Как прошла выставка Photo Kyiv: харьковский интим, Ильич и Бурынь

8 ноября 2017, 07:20
Украинские фотографы показали киевлянам свои работы, покорившие мир

Открытие. На арт-ярмарке профессионалы обсуждали тренды современной фотографии, а посетители оценивали работы лучших мастеров, впервые собранные в одном месте / Фото: Виталий Лазебник

Впервые в Киеве состоялась международная арт-ярмарка Photo Kyiv, на 90% представляющая исключительно фотоискусство Украины. Организаторы отобрали работы лучших представителей этого жанра, многие из которых задают тренды в мировом масштабе: Виктор Марущенко, Борис Савельев, Максим Дондюк, Евгений Павлов, Александр Чекменев, Сергей Мельниченко, Саша Маслов, Игорь Гайдай, Миша Педан и др.

Свои экспозиции представили самые известные киевские галереи, а также фотографы газеты "Сегодня" — они, кстати, были единственными фотопредставителями от украинских газет (о работах и фотокорреспондентах нашего экспозиционного стенда мы писали во вторник, 31 октября).

Реклама

На арт-ярмарку приехало немало знатоков и ценителей фотоискусства из Европы. Ведь на Западе рынок фотографии сформировался достаточно давно, и на мировых аукционах цены на произведения известных мастеров доходят до нескольких миллионов долларов. Эти работы попадают в крупные галереи либо оседают в частных коллекциях.

Особенность Photo Kyiv именно в том, что практически любую из представленных работ можно купить: цены на фотографии колебались в диапазоне 100—3000 евро. Первые работы были приобретены еще до официального открытия — в основном, иностранцами. Конечно, рассказать обо всех участниках арт-ярмарки невозможно — мы выбрали наиболее "нашумевших", а также узнали мнения посетителей, от аматоров до профи, о нашей экспозиции и выставке в целом.

Черно-белая радость и душа уходящей эпохи

Будучи уроженкой Киева, Виктория Сорочински еще в юности эмигрировала в Канаду. Изучала изобразительное искусство в Нью-Йорке, сейчас живет в Берлине. Сорочински — один из самых титулованных фотографов, участвовавших в нынешней арт-ярмарке. Ее работы выставлялись в 16 странах Европы, а среди многочисленных наград — престижная международная премия Leica Oskar Barnack Award.

Реклама

В 2009 году, навещая родных в Киеве, Виктория решила съездить в Тарасовку, где жили ее бабушка и прабабушка. Увиденное потрясло фотографа: с одной стороны — первозданный быт и открытые простые люди, с другой — щемящее чувство уходящей эпохи…
Так родилась идея проекта "Земля без возврата": именно эти фотографии Сорочински привезла на Photo Kyiv.

"Я много ездила по селам, это рождало невероятные воспоминания детства, — говорит Виктория. — Людей, которых я снимала, больше всего удивляло и подкупало внимание к ним. А еще то, что фотографу не надо платить. (Улыбается.) У меня не было цели сгустить краски, я хотела показать душу уходящей эпохи, увековечить то, что, увы, скоро исчезнет безвозвратно… Это мой единственный документальный проект, обычно я использую в своих работах постановку. Радует, что этот цикл фотографий вызвал огромный интерес на Западе. Люди, которые не знают ничего о жизни украинцев, реагировали очень положительно. Даже называли этот проект сказочным — благодаря ярким краскам, которые я запечатлела".

Реклама

"Земля без возврата". Цикл впечатлил европейцев. Фото: В. Сорочински

А вот житель города Бурынь Николай Верповский никогда не был за границей и не участвовал в выставках. Директор киевской галереи Tauvers Gallery Зинаида Тауверс обнаружила этого самоучку во время поездки по Сумщине — и тут же предложила Верповскому сделать выставку в столице.

Черно-белые фото, на которых изображены обычные люди, земляки Николая, их жизнь и маленькие радости, буквально приковывают взгляд. Настоящие, трогательные и живые — хотя их автор знать не знает о современных трендах и концептуализме в искусстве. Он просто живет и любит свою Бурынь.

Выходит, живые человеческие эмоции в цене и на Западе, и у нас. А вот что останется в памяти потомков — время покажет.

"Последняя капля". Фотографии самородка из Сумщины выставили в киевской галерее. Фото: Н. Верповский

Человек из Бурыни — герой фото. Фото: Н. Верповский

Короли эпатажа: тело — в дело!

Сергей Мельниченко невероятно позитивен и самоироничен. Он считает себя стрит-фотографом и не страдает художественными метаниями. Его цикл "Шварценеггер — мой кумир" больше похож на юношеский стеб, чем на экспозицию победителя международных конкурсов. Некоторое время Сергей работал… танцором в клубах Китая. Снимал закулисье, невидимое постороннему взгляду, и был замечен ценителями фотографии в этой стране.

По словам Сергея, на его творчество очень повлияла встреча с мастодонтом харьковской школы, одним из самых известных украинских фотографов — Романом Пятковкой. Их объединяет многое — невероятная страсть к куражу, эпатажу, даже некой скандальности. Хотя, в отличие от мэтра, Сергей не настолько увлечен изображением обнаженной натуры. А если она и встречается в некоторых работах, то исключительно как составная часть концепции. Вот и атлет в экспозиции на арт-ярмарке — голый, накачанный и смешной.

Роман Пятковка, в свою очередь, считает себя учеником легендарного Бориса Михайлова, ныне проживающего в Германии. Сегодня Роман жалеет только об одном — что не записывал советы мэтра, когда тот еще жил в Харькове. На Западе Пятковку знают как мастера эротической фотографии, хотя сам он считает это мифом и активно его развенчивает.

"Для меня тело — объект изучения, а интим — произведение искусства", — говорит мастер, не скрывая, что его регулярно обвиняют в порнографии, а однажды даже выгнали с выставки на Западе.

Роман иронично улыбается: "В одной немецкой галерее, завидев мои работы, пожилая немка закричала: "Achtung! Zuruck!" ("Внимание! Назад!").

Троица. Мельниченко, Пятковка, Поляков сегодня в тренде. Фото: Р. Пятковка

Он принципиально не сотрудничает с мужскими журналами, печатающими на облож­ках обнаженку. Говорит, ему это неинтересно и может себе позволить возможность выбора. В 2013 году на конкурсе Sony World Photography Awards Пятковке присудили награду за серию "Советское фото": в ней он совместил свои пленочные портреты в стиле ню советских времен с обложками одноименного журнала.

Романа хорошо знают в Европе — он читает лекции по фотоискусству на Западе. Также он преподает в родном Харькове, его работы покупают коллекционеры. Одну из первых своих фотографий Роман продал на аукционе в Америке.

"Это был небольшой городок, где американские фотографы выставили свои работы в качестве лотов, — вспоминает Пятковка. — В Штатах патриотизм невероятно развит, поэтому аукцион закончился довольно быстро — раскупили все. Я был уверен, что мою "карточку" не продадут. И вдруг — в самом конце она уходит за $2000! Не выдержал и спросил организаторов: кто же покупатель? Мне показали. Оказалось, мой снимок купил обычный 22-летний парень".

"Советское фото". Этот цикл прославил Пятковку на Западе. Фото: В. Марущенко

Книга: как швейцарцы искали Ильича

Как известно, Владимир Ильич в перерывах между революционной деятельностью отсиживался в Европе, чаще всего — в Швейцарии. Много лет спустя потомки тех, кто, возможно, жил по соседству с вождем пролетариата, придумали забавный проект.

Несколько месяцев Нильс Аккерманн и Себастьян Гобер ездили по Украине в поисках обломков памятников вождю. В пояснении к экспозиции на Photo Kyiv, созданной при содействии посольства Швейцарии в Украине, написано:

"Украинская советская республика имела наибольшую плотность памятников большевистскому лидеру в СССР — более 5500 статуй. Когда настало время революции и войны, Украина решила избавиться от символов советского прошлого. Ленин был сброшен, снят, обезглавлен, разбит, заброшен в углы или сбережен в безопасных местах. Но можно ли полностью уничтожить историю?.. Ленин превратился в некий призрак, в научно-фантастического злодея и продавался на металлолом".

Недавно авторы выпустили фотокнигу "В поисках Ленина", а сам проект демонстрируется в галереях Европы. Об этой работе авторы поведали во время круг­лого стола на Photo Kyiv.

Бюст вождя. Найден швейцарцами среди разного мусора. Фото: Нильс Аккерманн/Lundi13

Поверженный. Символ советского прошлого на задворках. Фото: Нильс Аккерманн/Lundi13

Об экспозиции "Сегодня"

Елена Высоколян, студентка, Львов:

Когда я смотрю на фото с футбольных матчей или на "Вифлеемский огонь" во Владимирском соборе, то ощущаю себя участником событий и чувствую их атмосферу. Газетный фотограф должен обладать внутренним чутьем. Фотографам "Сегодня" это удается на все 100%.

Андрей Черченко, фотограф, Киев:

Если бы не знал, никогда бы не догадался, что передо мной — не галерейные работы именитых мастеров, а снимки газетных фотографов. С одной стороны, это мощные репортажные фото, отражающие события в Украине. С другой — они очень творческие и профессиональные.

Илья и Оксана, яхтсмен и стоматолог:

Очень много трагизма на Photo Kyev. Фоторепортажи "Сегодня" абсолютно живые, понимаете? Мы обошли всю выставку: постановочные снимки, жизненных практически нет, и вдруг — живая энергетика! Сразу захотелось остановиться, рассмотреть краски, почитать про авторов.

Вова Клевер, фэшн-фотограф, Киев:

Мне немного не хватило атмосферы. Возможно, это подход фотожурналистики — зафиксировать в первую очередь картинку. Очень понравилась работа с вертолетами Григория Салая: за счет геометрии, композиции она довольно интересна.

Яна Бессмертная, PR-менеджер, Киев:

Выставка огромная, я прошла ее всю и вдруг обнаружила эту экспозицию, где наконец почувствовала жизнь. Была очень удивлена, когда прочитала, что это репортажи газетных фотографов — ведь они весьма и весьма достойно выглядят на фоне работ именитых мастеров.

Художники "Сегодня": кто делает фотографии для наших статей