Как врач из Ялты возвращал космонавтов к нормальной жизни

20 августа 2009, 13:52
Крымский физиотерапевт занимался послеполетной реабилитацией в СССР

Евгений Новоселов на первом перекуре после полета с космонавтом Иванченковым (слева). Фото из архива Е. Новоселова

Эффективность своей методики Евгений Новоселов доказал на личном примере, полностью излечившись от лучевой болезни. Его опытом заинтересовались в верхних эшелонах власти страны настолько, что доверили здоровье особо важных персон СССР — космонавтов. С 1975 года все экипажи после приземления сначала отправляли в Кремль за наградами к Брежневу, а потом сразу же в Крым — под опеку Евгения Ивановича.

БЕДА. В 50-х гг. старший лейтенант Евгений Новоселов служил в Челябинском центре подготовки младших командиров загранвойск, обучая офицеров из стран соцлагеря воевать в условиях ядерной войны. И в 59-м оказался в группе офицеров, которые проводили радиационную разведку одного из пораженных районов после взрыва на химкомбинате "Маяк" в закрытом городе "Челябинск-40" (ныне Озерск) — там рванул отстойник ядерных отходов: "Это сейчас такую разведку проводят с самолета, а тогда сами на лыжах топали зимой, — вспоминает Евгений Иванович. — Поставили палатку, перекусили, а когда замерили фон, то ахнули — 200 рентген в час!" А спустя три недели от лучевой болезни умерли 19 участников экспедиции. Выжил только Новоселов. Он уверен, что своим спасением обязан Богу и здоровому образу жизни.

Реклама

Космонавты. Валерий Ляхов (в центре) и Владимир Рюмин (справа) с врачом Евгением Новоселовым... Фото из архива Е. Новоселова

В 1963 году спецуправление здравницами Минздрава СССР построило в Ялте санаторий "Горный", куда отправляли лечиться пострадавших на разных ядерных объектах страны. Привозил сюда рабочих с ядерных заводов и Новоселов: "В Ялту мы приезжали обычно осенью. Вместо завтрака арбузная диета, потом купание в море, на обед — виноград, и потом поход в горы. Этот опыт с некоторыми поправками я предложил использовать для реабилитации космонавтов и в 1975 году был назначен главврачом санатория "Горный", на базе которого и был создан первый в стране Центр послеполетной медицинской реабилитации космонавтов". На реабилитацию космонавтов доставляли каждого на отдельном ТУ-134, в их распоряжение выделялось авто "Чайка", машины охраны и сопровождения ГАИ. Они жили в отдельном 2-этажном корпусе №4 под усиленной охраной. "Боялись не покушения, — поясняет Евгений Иванович. — Космонавты приезжали сразу после полета, побывав до Крыма только на награждении в Кремле. Поэтому их надо было оградить от посторонних — в космосе они находились в стерильных условиях, и любое незапланированное общение могло закончиться заражением вирусами. В санатории при них постоянно находились я, личный повар, санитарка и официант: все мы на срок реабилитации — 30 дней, переходили на казарменное положение. Продукты завозили с ливадийской спецбазы ЦК КПСС".

Реклама

Покорители. Джанибеков (слева) и Иванченков (в центре) с семьями в Алупке Фото из архива Е. Новоселова

СЕКРЕТЫ. Несмотря на подписку о неразглашении, космонавты иногда сами заводили разговор на темы быта в космосе или делились необычными наблюдениями. Евгений Иванович помнит признания Виталия Севастьянова в том, что он хотел услышать, будучи в космосе, шум дождя. Александр Иванченков не мог заснуть в спальнике, так как постоянно выплывал из него. А потому обкладывал голову поролоном и засовывал ее между аппаратурой, чтобы зафиксироваться. На второй день в "Горном" он сказал: "Никого не хочу видеть сутки!" Даже не хотел видеть семью. Надоедало космонавтам питаться из тюбиков, а мыться... Душ принимали в полиэтиленовых пакетах с 1,5—2 литрами воды, для нагрева которой требовалось полдня работы солнечных батарей. Владимир Аксенов подарил Новоселову копии сделанных им в космосе снимков, благодаря которым потом обнаружили кимберлитовые трубки (месторождение алмазов) в Сибири. Рассказал смешную историю, как он вышел в другой отсек и задержался — никак не мог заправить пленку в фотоаппарат. Тогда в люк постучали, и Аксенов по земной привычке спросил: "Кто там?" Хотя на борту никого, кроме него и командира экипажа, быть не могло. Еще космонавты как-то заметили неопознанный объект, сопровождающий их в течение нескольких дней. Заволновались. А на запрос с Земли им ответили: "Это ваш бак с мусором летит за вами!" По мере наполнения баки отстреливали в космос и они исчезали из поля видимости. Но не в этот раз.

Реклама

Сейчас Евгению Ивановичу 81 год, он — Заслуженный врач Украины, кавалер ордена "Знак Почета СССР", по-прежнему в отличной физической форме и продолжает консультировать по вопросам физиотерапии в "Атомпрофздравнице".

В 23 ГОДА СТАЛ "БАТЕЙ"

Новоселов уверен: если соблюдать режим питания, двигаться и избегать вредных привычек, то организм сам поддержит себя в норме: "Во время Корейской войны 1951—1953 гг. я служил на одной из приграничных баз на берегу Японского моря и заметил, что два госпиталя заполнены ранеными, а четыре — больными. Причины элементарны: авитаминоз из-за питания сухой пищей и изнуряющие кроссы по 30 км для солдат, которые сидели неделями в окопах и были не готовы к нагрузкам. По моему совету прекратили кроссы, а в столовой появились рыба и мясо, которые добывали своими артелями. Так после этого у нас больных почти не было, а меня, 23-летнего старшего лейтенанта, солдаты стали называть "батей".