Как морякам не попасть "на крючок" к недобросовестным работодателям

25 мая 2011, 09:23
Фонд "Ассоль" выпустил памятку по защите трудовых прав моряков

Моряки говорят, за последние 3—5 лет судовладельцы стали добросовестней. Фото tsn.ua

Одесские моряки все чаще жалуются на судовладельцев в связи с нарушением контракта и своих трудовых прав. "Сегодня" пообщалась с сотрудниками благотворительного фонда "Ассоль", который помогает мореходам, а также представителями крюинговых агентств и узнала, как не попасть "на крючок" к недобросовестным работодателям. "С февраля прошлого года за помощью к нам обратились больше 500 человек! Как правило, основные причины — задержка и невыплата зарплаты или страховой компенсации по причине банкротства компаний-судовладельцев, или же — и вовсе без причины, — рассказывает сотрудник "Ассоли" Андрей Шевченко. — Такие проблемы в принципе решаемы и регулируются законом".

Бывает, что проблему можно решить еще проще, сыграв на нежелании судовладельца терять большие деньги, нежели задолженность перед моряком. "У нас был случай, когда компания не выплатила страховую компенсацию моряку за травму, полученную на корабле, — говорит Андрей. — И когда судно зашло в Одесский порт, мы настаивали на его аресте. День простоя в порту стоит тысячи долларов. Чтобы не терять их, судовладелец оплатил задолженность".

Реклама

ЧИТАЙТЕ КОНТРАКТ. Правда, в проблемах моряка виноват он сам — когда невнимательно прочитал контракт и поставил под ним свою подпись. "Молодежь почти не читает договора. А даже если и читают, то не знают, на что нужно обращать внимание в первую очередь, — говорит Шевченко. — Профессионалы со стажем тоже склонны к невнимательности. Несколько лет подряд подписывают договоры с одними условиями и со временем просто перестают их читать. А в один прекрасный день приходят с жалобой, что у них зарплата ниже, или судовладелец держит их на судне дольше, чем обычно. А потом оказывается, что в контракте это все указано".

Довольно часто моряки необоснованно жалуются на задержку зарплаты или срок контракта. "Они берут кредиты, и каждая выплата у них рассчитана по часам. Зарплату же платят в первую неделю каждого месяца, и если ее на пару дней задержали, многие поднимают шум, хотя, по сути, закон не нарушен, — говорит сотрудник одной из крюинговых компаний Николай. — К тому же, в контрактах, как правило, указывают срок выплаты денег с поправкой на плюс-минус один месяц. Это нормальная практика, ведь в день окончания договора судно может быть в море, а не в порту. Не вертолет же за ним присылать! Или же компания не успела найти замену моряку". Во избежание "недоразумений" между моряками и судовладельцами работники фонда "Ассоль", основываясь на законе и советах юристов, выпустили небольшую памятку для мореходов, которая поможет им защитить свои трудовые права (см. инфографику). Помимо страховки, сроков контракта, размеров зарплаты и стоимости "овертайма", в договорах нужно обращать внимание и на ограничения. "Мне встречались контракты, где судовладелец запрещает пользоваться на судне мобильными или состоять в профсоюзах и прибегать к их помощи в случае конфликтов. А это — недопустимо", — утверждает Николай.

Реклама

У греков — деньги в конвертах

Между тем сами моряки говорят, мол, за последние 3—5 лет судовладельцы стали добросовестней. Но бдительности терять не стоит. "Я всегда читаю личный контракт от корки до корки. А коллективный договор никто не читает. Там указаны общие моменты: расходы на питание команды и похожие вопросы, — рассказывает 27-летний третий помощник капитана Егор Мальцев. — Хотя еще лет 5—10 назад стоило бы почитать. Мой родственник как-то пошел в рейс, и команду полгода кормили одной гречкой. Они потом смотреть на нее не могли. Похудел за полгода на 10 кг! Хотя часто это вина капитана, который может экономить на питании".

А вот из наиболее частых нарушений со стороны компаний — двойная документация. "Последние три рейса ходил под греческим флагом. Платили одну сумму, а в ведомостях мы расписывались за другую, ниже на $100—200, для рядового состава разница достигала $500", — жалуется старпом Александр Скурта. К слову, моряки сходятся во мнении, что именно с греческими судовладельцами возникает больше всего проблем с выплатами и недоразумений с длительностью контрактов. А необычные табу — например, на телефоны, неоднократно встречаются в контрактах мелких арабских компаний. Впрочем, молодые моряки особо за свои права не борются. "Еще три года назад в матросах был недостаток, а сейчас — переизбыток. Если что не так, всегда можно найти замену", — говорит Александр.