Как мы устраивались на работу к Тимошенко

16 июля 2008, 07:21
Чтобы трудиться в Кабмине, не обязательно высшее образование. В некоторых случаях надо быть "совой". И можно получить должность с зарплатой в 4000 грн.

Фото Г. Салая

Не святые лепят горшки — и мы решили поискать работу в высоких кабинетах. Не размениваясь, нацелились прямо на Кабмин. Отчасти народная мудрость себя оправдала — мы смогли пробиться на улицу Грушевского не в качестве журналистов. Но правда, лишь на ведущего специалиста в пресс-службе. При этом без везения не обошлось — ведь на официальном сайте графа вакансии — пустует.

"Девушка, все вакансии заняты — от секретаря до уборщицы! — сообщают мне в отделе кадров Кабмина. — Вот вы же не видели объявлений на сайте, значит, штат полный!" "Не зря говорят, что только по знакомству берут", — проносится в голове. "Ну а какие требования обычно выдвигаются?" "Полное высшее образование и опыт работы в органах исполнительной власти не меньше 3 лет". Вопрос: "А как получить этот опыт, если без него не берут" моя собеседница уже не дослушала.

Реклама

Так, до требований я не дотягиваю, мест нет. Я все еще уверена, что — лишь якобы. Еще одна попытка — звоню в пресс-службу. "Да-да, как раз нужны нам сотрудники. У вас есть высшее образование, опыт работы в СМИ? — отвечают вопросом на том конце провода. — Отлично, попробуем вас на специалиста по мониторингу медиа-пространства. Жду вас на собеседовании". Очень удивляюсь и соглашаюсь на все. Незадача только — я пока лишь бакалавр. Сидим, сочиняем с редактором легенду. Стоп. Я же в юности была членом Молодежного парламента! Да и до высшего образования всего ничего осталось. Так в резюме и запишем. Принимаем решение одеться не по правилам: нужно вызвать работодателя на откровенность!

В назначенное время подхожу в шестой подъезд Кабмина. В холле диванчики, банкомат и удобный (потому что вокруг тихо) монетный таксофон. Отмечаю эти мелочи как удобства на работе. Если устроюсь конечно. Вместо начальницы меня встречает ее молодой подчиненный. Долго извиняется за недоразумения с пропусками. На входе массивные металлоискатели и охрана, но сумку не проверяют и карманы не обыскивают. Пересекаем внутренний двор и входим в полукруглое здание. Вокруг высокие колонны, синяя дорожка на желтом паркете. Ни одного лишнего звука и пахнет государством — как в загсах, приемных депутатов и судах, везде одинаково.

"Ну, вот мы и пришли", — сообщает мой провожатый. За дверью — комната размером с 30 квадратов, на почетном месте — телевизор, включен, но без звука. Всего четыре стола, на них ЖК-мониторы и новые клавиатуры, отдельно стоит огромный принтер. "Мой будущий кабинет" пуст. Странно. Время-то послеобеденное.

Реклама

Мой собеседник мельком просматривает резюме — ни малейшего внимания на пунктик о Парламенте. Как жаль. "Ваша задача будет состоять в том, чтобы следить за вечерними телевизионными новостями, записать их на диктофон и перепечатать. Для вас не составляет труда набрать 10-15 страниц за вечер?", — сразу приступает он к делу. "Я быстро учусь", — отвечаю. "Первый выпуск начинается в 18.00, последний — 22.30. Как только справитесь — можете быть свободны". Всего, как оказалось, мониторится 9 телеканалов. Делают это три специалиста пять дней в неделю. Выходной — воскресенье и один плавающий. Вечером пообещали развозку домой.

"А куда потом передаются распечатки?" — интересуюсь. "Премьер-министру". Я сомневаюсь: "Вот прямо Юлия Тимошенко будет смотреть то, что я напечатала?" "Ну, сначала секретарь посмотрит, как подаются новости каналами. Если что-то необъективно, передаст премьер-министру. А потом уже будут принимать меры". На вопрос: "Какие?" мой потенциальный коллега поспешил сменить тему: "С образованием "бакалавр" — максимум на ведущего специалиста возьмем вас. Это около 2700 грн. на руки. Вот было бы полное высшее — устроили бы главным, 4000 было бы точно". "А если я полное в следующем году получу?" "Повысим в должности и поднимем зарплату, — заманчиво сообщает молодой человек. — А у вас есть ранг госслужащего?" "Нет", — вздыхаю. "Придется выдержать экзамен на знание национальной истории, конституции, политической ситуации в стране. А стажа сколько у вас после окончания университета?" "Полтора года". "Маловато. Но я посмотрю, что с этим можно сделать". "А если я ярая поклонница оппозиционных сил?" "Ну вы же не станете устраивать под стенами Кабмина акции. А в остальном ничего", — отшучивается молодой человек.

"А как у вас с дресс-кодом? — не дождавшись пожеланий (выходит, трюк с юбкой-разлетайкой и рубашкой в розовую полоску не произвел запланированного впечатления), спрашиваю сама. — Каждый день белый верх черный низ?" "Ну, может не так строго. В любом случае, домой переодеваться не отправят, но перед начальником покраснеть придется. Одежда должна быть приличной — майки-джинсы не приветствуются. Вот недавно был случай. Один чиновник другому говорит: "Вы посмотрите, в чем Ваша помощница на работу пришла!" Тот как посмотрел — и точно! Девушка совсем по-летнему оделась".

Реклама

На мое подозрительное недоумение, что в отделе кадров, несмотря на наличие вакансий, таковой не нашлось, мой собеседник не сразу находится с ответом: "Ну, наверное, еще не в курсе, что от нас человек уходит". "А может, в Кабмин еще и компьютерщик нужен? Мой старший брат тоже очень устроиться хотел", — хватаю возникшую удачу покрепче за хвост. "Нет, не слышал ничего такого. Да вам и с этим местом просто повезло". Договариваемся, что мне перезвонят, когда утрясут вопрос с пробелами в моем опыте и образовании.

В назначенный день, сгорая от нетерпения, сама дважды перезваниваю работодателю — занят. Наконец, он ответил: "Мы вас берем! (Аааа, ничего себе! Можно... можно даже пунктик в резюме включить для важности: была приглашена на работу Кабинет Министров! — сразу в мыслях важничаю). Вот в министерстве подпишут указ о штате". "А сколько ждать?" — от неожиданности забываю, что это лишь задание, и не скрываю своего разочарования. "Может, две недели, может, три. Но я вам обязательно перезвоню".

"КОНКУРС — ФОРМАЛЬНЫЙ". "Вакансии в Кабмине появляются не чаще одного раза в два месяца. И как правило, требуются главные специалисты. Претендентов ждет конкурсный отбор, но он проходит формально — все это прекрасно понимают, — рассказал нам секреты трудоустройства один из замов министра. — Вопросы заготавливаются и требования под кандидата заранее, потом утрясаются все юридические аспекты, а потом собственно конкурс. Последнее время при отборе и политическая окраска появилась. Меняется правительство — меняются люди на руководящих должностях, это должны быть политически привязанные лица. Это не касается, например, юристов. Люди на таких должностях — ничего не решают. Так же как бухгалтера, ну и, конечно же, подсобные рабочие. Но и их тоже охотнее берут по рекомендации. В среднем зарплата начальника отдела — 4 тысячи гривен, директора департамента — 6 тысяч гривен. Если стаж побольше, то и 8 тысяч гривен. У подсобных рабочих статуса госслужащего нет, но им дают премию. В сумме — их заработок выше долларов на 100, чем на рынке труда".

То, что мне крупно повезло с возможным трудоустройством, подтверждается и данными почти десятка столичных рекрутинговых агентств, которые в один голос заявляют, что вакансий из Кабмина у них нет. Как, впрочем, и из других госструктур. Одни уверяют, что работают исключительно с частными лицами, другие фирмы говорят, что государству сотрудничать с агентствами невыгодно — за размещение вакансии ведь платить нужно! Третьи заявляют, что и нет необходимости прибегать к их помощи: у Кабмина, к примеру, есть сайт и ведомственные газеты, через которые можно объявить конкурс. Но заполнить анкету мне на всякий случай предложили — а вдруг найдется место. Но за несколько дней оно якобы так и не появилось.

Надежда Останняя, Наталия Ионычева