты парламента), которая дублировала бы рассмотрение и принятие важных законов, занималась бы вопросами квалификации руководящих кадров, назначениями на должности судей, другими назначениями, а также представляла бы интересы областей в бюджетном процессе.