Как эволюционировали украинские студенты за 100 лет

1 сентября 2017, 09:00
За век ручки с чернилами сменил конспект в планшете, в библиотеку теперь забегают мимиходом, а подработка менялась от гувернерства в начале века до контрабанды в 90-е

После 1917-го в университеты начали поступать рабочие и выходцы из простых семей. Фото: korrespondent.net

Сотни тысяч украинских студентов сегодня сядут за учебные парты, чтобы осваивать премудрости науки. В наше время учащиеся дважды в год сдают сессию, защищают курсовые и дипломы, пользуясь при этом всеми прелестями информационных технологий, но так было не всегда. Когда-то студентам доводилось занимать очереди за книгами в библиотеку и штудировать матчасть по дореволюционным учебникам, а конспекты приходилось переписывать ночами. "Сегодня" выяснила, какой была студенческая жизнь 100, 50 и 25 лет назад, на что хватало стипендии (см. инфографику), как чернила сменили современные гаджеты, а вместо писем и открыток родным студенты стали отправлять сообщения в мессенджерах. 

НАЧАЛО ХХ ВЕКА

Реклама

В дореволюционные годы на территории Украины количество студентов исчислялось уже не сотнями, а тысячами, но знания в храме науки все равно могли получать немногие. В то время в университетах и академиях учились потомки дворян, военных, духовенства, мещан. На студенческих скамьях почти не было детей простых рабочих или крестьян. Также в высших учебных заведениях не учились и "сливки общества": дети царей и именитых дворян часто получали домашнее образование.

"Студенты начала ХХ века и современные абитуриенты поступали в университеты в одном и том же возрасте. Но только если сейчас человек в 16-18 лет считается еще ребенком, то сто лет назад, по понятиям того времени, это был взрослый человек. Тогда социальная зрелость наступала раньше, и в высших учебных заведения учились уже взрослые, ответственные, способные принимать самостоятельные решения люди", - рассказывает профессор ХНУ им. Каразина Сергей Куделко. Студенты поступали в университет с дипломом гимназии, а в технические высшие учебные заведения - с документом об окончании реального училища. Перед поступлением они традиционно сдавали вступительные экзамены. После поступления студента легко можно было идентифицировать в толпе - на нем была форма университета, которую учащиеся всегда носили с гордостью.

Реклама

Очень ярким примером дореволюционного высшего образования является обучение в Императорском харьковском университете, стать студентом которого могли лишь представители высших слоев общества. Тогда, как и сегодня, среди поступающих в почете были медицинские и юридические специальности. А просидеть на университетской скамье нужно было от четырех до пяти лет. "В начале ХХ века действовало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, юридический и медицинский. Студенты стремились попасть на медицинский, потому что медики нужны были что тогда, что сейчас - забота о здоровье и лечение недугов актуальны всегда. А вот юристы стали массово необходимы обществу после отмены крепостного права в 1861-м. Именно они, например, помогали неграмотным крестьянам в решении юридических вопросов", - продолжает историк.

Уже в то время студенты могли учиться за казенный или за собственный счет, старательные и талантливые получали стипендии от государства, общественных организаций или меценатов. Главными источниками знаний у тогдашних студентов были книги и лекции, они много времени проводили в библиотеках. Как и сегодня, студенты любили организовывать свой досуг, правда, сто лет назад речь шла о балах, танцах, благотворительных вечерах и театральных представлениях.

Реклама

В начале ХХ века. Учили только теорию. Фото: etoretro.ru

ЖИЛЬЕ И ПРАКТИКА

Студенты начала прошлого века жили в основном на съемных квартирах, где было проще вести свой быт, ведь в тогдашних общежитиях царил тотальный контроль и круглосуточное наблюдение за жильцами.

Как рассказывает Сергей Куделко, сто лет назад учащиеся вузов, как и современн
ая молодежь, не отказывались от подработок, правда, тогда студента вуза нельзя было встретить на черновой работе, ее выполняли простые рабочие и крестьяне. Студенты же устраивались учителями, гувернерами, воспитателями. "В газетах начала ХХ века можно увидеть огромное количество объявлений о поиске студента, который мог бы обучить детей грамоте", - рассказывает профессор истории.

Практики тогда не было, потому летом студенты зачастую отдыхали, ведь в начале ХХ века, например, в Харьковском университете еще царила исключительно "чистая", академическая наука, и читались только теоретические курсы. Хотя были специальности, которые сложно было представить без практики: например, геологи летом могли выехать на Кавказ для изучения горных пород.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Кардинально ситуация в университетах изменилась после революции 1917 года, тогда высшее образование стало доступно всем, а льготы при поступлении получали рабочие, выходцы из простых семей и члены партии. Изменился и быт студентов, которые стали перебираться в общежития, зачастую с плохими условиями. По воспоминаниям тогдашних студентов, в комнатах было холодно, а на кроватях с панцирными сетками не было матрасов. Учебные планы также претерпели изменения - в них добавили практические занятия, а самих студентов стали отправлять в колхозы на уборку урожая либо на стройки.

Харьков. Императорский университет. Фото: etoretro.ru

60-Е: ЧЕРНИЛА И ПРАКТИКА В ГДР

Полвека назад студентам уже проще было налаживать быт, хотя по-прежнему преимущество при поступлении получали рабочие со стажем и выходцы из колхозов, которые селились в общежитиях. А вот учиться было непросто: ради информации приходилось часами просиживать в читальных залах библиотек и выстраиваться в очереди за некоторыми учебниками. "Писали мы тогда ручками, которые заправляли чернилами, а из технических средств на занятиях использовали диапроекторы "Лети". Практику проходили в школах или пионерлагерях", – рассказывает выпускница Сумского пединститута Валентина Заведенко.

С ностальгией вспоминает студенческие годы инженер-строитель Татьяна Добродеева, которая в 1970-е училась в Харьковском инженерно-строительном институте (ХИСИ). "В 1950-е стилягам в центре Харькова могли штаны-трубочки распороть, а мы на практику ездили в ГДР и на португальские сапоги могли накопить", – вспоминает Татьяна. Стипендию в 40 и 50 рублей тогда получали хорошисты и отличники, старшекурсникам платили по 55 руб. "Этого хватало, ведь общежитие обходилось всего восемь рублей в месяц, обедать можно было в столовой, где сарделька с кашей стоила 27 копеек", – рассказывает Добродеева. Подзаработать студенты ХИСИ могли в стройотрядах, где за два месяца на возведении домов в колхозах получали по 1000 рублей. А развлекались на дискотеках.

Педагоги. Досуг - на танцах, практика - в школах.Фото: из архива В. Заведенко

90-Е: КИЛОМЕТРЫ ЧЕРТЕЖЕЙ, КОНТРАБАНДА И УЧЕБА ЗА $20

Как жили студенты 25-30 лет назад, до провозглашения независимости и после, мы спросили у известных украинцев. Несмотря на незначительные временные рамки, студенческая жизнь отличалась кардинально.

Харьковский кавээнщик Глеб Тимошенко учился в Харьковском авиационном институте в 1984-1992 годах, когда абитуриенты при поступлении сдавали устные и письменные экзамены, а учились исключительно за счет госбюджета, поскольку контрактов тогда еще не было. "Во время учебы студенты "пыхтели". Если ты поступил в вуз, ты должен учиться, успешно сдавать все работы, экзамены, не пропускать пары, а иначе - отчисление. Во время учебы было много домашних заданий. Ходили легенды, что каждый студент ХАИ за годы учебы чертил около двух километров чертежей", - говорит Глеб.

За успешную учебу студенты ХАИ получали 55 рублей стипендии: 40 рублей обычной и 15 - надбавка от Министерства авиации. Денег тогдашним студентам хватало, ведь общежитие тогда предоставляли бесплатно. "Так я как харьковчанин жил во время обучения с родителями, стипендия была моими карманными деньгами. Я шиковал: два раза в месяц ездил к любимой девушке в Москву, дарил цветы, подарки", - делится Тимошенко. Кто хотел еще денег, мог дополнительно подработать на кафедре лаборантом за 60 рублей в месяц. Официантами или грузчиками студенты ХАИ не работали - на это просто не хватало времени.

В середине 90-х. Студенты массово искали подработку. Фото: Соцсети

А вот культурная жизнь у "хаевцев" бурлила. "Мы организовали праздники внутри института - День ХАИ, дни факультетов, часто устраивали дискотеки", - рассказывает шоумен. Также студенты посещали кино, театры, выставки. В то время учащиеся вузов проходили трудовые практики, например, собирали яблоки в Краснокутске, и по специальности - на авиазаводах. Отличительной чертой того периода было отсутствие за партами иностранных студентов.

А вот после провозглашения независимости студенты могли получать образование в частных заведениях. Так, известный в мире дизайна и моды участник украинской арт-студии Bob Basset Сергей Петров учился в одном из первых коммерческих вузов страны Гуманитарной академии, с 1993-го по 1997-й. По воспоминаниям Петрова, учебный процесс в частном вузе в то время почти не отличалось от учебы в государственном заведении, кроме того, что оно было исключительно на платной основе - за месяц учебы нужно было заплатить $20. "В гуманитарной академии работали те же преподаватели, что и в юридической. Был тот же распорядок, программа и аналогичное количество пар. Единственное отличие было в отдельном арендованном помещении", - рассказывает Сергей.

После провозглашения независимости в период жуткой гиперинфляции бюджетники получали смешные, даже ироничные стипендии, суммы которых впечатляли своими нулями. Однако вознаграждения в 440 000 карбованцев хватало лишь на самое необходимое. Студенты, пытаясь выжить, брались за любую работу, даже иногда нелегальную. "Многие тогда подрабатывали в сфере торговли, занимались контрабандой", - рассказывает дизайнер.

Студенты 90-х также любили отдохнуть: помимо дискотек и кафе, не чужды им были и представления в театрах. "Современным студентам повезло, что сегодня культурная жизнь в Харькове на голову выше, чем тогда. Тогда же концерт какой-нибудь группы в городе было скорее исключительным, чем обыденным событием", - рассказывает Сергей.

Летнюю практику студенты середины и конца 90-х проходили исключительно по специальности: поездки в колхозы и на стройки отменили. Сергей как будущий юрист одно лето практиковался в облуправлении МВД, а другое - в областном суде.

В КВН. Глеб Тимошенко (второй слева) начал играть студентом. Фото: mykharkov.info

СЕГОДНЯ: КОНСПЕКТ НА ПЛАНШЕТЕ И СЕТЬ

Между современным и студентом 1960-х, может казаться, существует большая пропасть, но даже 10 лет назад ВНО и возможность вести конспект на гаджете были диковинкой.
Третьекурсник Киевского нацуниверситета культуры и искусств Егор Глущенко рассказывает, что нужную во время обучения информацию он ищет в интернете. "Но я бываю и в библиотеке, где обычно беру ноты, – говорит парень. – Конспекты нам разрешают вести и от руки, и на гаджете".

Быт студента особо не изменился, приезжие по-прежнему выбирают экономвариант и селятся в общежитиях, ведь такое жилье обходится среднестатистическому студенту в 350-450 грн в месяц. Правда, иногда на 18 "квадратах" приходится уживаться еще с семью товарищами. Старшекурсники, как и раньше пытаются устроиться на подработку, но мечтают зачастую не о сапогах, а об оплате контрактного обучения. "Пока подрабатываю продавцом-консультантом в магазине обуви. На этом месте меня устраивают график и зарплата, тем более занятость можно будет легко совмещать с учебой", – поделилась пятикурсница факультета журналистики Львовского нацуниверситета им. Франко Карина Москаленко. А вот досуг у нынешних студентов весьма разнообразный: от театров и выставок до клубных вечеринок.

КНУКиИ. Информацию для занятий ищут в сети. Фото: knukim.edu.ua

МОРЯКИ: ТРАДИЦИИ И СЕМЬИ

Студенты классических вузов всегда отличались от учащихся специализированных заведений, которые, как правило, осваивали узконаправленные професии. И если медиков и юристов готовили во многих вузах, то морских волков воспитывали далеко не везде. Один из старейших вузов появился в Одессе в 1898-м, когда при первом коммерческом училище открыли классы мореплавания. Учеба была недешевой, потому гранит науки в небольших группах здесь грызли отпрыски зажиточных одесситов. В 1900-м диплом судоводителя получили лишь четыре человека, через год - уже 16.

Тогда же классы коммерческого мореплавания стали отдельным учебным заведением: для нового училища купили английский парусник "Великая княжна Мария Николаевна" и возвели здание в виде судна на ул. Канатной. На флоте важны традиции, потому с момента основания здесь мало что изменилось: сохранилась форма и даже преемственность поколений, ведь в стенах вуза сложились династии мореплавателей. Но некоторые традиции все-таки поменялись. Так, сейчас курсантов училища отпускают в море на практику только под конец обучения, а раньше проверку морем проходили еще до поступления, чтобы потом не разочароваться. А в 1931-м, вопреки предрассудкам, диплом судоводителя получила первая в Союзе капитанша дальнего плавания Берта Рапопорт.