Как развивается экомода в Украине: землянка, солнце и лесной фитнес

14 октября 2018, 05:00
"Сегодня" выяснила, как построить дом без фундамента и цемента и привлечь туристов из Греции

Экодом. Стены из грунта сохраняют тепло, а батареи на крыше «впитывают» энергию солнца. Фото: Л. Дорошенко

Реклама

Понятия с приставкой "эко" становятся все популярнее. Экопродукты, экотранспорт, экотехнологии и даже экожизнь. В Украине можно насчитать уже десятки ферм и поселений, которые делают упор на экологичность. Выращивая овощи и фрукты, фермеры не используют химические вещества и пестициды, а животных держат на подножном корме. А вот семья Буряковских, которая обитает в 50 километрах от Харькова, пошла дальше и отказалась от более привычных благ цивилизации.

Супруги Дмитрий и Ирина, которые воспитывают двух сыновей-подростков и пятилетнюю дочурку, построили просторный дом в прямом смысле из земли и за семь лет изменили пустынный холм практически до неузнаваемости. Они не пользуются газом, а диодные лампы, стиральная машинка и гаджеты работают исключительно благодаря энергии солнца и ветра. Холодильник им заменяет обычный погреб, походы на фитнес и в тренажерный зал — ежедневные многокилометровые прогулки по лесу вместе с козами, а просмотр телепрограмм — семейные разговоры, общие занятия и поиск новых идей и решений для жизни вдали от города. А похвастаться им есть чем. На небольшом участке Буряковские собрали успешные экоидеи со всего мира. Как полушутя говорит Дмитрий, "могут проводить географические экскурсии".

Необычный дом из грунта — идея иранского архитектора Надера Халили, "ракетные" печи для отопления заимствовали у американца Янта Эванса, ветрогенератор родом из ирландского Уэльса. Здесь успешно сочетают подходы в решении бытовых вопросов китайцев, индейцев Амазонки и жителей Боливии.

Реклама

"Мы земледельцы в широком смысле слова, из земли можем сделать не только огород, а что угодно", — говорит Дмитрий Буряковский.

Семь лет назад Ирина работала в собственной фирме по продаже швейного оборудования и принадлежностей, а Дмитрий, агроном по специальности, консультировал предпринимателей при запуске нового производства. Однако оба поняли, что устали от нескончаемой беготни, и приняли решение уехать из городка с населением в 22 000 человек в более спокойное место.

"Купили велосипеды и начали летом наматывать круги по окрестностям. Однажды я нашел место, в котором почувствовал резонанс. С тех пор мы здесь", — рассказывает Дмитрий.

Теперь ребята живут в селе Гришковка. По официальным данным, оно основано еще в 1685-м, а по последней переписи здесь числилось всего семь жителей.

"Раньше все время куда-то бежала, чувствуя себя хомячком в колесе, а потом остановилась, и не захотелось никуда бежать, — рассказывает Ирина. — Многие близкие люди не поняли, как можно ехать в село, когда все стремятся выехать в город. Я же ни разу не пожалела, и теперь город пришел к нам. За сезон к нам приезжает около 400 гостей. Кто-то перенимает опыт, кто-то смотрит на другой образ жизни. И география обширная. У нас гостили ребята из Болгарии, Греции, Франции".

Реклама

Семья. Буряковские перебрались в деревню с сыновьями Степаном и Стасом (справа), теперь у них еще и дочь. Фото: из архива Буряковских

Как по нотам: ресурсы и планы

На участке с плохой почвой, где упорно ничего не росло, решили обустроить валипини — подземную теплицу — и не прогадали. Зачастую аграрии используют теплицу для выращивания овощей и зелени круглый год, а наши герои совместили огород с зимовником для коз: с одной стороны расположены вольеры для животных, с другой — двухъярусные грядки, где сейчас растет лимон, салат и базилик. Есть в хозяйстве и небольшая пасека.

Несмотря на многообразие, останавливаться Дмитрий не планирует и каждый сезон обустраивает новые помещения, испытывая различные технологии со всего мира. Сейчас из подручных материалов вместе с сыновьями сооружает многофункциональный "дворец труда".

"Это будет комплексное здание. Здесь будет мастерская, охлаждаемый подвал для созревания сыров, новая летняя площадка и молочная кухня", — проводит экскурсию хозяин.

Можно лишь удивляться, насколько все продуманно, и каждый предмет и обитатель фермы выполняют сразу несколько функций. Из козьего молока делают сыр и даже варят вкуснейшую сгущенку. Уже опытные козозаводчики разводят и продают козлят, что также пополняет семейный бюджет. В сезон Ира уже успела закатать варенье из шишек и насушить белых грибов, которые любят постоянные клиенты и завсегдатаи фермы.

По замыслу, поместье должно быть самодостаточным, чтобы при минимальных трудовых затратах приносить максимальный эффект.

"Человеческие ресурсы ограничены и нет смысла тратить драгоценное время на просмотр телевизора, политику и прочие радости обычной жизни. Сейчас мы живем максимально честно: как поработаешь, то и получишь", — говорит Дмитрий Буряковский.

Своим "пенсионным проектом" Дмитрий называет строительство мини-гостиницы из природных материалов, где смогут остановиться желающие отдохнуть от суеты.

А вот заставлять детей продолжать начатое чета не планирует.

"Они должны выбрать свой путь и пойти им. Это наша игра, и заставлять никого не будем", — говорят Буряковские.

Валипини. Зимовник для коз и теплица под одной крышей. Фото: Л. Дорошенко

Идеи: кровать с подогревом и теплый пол

Дом Буряковских заметно выбивается из окружающего пейзажа. Округлый и розовощекий он больше похож на сказочное жилище. Если бы не фото этапов стройки, то даже не верится, что стены здесь не кирпичные, а строительные мешки, набитые землей. Вопреки распространенному мнению, что строить всегда затратно, чета Буряковских начала возводить жилье без особых затрат. Ребята рассчитывали на собственные силы. Выручили и единомышленники, которым интересно было принять участие в уникальной для Украины стройке.

Технологию Earthbag (буквально — земляная сумка) изобрел иранский архитектор Надер Халили. Он предлагал строить таким способом жилье для беженцев. Купив проект округлого здания у американского зодчего Оуэна Гейгера, Дмитрий доработал его, адаптируя к нашему климату и реалиям. Дом решили расположить на холме. Для этого часть склона срезали, а землю утрамбовали в мешки, которые и стали каркасом здания.

Стройка. Роль фундамента в земельном строительстве выполняет дренажная канава. Фото: из архива Буряковских

На постройку ушло около 150 тонн земли. Столько вмещают два с половиной стандартных грузовых железнодорожных вагона. Каждый ряд мешков для надежности прокладывали двумя слоями колючей проволоки. Готовый каркас утеплили снопами, связанными из камыша, оштукатурили саманом и покрасили. Дом заглублен со всех сторон, кроме юга. Крыша здесь также необычная. Деревянные балки и камыш покрыли плотной пленкой, на которую насыпали 20-сантиметровый слой земли и засеяли травой.

"Зимой, даже если не топить, температура держится на уровне 12 градусов. Так что мы не экономим — дров достаточно, а температура доходит до 20—24 градусов", — говорит Дмитрий.

По площади у Буряковских — стандартная трешка. В центре дома — круглая гостиная, которая выполняет также функцию прихожей и кухни. А по бокам расположены еще два круга — комнаты детей и родителей. Здесь же — просторная кладовая и санузел с душем.

Ракетная печь. Помогает согреться и служит лежанкой. Фото: Л. Дорошенко

В большой комнате находится каменная печь, на которой готовят еду. Благодаря инженерным находкам, пока на плите варится борщ, в баке греется вода для душа и мытья посуды. Также бонусом под полом проложили трубы, чтобы подогревать настил зимой, но этой технологией так и не воспользовались — и без того тепло. В комнатах практически нет мебели. Роль кровати выполняет лежанка "ракетной печи", которой осенью и зимой отапливают помещение. А вещи аккуратно сложены на прибитых полукруглых полках.

В жизни семьи задействованы все: дети работают наравне с родителями. Старшие в свободное время самостоятельно грызут гранит науки, обучаясь в школе дистанционно. 18-летний Стас уже осваивает профессию ветеринара в колледже, а 16-летнему Степану по окончании школы в следующем году еще предстоит выбрать свой путь. Не отстает от братьев и пятилетняя Соня, которая самостоятельно ухаживает за цветочной клумбой, на которой выращивает розы и ромашки, а зимой планирует самостоятельно обучиться грамоте.

"Когда мы только переехали, заставляли ребят заниматься, но потом поняли, что проку от этого немного, и пошли от противного, — рассказывает Ирина. — Я им говорю: не надо книжки читать, рынок "Барабашово" большой, пойдете грузчиками. С тех пор они выполняют все заданное без напоминаний, и дневники мы не проверяем. А с Соней будет видно. Если будет прогресс в домашнем обучении, будет учиться, как ребята, в противном случае — сядет за парту вместе со сверстниками".

Аскетизм. В комнате — ничего лишнего, но есть турник и гаджеты. Фото: Л. Дорошенко

Хвостатые трудяги: козы и свиньи

Главные кормильцы Буряковских — козы. Глядя на белоснежное стадо, сложно поверить, что хрупкая Ирина, которая сейчас справляется с ним самостоятельно, до недавнего времени видела козу лишь издалека.

"Как-то Дима пошел за гвоздями, а вернулся с козой. Я не знала, как подступиться, еще и ребята нависали в ожидании стакана парного. Когда выдворила всех за дверь, спустя полчаса вынесла им первый литр молока", — вспоминает Ирина Буряковская.

Кормилицы. Дают молоко, из которого делают сыр и сгущенку. Фото: из архива Буряковских

Ребята ко всему подходят рационально, потому животные иногда выполняют непривычные функции. К примеру, с ролью пахарей прекрасно справляются четыре свиньи.

"Впервые о "свиной пионерии" я прочел еще в довоенной американской книге. Потом увидел, что этот подход использует австрийский фермер Зепп Хольцер. А в этом году, когда у нас появились представители венгерской мангалицы, решил опробовать метод", — рассказывает Дмитрий, подходя к загородке, где мирно похрюкивают черные свиньи.

Метод прост: загородку устанавливают на непаханной целине, сюда же помещают хрюшек, которые за три недели пятаками перепахивают землю, выбирая сорняки и коренья, а заодно и удобряют территорию.

"Этот метод не сильно распространен, ведь зачастую свиней откармливают на мясо. А у нас они — звено в цикле: питаются остатками и молочной сывороткой, да еще и пашут", — говорит Дмитрий.

Свиньи роют землю без лопаты. Фото: Л. Дорошенко

Экожизнь в цифрах

  • 1,3 га — площадь участка, на котором Буряковские возвели дом, обустроили небольшой пруд, запустив туда карпа, амура, толстолоба и окуня;
  • 56 "квадратов" — площадь дома из мешков с землей;
  • $300 — стоимость архитектурного проекта круглого дома, который Дмитрий купил у американского зодчего, изменив 40% спроектированного;
  • $100 — стоимость строительства квадратного метра дома из земли, который чета Буряковских возводила своими силами;
  • 150 тонн земли ушло на возведение стен;
  • 3500 мешков вместимостью 25 кг понадобилось на возведение всех стен здания;
  • 3000 снопов из камыша пошло на утепление наружный стен дома;
  • 60—65 см составляет толщина стен в сумме с несколькими слоями штукатурки и слоем теплоизоляции;
  • 18—24 градусов — температура зимой в жилых комнатах, где два-три раза в неделю протапливают дровами "ракетную печь";
  • 120 Вт — мощность самодельного ветрогенератора, который третий год обеспечивает семью электричеством;
  • 100 Вт — мощность солнечных панелей на крыше дома, которые накапливают природную энергию в ясные дни. Экономить на электричестве приходится лишь в наиболее пасмурные месяцы — ноябрь и декабрь;
  • 400 гостей и туристов из Украины, Болгарии, Греции, Франции приезжают в Гришковку за сезон, чтобы перенять работающие идеи и познакомиться со смельчаками, решившими кардинально изменить свою жизнь.