Как детское платье стало портретом учительницы

26 марта 2009, 18:00
Сельские художники рисуют на ящиках и одежде из секонд-хенда.

Односельчане. Сделали из ящиков для винограда подобие икон с невероятными сюжетами — например, рожающий Адам. Фото из архива С. Волязловского

Реклама

Когда у них закончились холсты, они начали писать на деревянных ящиках. Друзья привезли одежду из секонд-хенда — и акриловые краски превратили ее в фантастических существ.

Художники-самоучки Александры Печерский и Жуковский живут на Херсонщине в селе Белозерка и устраивают выставки в столице, о них пишут как о самых ярких украинских художниках-аматорах. А они, по заведенной еще Ван Гогом традиции, работы свои раздают за бесценок, и "официально" (после выставки в столице) продали только одну картину.

САНЬКИ. "Никто никогда не считал мое увлечение нормальным. Говорят — кончай фигней страдать, займись нормальным делом. Но как же я не буду рисовать? — откровенничает Александр Печерский. — Помню, когда был маленьким, друзья из-под палки кисточку брали в руки на уроке рисования, а я рисовал на чем попало — все стены в краске были. Армия для меня вообще медом была — вся казарма в моих художествах, переделывал оставшиеся от Союза плакаты под независимую Украину".

Реклама

Та же история и у Жуковского. Рассказывает, что рисовать начал в 4 года, сразу же после того, как взял карандаш. Саши познакомились в пионерском лагере, где были физруком и пионервожатым, и начали вместе работать над холстами. "Мы одно время даже Саньками назывались, наподобие Митьков", — рассказывает Жуковский.

МЕЙНСТРИМ ТУДЫ-СЮДЫ. "Пока не было этой шумихи с кризисом, люди обращались. Кто свой портрет заказывал, кто — портрет любимой собаки. Просили: "Нарисуй мне абстракцию туды-сюды". В селе никто этим не занимается — ниша свободная", — продолжает Печерский.

В это же время художники-самоучки начали тесно общаться с художником Станиславом Волязловским (который рисует шариковой ручкой на простынях, тканях; часть его персонажей — верхушка отечественного политикума. — Авт.).

Реклама

"Стас нам объяснил, что такое мейнстрим, что надо делать то, что другие не делали. А у нас тогда холстов не было, и мы решили — давайте на ящиках рисовать, тем более что такого, и правда, нигде нет, а у нас ящики были", — вспоминает Александр.

АКУЛА ДЛЯ ПИНЧУКА. "Столичные художники на нас смотрели как на инопланетян. Приходили на выставку, заведомо считая, что такие сюжеты были, что все это уже рисовали. Сейчас моднее повесить резиновые коврики или наплевать на холсты… Но зато не было человека, которого не развеселили наши работы. Потому что они — такие несуразные и немножко глупые", — рассказывает Печерский. Одна из его картин называется "Адам рожает". "Нарисовал рожающего мужика. И Ева выглядывает сбоку, улыбается. Это моя солидарность с женщиной. Моя фантазия позволяет представить, каково это — рожать", — поясняет художник.

Еще одна работа — "Купи насос". "Две девушки. Одна с очень большой грудью. А вторая желтая такая, с маленькой. И у них насос, они грудь себе накачивают. Рисовал и думал: зачем терпеть все эти силиконы?" — риторически вопрошает Саша. Еще одна его картина посвящена меценату Виктору Пинчуку. До Белозерки дошли слухи, что этот любитель современного искусства хотел купить "Акулу" Дэмиена Херста (скандальный художник, известный тем, что буквально помещает своих героев в формалин: работа "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" — тигровая акула в аквариуме с формалином — была продана в 2004 году за $12 млн). "Я подумал: я же счастливый мужчина, мне и пожрать всегда найдется, и друзья есть, а человек такой несчастный, у него нет акулы. Вот и решил подарить ее", — рассказывает Печерский.

Как уже было написано в начале, часть своих работ художники создали из одежды. Так, детское платье с ремешком стало портретом учительницы — короткие рукава превратились в волосы, а ремешок стал... кнутом в зубах у "госпожи преподавателя".

"Эти работы мы тогда раздали. Подурачились — и все. У нас нет мысли, что через время это станет историей и будет продаваться. Мы бараны в этом вообще. Мы наивные пацаны, которые рисуют для себя. И питают лишь маленькую надежду, что хобби будет приносить хоть денег на хлеб", — говорит Печерский.

ГАННИБАЛ И ПУШКИН. Село Белозерка (Херсонская область) может похвастаться интересной историей. Основал его легендарный афророссиянин Ганнибал, и, по словам сельчан, в Белозерке до сих пор живут очень дальние родственники Александра Пушкина.

При Екатерине Великой эта деревня перешла к Балтазару Скадовскому (его внук Николай — известный художник, был создателем Товарищества южнорусских художников).

В прошлом веке здесь родился и провел детство известный актер и оскароносный режиссер Сергей Бондарчук ("Война и мир"). В память об именитом земляке установлен памятный камень. Впрочем, селяне говорят, что находится он совсем не там, где стоит дом Бондарчуков.