Как спасти семью от онлайн-игрушек

14 ноября 2009, 08:02
Все больше украинцев сбегает от проблем и стрессов в виртуальные миры, где осваивают новые профессии, беспечно заводят семьи и друзей, напрочь забывая о родных людях в реальном мире

Играть или не играть? Каждый день все больше людей на планете заводят виртуальную жизнь. Онлайн-играми одинаково быстро увлекаются дети и взрослые, мужчины и женщины, студенты и директора фирм. Компьютер превращает их в эльфов, гномов, королей и принцесс — могущественных и бессмертных. У многочисленных выдуманных интернет-миров есть защитники — они утверждают, что игры помогают снять напряжение после тяжелого рабочего дня, и противники, которые кричат, что онлайн-игрушки превращают людей в асоциальных зомби. Психологи поясняют — онлайн-игры, точно так же, как и быстрая еда (полуфабрикаты), очень быстро удовлетворяют потребности людей, при этом не требуя особых затрат. Тем самым вызывая привыкание. Еще одна причина — в онлайн-мире человек может надежно и надолго спрятаться от реальных проблем. При этом там решаются вопросы, чем-то схожие с жизненными, но происходит это интереснее и быстрее. Игроки осваивают другую профессию, находят новую жену и детей, заводят новых друзей. То есть делают то, что хотели бы сделать в реальной жизни, но, увы, не могут на это решиться. У людей появляется вторая жизнь, которая их устраивает больше, чем реальная. Естественно, ушедшая на второй план реальная семья начинает требовать объяснений, друзья перестают звонить, а жена закатывает скандал. Мы попытались разобраться, так ли опасны онлайн-игры и как помочь любимому человеку вернуться в реальный мир.

ДОИГРАЛИСЬ ДО... СВАДЬБЫ

Реклама

Новобрачные. Андрей и Марина поженились сначала в "Кровожадном мире", а потом — в реальном

Только приятные воспоминания связаны с онлайн-играми у киевлянина Андрея и его жены из Санкт-Петербурга Марины. Они познакомились в онлайн-игре "Кровожадный мир". Он под ником Темный эльф входил в очень влиятельный клан, который следил за порядком, а она только поступила в этот отряд на службу. Позже они вместе участвовали в войнах против монстров и чудовищ. "Чем ближе мы знакомились в игре, тем больше нравились друг другу. Так, в один из дней все наши друзья узнали, что наши герои женятся, — улыбается Андрей. — Конечно, это не означало, что то же повторится в реальной жизни".

Реклама

Темный эльф. Герой Андрея

На свадьбу пригласили около сотни жителей виртуальной страны, а в профиле каждого участника появилось сообщение о браке Принцески и Темного эльфа. Уже после свадьбы в мире виртуальном парень узнал настоящее имя своей жены. "Мы начали общаться вне игры и поняли, что интересны друг другу, а отношения в жизни завязались после того, как встретились в Москве. Два года еще общались и в реале, и в игре, а потом все-таки поженились в Киеве, и Марина переехала ко мне жить. Дома мы в онлайн-игру не играем — это уже перебор. Мы наслаждаемся реальным общением друг друга".

Реклама

Принцеска. Героиня Марины

А вот брак полтавчан Ирины и Руслана Коваленко из-за онлайн-игры распался. И дело совсем не в том, что жена пилила мужа за его особое пристрастие к виртуальной жизни. "Мы оба играли в одну и ту же игру. Это началось, когда мы были на последнем курсе университета, — вспоминает Ирина. — Руслан начал играть в World of Warcraft, я сначала пыталась его отговаривать — мне не нравилось, что он там проводит много времени, а потом сама зарегистрировалась". Ирина рассказывает, что ее парень был кровожадным Орком, который постоянно дрался за землю, а она выбрала себе роль Эльфа и занималась накоплением мудрости. После этого они стали лучше понимать друг друга, какие-то бытовые вопросы даже решали в игре. К слову, именно в игре Руслан сделал предложение Ире. "Я вышла за него в реальной жизни, мы переехали в отдельную квартиру, к тому моменту у нас дома уже были два компьютера и после работы мы все больше общались друг с другом только в игре. Потом у меня стали быстро расти показатели, я переходила с одного уровня на другой и, наконец, вышла замуж за очень влиятельного героя". Это решение и возмутило реального супруга Ирины, он попросил расторгнуть брак в игре, потом стал требовать, чтобы Ирина вообще перестала играть. Ссоры из-за игры переросли в бытовые и в результате супруги развелись. "Я не думаю, что виновата онлайн-игра, скорее всего, она была поводом, а с Русланом мы просто не подходили друг другу", — резюмирует Ира.

ВРАЧ ВИТАЛИЙ ЛЕЧИЛ МОНСТРОВ

Александр. Согласился фотографироваться только со спины

Еще год назад о жизни врача частной клиники Виталия можно было смело сказать — удалась. Они с женой отметили в Египте пять лет брака, собирались купить новую квартиру. "Планы тогда подпортил кризис, Виталия перевели на полставки, — рассказывает жена Наталья. — Тогда он держался молодцом, но как человек очень активный, привыкший заполнять работой каждую секунду, начал скучать. Я не сразу обратила внимание, что он серьезно увлекся онлайн-игрой". Виталий в виртуальном мире лечил коллег по сообществу, раненных монстрами. Наталья сначала только порадовалась за любимого мужа, видя, что наконец он перестал ходить мрачнее тучи по квартире. "Но ситуация стала странно меняться, — сетует Наталья. — Я заметила, что виртуальный мир отбирает у мужа все больше времени, он стал невнимательным. Когда я, уходя на работу, говорила: "Пельмени в холодильнике", он кивал, а вечером я находила еду нетронутой. Потом обнаружилось, что муж начал мне врать, оказалось, что у него в Сети другая жена и даже приемные дети, и эта семья ему важнее, чем реальная. После нескольких крупных ссор Виталий признал, что стал зависимым, и пошел к психологу". Сам глава семьи говорит на тему онлайн-игр неохотно. "Мне казалось, что подсесть на это могут только подростки и неудовлетворенные жизнью дураки. У меня же все было нормально — семья, работа. Сейчас даже не хочу думать, что все это мог потерять из-за мира фэнтези и компьютерных друзей", — сокрушается мужчина, который после бесед с психологом оставил игры.

Скрывает свою виртуальную жизнь от жены и харьковчанин Александр, поэтому просит не называть его фамилию. При этом он признает — игра делает его зависимым, говорит, что выбирая между интересным путешествием и игрой, выберет последнюю. "Если два дня не захожу в игру — мысли только о том, где найти компьютер и продолжить битвы, — говорит Александр. — Правда, дома у нас с женой уговор: я компьютер не включаю вообще. И, конечно, не говорю ей о своей другой жизни. Она не знает, что какую-то часть зарплаты я трачу на покупку оружия и талисманов (за свои реальные деньги покупает в игре артефакты. — Авт.) — скандалы мне не нужны".

ПСИХОЛОГИ: ИГРАТЬ МОЖНО И В ЖИЗНИ

Специалисты едины во мнении, что если ваш родной человек больше двух часов в день посвящает онлайн-играм, при этом забыв о вещах, когда-то имевших для него огромное значение, следует бить в колокола. Но делать это нужно без криков и резких движений. Если такая ситуация произошла в вашей семье, то не стоит устраивать истерик и закатывать скандалы, что будет иметь обратный эффект.

Существует несколько способов вытащить "пленника" из этой пучины. Для начала специалисты предлагают разобраться, почему человек ушел в другой мир, что он там ищет? "Нужно понять, чем можно соблазнить его в реале. Ни в коем случае нельзя сразу же ставить вопрос категорично: я или компьютер, — считает психолог Татьяна Михеенко. — Я бы посоветовала женам вспомнить об обольщении, попытаться хотя бы так отвлечь мужа от компьютера. Можно придумать какое-то общее дело, заняться экстремальным или активным отдыхом: дайвинг, квест-игры. Можно придумать интересный совместный отдых, например устроить поездку на выходные в деревню, где нет компьютера. И там уже легче обратить внимание на проблему".

"Предлагаю вместе с зависимым составить таблицу с плюсами и минусами сложившейся ситуации. Конечно, игрок будет называть положительные стороны, например говорить, что он получает так эмоциональную разрядку, у вас же будет возможность сказать, что он стал раздражительнее", — продолжает социальный психолог Валерий Рожко. После того как проблема поднята, Рожко предлагает переходить к более активным действиям — например, предложить человеку ту же ролевую игру, только в реальной жизни. Если ему хочется быть магом или эльфом, то стоит подключиться к этому движению в реальной жизни — пойти к толкиенистам. Категоричен в этом вопросе психолог Евгений Заика: "Я бы предложил супругам и родителям быть бдительными и не пускать человека в онлайн. Ситуацию лучше предупредить, чем потом разбираться с ней. Поэтому если в доме есть компьютер и интернет, то стоит сразу же уяснить, что онлайн-игр здесь не будет".

ВИРТУАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ЖИВУТ МИЛЛИОНЫ

Сегодня в мире существует несколько сотен онлайн-игр. Самая популярная — World of Warcraft, сделанная в стиле фэнтези, "жизнь" в которой идет круглые сутки, и в штурме замка может участвовать сотня игроков. Украинский "Кровавый мир" — проще, но доступнее.

История онлайн-игр началась на кафедре американского университета в 70-х годах. Первая игра была примитивной, она находилась только в закрытых сетях, которые стояли в различных университетах. Стремительно развиваться онлайн-индустрия начала в середине 90-х, когда появился интернет. Трехмерная графика впервые возникла в 1996 году, который и принято считать началом новой эры онлайн-игр. В то же время появляются первые платные игры, возникает возможность набрать штат гейм-мастеров, чтобы те постоянно контролировали события в виртуальной жизни. Так начинают появляться игры-миры, где жизнь не прекращается целые сутки — идут войны, издаются законы, люди женятся и разводятся. Бум на онлайн-игры в мире начался в начале XXI века, количество участников растет каждый день. Существуют специальные онлайн-игры даже для детей. Пятилетний ребенок может зарегистрироваться на сайте, выбрать себе персонажа и, выполняя различные поручения, дослужиться до уровня принцессы или принца.

World of Warcraft — самая известная онлайн-игра в мире, в которой участвуют 12 млн игроков. Мир игры похож на тот, что описывал Толкиен: можно стать эльфом, великаном и т.д. Если в большинстве игр, достигнув высокого уровня, персонаж становится фактически неуязвимым и играть становится скучно, то в WОW, даже будучи полубогом, ты можешь погибнуть в схватке с ватагой новичков. К тому же для суперигроков есть суперсложные уровни. Однако игра — это не только схватки, но и поиски талисманов. Встретив другого игрока, можно предложить ему отправиться в путешествие и уже совместно рубать монстров, а заодно болтать о новостях волшебного мира. Даже семью завести можно. Можно торговать оружием, артефактами, зарабатывать игровые деньги, которые даже обмениваются на реальные.

Самые популярные украинские онлайн-игры также сделаны в стиле фэнтези, долгожителем считается игра "Кровожадный мир". По красочности, многообразию игрового мира он намного уступает World of Warcraft. Здесь двухмерные, а не трехмерные персонажи, меньше игровых заданий, не так разнообразно оружие. Но вместе с тем у "Кровожадного мира" есть одно важное преимущество. Для этой игры не обязателен мощный компьютер, в нее можно играть прямо у себя в офисе, в интернете. Игра потребляет минимум трафика и не требует установки на компьютер никаких дополнительных модулей. А поскольку в нее играют украинцы, то и общение проще, чем в WОW, который лишь недавно стал русскоязычным. Для пущего удобства даже сделаны специальные чаты.

ПРИРАВНЯЛИ К АЛКОГОЛИЗМУ

"Виртуальный мир — это одна из самых лучших защит от жизненных неурядиц, — считает психолог Татьяна Михеенко. — В том числе нынешних: экономическая нестабильность, политическая неразбериха, опасный грипп. И все эти передряги длятся не один месяц, что порядком раздражает. А в игре происходит очень быстрая смена событий, что позволяет нашим зрительным и слуховым рецепторам легко насытиться и получить удовольствие, забыть о том, что происходит за окном". Психологи в один голос твердят: компьютерные игры в реальном времени — это большая проблема, из-за них распадаются семьи, люди начинают хуже ориентироваться в реальности, уходя от проблем в интернет. Туда нынче перебрались и те, кто раньше играл в казино. Тепрь они там ищут возможность удовлетворить свой азарт.

"Сами игры устроены так, что очень сложно не подсесть на них, — говорит директор Украинского института зависимости Владимир Родин. — Проблема еще и в том, что о вреде курения, алкоголя, наркотиков мы знаем, а вот о компьютерной игровой зависимости информации очень мало". А тем временем именно эта зависимость прочно вошла в пятерку самых серьезных в мире, разделив третье место с алкоголизмом. Лидерство удерживает табакозависимость, на втором месте — пивной алкоголизм. Наркотическая зависимость на четвертом месте. К слову, за бугром этой проблемой уже озаботились сотни общественных организаций и государство. Например, в Швеции многопользовательскую ролевую игру World of Warcraft приравняли к кокаину и назвали самой опасной по степени привыкания компьютерной игрой в мире, ограничив к ней доступ. Именно эта онлайн-игра стала причиной 12% европейских разводов (2008), для сравнения: из-за наркотической зависимости одного из супругов распались 6% пар в Европе. А в некоторых штатах США уже действуют законы, которые позволяют определить зависимого от компьютерной игры на принудительное лечение. Еще одна проблема, о которой говорят психологи, это смерть от "передозировки" компьютером. В мире уже зафиксированы несколько случаев, когда человек попрощался с миром реальным из-за виртуального.

РАЗРАБОТЧИКИ: В ОНЛАЙНЕ НАХОДЯТ РАБОТУ

Украинский виртуальный мир существует около 10 лет. Разработчики онлайн-игр утверждают, что спрос постоянно растет, поэтому на рынке возникают новые продукты и, соответственно, появляются новые игроки. Количество участников украинской игры "Фермы", запущенной в сети "вКонтакте", достигло миллиона человек всего за несколько месяцев. "Но это не означает, что люди зависимы. Каждый тратит на игру столько времени, сколько считает нужным. Игры в социальных сетях вообще очень просты, сутками там никто не сидит", — говорит генеральный директор одной из компаний разработчиков игр Андрей Львов. По его словам, в играх люди не только находят разрядку и возможность снятия стресса, но и могут почерпнуть немало полезного. Например, компьютерные онлайн-игры для многих людей — единственная возможность попробовать себя в новой роли. Если человек всю жизнь мечтал быть врачом, а стал менеджером, то здесь он может врачевать. "У нас много людей, которые благодаря игре совершенствуют свои способности. Например, практикуются юристы. Есть примеры, когда люди очень грамотно себя проявляли в составлении законов виртуального государства". Согласен с мнением коллеги и украинский разработчик Тимур Родионов. По его словам, человек может многому учиться и "набивать шишки" в игре, а потом не повторять тех ошибок в жизни, что делает его более эмоционально устойчивым. К тому же некоторым талантливым ребятам удается в игре найти реального работодателя, ведь в онлайне встречаются очень богатые и влиятельные люди. "У нас был случай, когда два парня, руководители кланов в игре, устроились на работу к своему подчиненному в виртуальной жизни, — улыбается Тимур. — В обычной жизни он оказался директором компьютерной фирмы. Потом один из парней привел на эту работу свою жену и брата". При этом создатели компьютерной житухи не отрицают: в выдуманном мире "застрять" можно всерьез и надолго. "Конечно, если у него едет крыша и он совсем не посвящает времени жене или жена завела себе в онлайн-игре другие связи, то виноваты в этом не онлайн-игры, тут каждый должен разобраться в самом себе", — заключает Тимур.