Как выжить студенту в кризис

11 ноября 2009, 18:00
Аня открыла агентство, Вадим нашел работу в вузе, а Александра временно променяла карьеру на стабильность.

Анна. Посчитала, что сейчас — время больших возможностей, и открыла свое дело

"Когда работодатели слышат "студент", в голосе уже чувствуется холодок — ведь вокруг бродят квалифицированные специалисты, готовые работать за те же деньги", — сетуют учащиеся. Но наши герои доказали, что жизнь у студентов после сокращения только начинается!

"Меня, тогда первокурсницу Национального экономического университета, взяли в большую (только в нашем филиале до кризиса работало 600 человек) иностранную компанию, — рассказывает киевлянка Анна Петрова. — Целых три года я стажировалась. А на пятом курсе меня взяли на полный день на должность бизнес-аналитика с заработком около 4 тыс. грн. При этом в университете пришлось отказаться от лекций. Но только пару преподавателей разделяли мое рвение практиковаться: когда я отпрашивалась по рабочим вопросам, они сообщали: "Мне все равно, ставлю пропуск". В разгар кризиса мне сообщили, что я резко перестала справляться со своими обязанностями, меня увольняют и никаких компенсаций мне не положено. Но очевидно было, что это сокращение штатов. Тут я возмутилась: пусть я не была самым ценным сотрудником (мне все-таки не хватало опыта), но я старалась расти вместе с компанией. Поэтому я ткнула начальству в руки КЗоТ и потребовала всех выплат — 13 тыс. грн. Меня тогда Жанной Д’Арк прозвали: компенсации добились все, кого сократили после меня".

Реклама

Пришла в себя Аня после тренинга личностного роста. Там она подошла к организаторам: "Возьмите меня к себе" (у них тогда была открыта должность менеджера по продажам этого самого тренинга). Они ее смелости удивились, но взяли. Но оттуда девушке пришлось уйти — сказалась маленькая з/п в 1,5 тыс. грн. И она выбрала совсем новую для себя сферу — открыла собственное агентство, которое организовывает торжества. Оно принесло ей пока что всего сотню долларов при минимуме затрат, зато приобрела новые знакомства, и в декабре девушка уже запланировала две акции. "Кроме того, веду переговоры с одним из банков о должности организатора мероприятий", — рассказывает Анна.


Александра. Получает меньше, зато есть время на отдых и на учебу

ПЕРЕДЫШКА. "Когда в редакции моей газеты после первой волны сократили даже журналистов-ветеранов, я — студентка четвертого курса — даже не надеялась, что уцелею, — вспоминает Александра Краевая (университет "Украина", факультет журналистики). — И хотя предсократительный дух витал в воздухе, начальству удалось застать нас врасплох — о сокращении объявили 29 декабря. Еще полтора года назад мне платили заоблачную, как для новичка, сумму — 4,5 тыс. грн. Потом эта цифра — за счет того, что уменьшились суммы премий — застыла на уровне 3 тыс. После увольнения (а нам выплатили по две зарплаты как компенсацию) у меня был месяц полной эйфории — после журналистской беготни я занялась собой и домашней работой — раньше руки до этого не доходили".

Реклама

Но вместе с деньгами, таяло и желание сидеть дома. Саша стала ходить в университет, сдала хорошо сессию. Но с деньгами стало по-настоящему туго: "Мы с мужем еще до кризиса купили в кредит машину, живем на съемной квартире — его зарплаты хватало только на необходимое. Да и он, когда мы не могли купить даже обувь, мне напоминал: "Ну ты же не работаешь". И тут мне предложили отличное место в новом телепроекте. Но приступить нужно было только в октябре, а деньги нужны были срочно. Одновременно я нашла место продавца в обычном магазине дверей. И неожиданно для себя решила пожертвовать призрачным телебудущим во имя стабильности. Сейчас я получаю 4 тысячи (на проекте мне предлагали 5,5), но почти счастлива, — улыбается Саша. — У меня нормированный рабочий день и меня даже повысили до менеджера! Здесь мне намного комфортнее, чем в беготне прошлой работы. А выходные — их у меня два в неделю — трачу на учебу".

"МНОЙ ПОЖЕРТВОВАЛИ, НО Я ТУТ ЖЕ НАШЕЛ МЕСТО У СЕБЯ ПОД НОСОМ"


Вадим. Жалуется, что раньше уставал смертельно

Реклама

"Я начал работать в 17 лет, когда переехал в столицу и поступил в вуз, — рассказывает пятикурсник-юрист Вадим Никифорук. — Тогда были выборы, я разносил листовки — платили 250 грн. в месяц. От одногруппников прятался, казалось, что работать — это стыдно. Еще год работал в фастфуде, где выходило где-то 600 грн. в месяц. Летнюю практику проходил в роли "принеси-подай" в одной нотариальной конторе. Меня оставили работать помощником на полставки, а это было и интересно, и познавательно — и платили 1400 грн! — смеется парень. — Я перешел на 4-й курс — и тут кризис!" Сначала в небольшую фирму перестала приходить уборщица... Директор честно признавался, что настали сложные времена. "Он решил, что пожертвует мной: одна сотрудница только из декрета вернулась, пенсионерку-бухгалтера вообще никуда не возьмут…" — вспоминает Вадим. У родителей положение было не лучше, так что парень стал искать новое место работы: "Сначала я рассылал резюме только в те компании, которым подходил — и по опыту работы, и по возрасту. Но мне никто даже не ответил! Тогда я стал рыскать по сайтам компаний, чуть менял резюме, согласно требованиям, но тоже тишина, — рассказывает Вадим. — Но тут я увидел возможность у себя под носом — устроился на кафедру в университете методистом. Платят 1100 грн., но зато я знаю всех преподавателей, иногда им помогаю — распечатать что-то, перезвонить куда-то. Потом к моим просьбам — принять контрольную, которую нужно было сдать вчера, — относятся человечно, а недавно помогли переехать в хорошую комнату в общежитии. Я узнал жизнь вуза изнутри и, думаю, что стану его преподавателем".

"ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ"

Ищите бесплатные тренинги и знакомьтесь с потенциальными работодателями.

Не сидите на месте и хватайтесь за любые предложения. Во-первых, всякий опыт может пригодиться, а во-вторых, любая работа даст деньги пересидеть бурю.

Рассматривайте альтернативу — если вы привыкли искать работу через знакомых, попробуйте еще слазить в интернет и наоборот.