Как украинцы вешали знамена на Рейхстаг

7 мая 2010, 07:52
Первый флаг закрепил житель Запорожья, а под купол лез сумчанин.

Официальное фото. Халдей сделал снимок через сутки после взятия. Фото ИТАР-ТАСС

Читайте также

Бывший солдат вермахта: "Последние дни войны я провел, обороняя Рейхстаг"

Реклама

Символом окончательной победы над Третим рейхом было взятие парламента Германии и поднятие над ним красного Знамени Победы. Штурм этого гитлеровского форпоста проводился на завершающем этапе Берлинской наступательной операции с 28 апреля по 2 мая 1945 года силами 150-й и 171-й стрелковых дивизий 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта. Утром 30 апреля советские бойцы пробились в район Рейхстага, но их атака была отражена сильным огнем.

Следующее наступление предприняли в 13.15 после мощной артподготовки. Два подразделения 756-го и 674-го стрелковых полков перешли в атаку и, с ходу преодолев заполненный водой ров, завязали бой в траншеях и окопах перед Рейхстагом.

По воспоминаниям командира 150-й дивизии Василия Шатилова, которому было вручено будущее Знамя Победы, уже в 14.30 передовые подразделения достигли Рейхстага и у одной из колонн здания был установлен красный флаг: "С моей позиции на четвертом этаже было видно, как разбросанные по площади фигуры людей поднимались, пробегали, падали, снова поднимались или же оставались недвижимыми. И все они стягивались, словно к двум полюсам магнита, к парадному входу и к юго-западному углу здания, за которым находился скрытый от моих глаз депутатский вход. Я видел, как над ступенями у правой колонны вдруг зарделось алым пятнышком Знамя!". Кто был тем героем, кто, зная, что наверняка будет убит, все равно бежал к Рейхстагу и первым водрузил знамя своей страны — до сих пор спорят историки бывших стран СССР. Но есть факты, которые указывают на то, что среди первых были именно украинцы.

Реклама

ВСЕ ГЕРОИ. Согласно официальной версии, принятой в годы СССР, героями оказались разведчики 150-й стрелковой дивизии — русский Михаил Егоров и грузин Мелитон Кантария, которые совершили свой подвиг 1 мая 1945 года. Но по воспоминаниям ветеранов, которые десятилетиями пытались это доказать, первые: рядовой Петр Пятницкий (родом из Белоруссии) — был сражен в упор автоматчиком, а подхватил флаг и успел закрепить его перед входом в Рейхстаг младший сержант Петр Щербина (родом из Запорожской области) — он выжил.

В донесении же командира 150-й стрелковой дивизии указано, что в 14.25 30 апреля на фасаде здания было установлено полковое красное знамя 674-го стрелкового полка лейтенантом из Казахстана Рахимжаном Кошкарбаевым и рядовым из Пермского края Григорием Булатовым. В журнале дивизии значилось: "Кошкарбаев и Булатов по-пластунски подползли к центральной части здания и на лестнице главного входа поставили красный флаг". Это был кусок красного тика, обернутый вокруг планки, отодранной от рамы и зачехленный черной светомаскировочной бумагой. Чтобы водрузить это подобие флага, они семь часов преодолевали 200 м — от шквального огня прятались то в воронках из-под снарядов, то за подбитым танком, то во рву с болотистой водой. Свой флажок они смогли прикрепить лишь на входе в Рейхстаг. Причем, по словам ветеранов, это произошло не раньше 18 часов.

В публикациях о Знамени Победы старшего научного сотрудника Центрального музея Вооруженных Сил РФ Аркадия Дементьева, отмечается, что в действительности первые группы советских воинов смогли ворваться в Рейхстаг лишь в 22.00 30 апреля, а через полчаса на чердак прорвались сержант Михаил Минин (РСФСР), старшие сержанты Гази Загитов (татарин), Александр Лисименко (Белоруссия) и Алексей Бобров (РСФСР). Они водрузили красное полотнище, прикрепив его к трубе-штанге на скульптурной группе Богиня Победы, расположенной на фасаде парадного входа западной части Рейхстага. Через 40 минут красный стяг уже развевался на западном фасаде крыши. Он был установлен разведчиками 674-го полка во главе с лейтенантом Семеном Сорокиным, которого не подстрелили лишь потому, что он был в трофейной кожаной эсэсовской куртке.

Реклама


Снимок Халдея. Герои позировали в разных ракурсах

"Историки дают разные версии, кто был первым. Есть данные, что Кошкарбаев с Булатовым установили знамя на одной из колонн. Но если мы говорим о тех, кто водрузил знамя на купол Рейхстага, то это были Егоров, Кантария и родившийся в селе Горяйстовка Сумской области Украинской ССР Алексей Берест, — рассказал "Сегодня" начальник отдела Управления пресс-службы Минобороны Украины Константин Садилов. — Историки расходятся во мнениях, какое знамя они переносили на купол. То, которое Кошкарбаев с Булатовым прикрепили, либо же то, которое потом еще два разведчика соседнего полка установили на фронтон — Проворотов и старший лейтенант Сорокин. Вся соль путаницы в том, что маршал СССР Георгий Жуков отдал приказ: тот, кто первым водрузит над Рейхстагом знамя, получит звание Героя СССР. И все старались".

Еще больше все запутал фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей, который попросил красноармейцев повторить водружение флага над Рейхстагом на камеру. Это сделали киевлянин Алексей Ковалев, которому помогал минчанин Леонид Горычев и старшина разведроты Абдулхаким Исмаилов из Дагестана. Долгие годы героями со снимка Халдея считались Берест, Егоров и Кантария. Лишь после развала СССР Ковалев рассказал свою версию.

ЖУКОВ НЕ ДАЛ "ГЕРОЯ" УКРАИНЦУ, КОТОРЫЙ БЫЛ С ЕГОРОВЫМ

По общепринятой версии, Егоров пронес Знамя Победы на себе, обернувшись полотнищем поверх гимнастерки и надев сверху ватник, надеясь, что так он не сразу станет мишенью для немцев. А древко решили найти на месте. Якобы и план был разработан для водружения флага: под прикрытием огнеметов прорваться на второй этаж, весь этаж не брать, а прорываться на чердак и крышу. Около 21 часа 30 апреля знаменосцы были наверху и водрузили Знамя Победы. Сначала они прикрепили его с помощью ремня к ноге конной скульптуры Вильгельма I в восточной части Рейхстага. Немцы пытались его сбить: полотнище было прострелено в нескольких местах, пуля даже пробила древко, но знамя развевалось там почти сутки. Лишь 1 мая Егоров и Кантария водрузили его на купол Рейхстага.


Надписи бойцов, взявших Рейхстаг

"В начале 2000-х начали обнародовать архивы. История водружения знамени оказалась противоречивой. Народ привык слышать, что это Егоров и Кантария. Но в тех событиях звучат как минимум шесть фамилий участников штурма, которые сначала прикрепили флаг на одну из колонн, потом — на фронтон, а лишь затем — на купол", — рассказал начальник отдела Управления пресс-службы Минобороны Константин Садилов.

В предсмертном интервью Кантария говорил, что на купол они взбирались втроем — был еще и младший политрук Алексей Берест. Без него они просто не взобрались бы, ведь стеклянный купол был полностью прострелен. Берест на своих плечах вытолкал их наверх с флагом. По документам, попавшим в распоряжение Минобороны Украины, в наградном листе к Жукову значились Егоров, Кантария и Берест. Но когда пришел указ о присвоении, украинца там уже не было. "Жуков вычеркнул Береста. Почему — не знает никто.

Единственное предположение: маршал по-особому относился к политрукам", — считает Садилов. Увидев в представлении Береста "замкомбата по политической части", он вычеркнул его фамилию, не став разбираться, смогли бы Егоров и Кантария стать героями, если бы не Берест. "Те же очевидцы говорили, что к утру 2 мая вообще весь Рейхстаг был обвешан красными знаменами — там оставили множество надписей", — резюмирует Садилов.

ПЕРВЫЙ — РАЗВЕДЧИК

В Берлине считают, что первое знамя над Рейхстагом поднял артиллерийский разведчик, сержант Михаил Минин и еще несколько его товарищей. Произошло это 30 апреля 1945 г. около 23:00. Они проникли в Рейхстаг, выбив одну из дверей поваленным деревом. Привязали принесенное с собой полотнище к обломку трубы и зафиксировали его на одной из женских статуй – на Германии.

"То, что для политкорректности героями были назначены другие – русский и грузин, партиец и беспартийный – Егоров и Кантария — причиняло мне боль всю жизнь", — сказал Минин в интервью Die Welt за несколько дней до свой смерти в январе 2008 года.

ЛЮБОВЬ КОВАЛЕВА: "ПЕРВЫМ БЫЛ МОЙ МУЖ"


Вся жизнь в борьбе. Муж Ковалевой так и не получил награду за водружение знамени над Рейхстагом

Жена героя Алексея Ковалева, запечатленного на легендарном снимке на Рейхстаге, рассказала о последних подвигах мужа в Берлине и о том, почему это не оценили

— Что рассказывал вам муж о взятии Рейхстага?

— Супруг был разведчиком. В ночь на 30 апреля 1945 года он с товарищами уже шел по Берлину. Этой же ночью они попали в Рейхстаг. Туда вошли 7 человек. В их числе были Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горычев. Они не знали, что попали в Рейхстаг, — на улице стояла темная ночь, Берлин бомбили и обстреливали со всех сторон. Сплошной огонь и грохот. Вошли в здание с тыльной стороны. Начался бой, три часа выбивали оттуда генералов. Едва не погибли...

— Тогда же и флаг поставил?

— Муж рассказывал, как в годы войны водрузил несколько знамен в разных городах. Всегда носил с собой 1,5 м красного полотна, летом — под гимнастеркой, зимой — под фуфайкой. И на этот раз имел красную материю и искал выход на крышу. Поднялся по винтовой лестнице, а там высоко окошко. Оглянулся, думая, как бы повыше подпрыгнуть и увидел, что немец ведет его обезоруженного товарища Михаила Грушина. Прицелился, в общем, сделал свое дело, и оба полезли на купол. Алексею и 20 лет не было. Молодой, ловкий, глазастый. Был левшой, но хорошо стрелял и правой, и левой.

— Важно было водрузить знамя на неизвестное здание?

— Конечно, это были знаки для наших, ведь разведчики часто ходили на задание ночью, в тыл врага, чтобы очистить дорогу для наступления войск. Алексей с Мишей залезли на крышу, чтобы оставить флаг в знак того, что здание уже наше. Муж увидел громоотвод и хорошенько привязал к нему знамя, да и спрыгнул. А зрелище было страшное — сплошной грохот да огонь. Уже брезжил рассвет. Они нашли остальных и вышли из здания.

— То есть Алексей Ковалев так и не понял, что был в Рейхстаге?

— Позже узнал об этом. Когда уже рассвело, во дворе какого-то дома встретили немку. Спросили у нее: "Где Рейхстаг?". Та и показала на купол, где красная тряпка болтается. Разведчики, понятное дело, поспешили назад, а там наши части уже оцепили здание. И никого не пускали внутрь. Обида-то какая! Ковалев давай бегать вокруг Рейхстага да показывать: вот, мол, мой автограф — мы были здесь. Да толку никакого. Вот тогда и увидел его Халдей, которому было дано задание: сфотографировать того, кто первым поднимется со знаменем на Рейхстаг. Знамя у него было свое: он взял черенок от лопаты, красную скатерть наподобие той, что накрывали столы в президиуме, нарисовал серп и молот, прикрепил полотнище к палке и с таким знаменем полетел в Берлин. А как увидел моего Ковалева, мечущегося у Рейхстага, так попросил его показать, как разведчики заходили в здание. Алексей Леонтьевич согласился и взял с собой двух своих товарищей — Исмаилова и Горычева. Но в редакции были шокированы. Говорят: не того ты снял, ведь Сталин сказал, чтобы были грузин и русский. Халдей в ответ: так я же получил задание снять того, кто первым водрузит знамя на купол! Он был очень огорчен.

— Правду о фотографии пришлось скрывать...

— Дважды я встречалась с Халдеем. Он рассказывал, как после войны лет пять ходил и в Минобороны СССР, и в ЦК партии, где доказывал, что Ковалев первым поднялся на Рейхстаг. Пока Евгения Ананьевича не вызвали в КГБ, где пригрозили: никогда этот снимок не подписывайте, иначе будет плохо. Так и осталась эта фотография "Победа" безымянной. А люди стали полагать, что героями фото были Кантария, Егоров и Берест. Много потом писали, что снимок сделан и 2, и 4, и 5 мая, но ведь после 30 апреля Халдей больше не был в Берлине.

С ГЕРОЕМ ПРОЖИЛА 47 ЛЕТ

Имя: Любовь Ковалева
Родилась: 8.08.1930 в Усть-Каменогорске (Казахстан)

Проживающая в Киеве супруга Алексея Ковалева — одного из трех разведчиков, которого запечатлел на своем снимке Евгений Халдей. На фото именно киевлянин держит в руках знамя, взобравшись на крышу Рейхстага. Вместе они прожили 47 лет. После войны Ковалев около 35 лет работал пожарным в Киевском гарнизоне и скончался в 1997 году.

ЗНАМЕН ПОБЕДЫ СШИЛИ 9. ИХ КРАСИЛИ КРАСНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ


Берлин. Егоров и Кантария с флагом, на который не хватило материи

К водружению Знамени Победы готовились, как к самому знаменательному событию, которое, как ему и положено, должно иметь свои символы. Из-за ограниченных возможностей в военное время стяг оказался самодельным. Перед началом операции по взятию Берлина таких знамен было подготовлено девять штук — по количеству стрелковых дивизий 1-го Белорусского фронта, участвовавших в операции (мол, кто первый в Рейхстаг прорвется, того знамя и будет считаться Знаменем Победы).

Эти символы по форме и размерам повторяли Государственный флаг СССР. Их сшили в армейских мастерских 1-го Белорусского фронта из обычной тонкой материи, которую покрасили красными чернилами. В левом верхнем углу у древка — эмблема серпа и молота со звездой, далее — номер стрелковой дивизии, принимавшей участие в штурме. Древки выточили из дерева и увенчали колпачками, снятыми с гардин. В ночь на 22 апреля Жуков вручил эти знамена командирам дивизий. В приказе они назывались "боевые".

По официальной версии, боевое знамя №5 (на фото) и было водружено Егоровым и Кантарией. Причем именно на это знамя размером 82 см на 188 см цельного куска материи не хватило, и оно было сшито из двух кусочков. 20 июня это самодельное Знамя Победы было отправлено в Москву в сопровождении Кантарии и Егорова, где его торжественно встречали.

В Киев в конце апреля 2010 года была доставлена одна из пяти точных копий Знамени Победы, которая хранится в Национальном военном историческом музее Украины. 9 Мая впервые оно будет участвовать в параде на Крещатике.

ТРАГЕДИИ ГЕРОЕВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Судьба многих героев этой истории сложилась трагически. Михаил Егоров успел насладиться славой — он был известен всему СССР, — а это застолья, алкоголь. Во время празднования 30-летия Победы ему вручили ключи от "Волги", а через полтора месяца, 20 июня 1975 года, как говорят, в пьяном угаре, он столкнулся с рефрижератором в родной деревне Ермошенки Смоленской области.

Мелитон Кантария жил более скромно и умер своей смертью в Грузии, буквально после 2000 года. А Алексея Береста, чей подвиг так и не признали, в дальнейшем преследовали одни неудачи. После войны ему пришлось дослуживать в Севастополе на корабле, затем он оказался в Неклиновском районе Ростовской области, где устроился начальником местного кинотеатра. Он пытался доказать свое участие в водружении Знамени Победы над Рейхстагом, но тщетно. Вскоре он оказался в тюрьме. Кассирша присваивала выручку, а Берест во время следствия вспылил и выбросил из окна следователя. Правоохранитель остался жив, но Береста отправили на 10 лет за решетку. После тюрьмы он устроился на завод, но прожил недолго — 3 ноября 1970 года его сбил поезд, когда бывший политрук спасал упавшую на рельсы девочку. Награда все же нашла дважды Героя — 9 мая 2009 года его дочь Ирина получила из рук президента Украины Виктора Ющенко Звезду Героя Украины.

Григорий Булатов повесился — никто не воспринимал всерьез его рассказы о том, что он одним из первых прикрепил знамя к колонне Рейхстага. Его высмеивали и даже прозвище придумали — Гришка-Рейхстаг.

Леонид Горычев умер от ран через несколько лет после войны. А татарин Гази Загитов также пытался доказать свое участие в подвиге, но так ничего и не добившись, погиб в автокатастрофе в августе 1953 года.