Как живут семьи, разделенные войной на Донбассе

27 апреля 2015, 08:10
Братья воюют за разные стороны, а мамы надеются, что они не встретятся в бою

Зона конфликта на Донбассе. Для многих украинских семей стала настоящим яблоком раздора. Фото AFP

Конфликт на востоке страны затронул едва ли не каждого украинца. Но многие семьи война буквально разделила на две части — родные стали поддерживать разные стороны конфликта, в результате чего либо вовсе перестали общаться друг с другом, либо "со скрипом" пытаются найти общий язык. "Сегодня" узнала, как живется таким семьям. 

НЕ СДАЛ БРАТА. Напрямую с конфликтом столкнулись два брата из Луганска — 25-летний Андрей и 22-летний Юрий Кромники. Юрий жил и работал в Луганске, а его брат был зарегистрирован на территории другой области, подконтрольной Украине. В начале осени Андрея призвали в ряды украинских бойцов, и он, не колеблясь, ушел воевать. "Взгляды нас никогда не разделяли, причин не было, — рассказал "Сегодня" Юрий. — И все было хорошо, но потом о брате узнали боевики "ЛНР". Каким-то образом вычислив, что мой брат воюет на стороне Украины, ко мне домой вломились с автоматами и в форме. Сначала угрожали и собирались заставить меня "сливать" всю информацию, которую я узнаю от брата. Припугнули, что выехать мне нельзя, и каждый день я должен приходить в местный военкомат с новой информацией. Я, естественно, за братом шпионить не мог и не стал! На следующий же день, понадеявшись, что на каком-то из блокпостов меня еще могут пропустить, выехал из города. Мне повезло". Сейчас Юрий живет в Хмельницком и возращаться домой в Луганск пока не собирается. Андрей же все еще воюет в рядах украинской армии и не исключает, что после демобилизации переедет к брату.

Реклама

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ. А вот братья Денис и Роман Гнатюки поссорились из-за взглядов на происходящее в Украине. Сейчас они находятся по разные стороны конфликта. Денис — медик-волонтер, помогающий украинской армии, а Роман — военный корреспондент в "ДНР". "Наши взгляды начали отличаться еще с начала революции на Майдане. Но я тогда жил и работал в Киеве, — рассказывает Роман. — Уже полгода как я в "ДНР", но с братом все это время поддерживаем общение, хотя постоянно спорим на тему происходящего. Без юмора в этой ситуации никуда: первое время, когда созванивались, в шутку здоровались друг с другом, как "брат-колорад" и "брат-бандеровец". А был и случай, когда брат мне помог: летом меня взяли в плен еще с двумя журналистами, а когда спустя неделю отпустили — выбросили из машины где-то в поле, то добраться домой помог брат. В ближайшем поселке нашел телефон, позвонил Денису, он меня забрал домой. Шутил тогда, что я "легко отделался".

Есть в Донецкой области и семьи, в которых братья воюют по разные стороны. "У моей соседки сыновья оказались по разные стороны баррикад. Один — в украинской армии, другой — за "ДНР". Оба пошли добровольцами. Для матери это — настоящее испытание. Она связывается с ними крайне редко и очень боится, чтобы в бою они не встретились", — рассказывает Антонина П. из Енакиево.

Много в Украине и семей, часть которых переехала на подконтрольную нашей власти территорию, а часть — осталась на территории "республик". "Я работал журналистом в Донецке до конфликта, но потом работы для меня там не осталось — только в боевики идти. Однако взгляды у меня проукраинские, — делится один из переселенцев Сергей М. — Я переехал в Киев, родители и младшая сестра остались в Донецке: семья не в лучшем свете воспринимает сегодняшнюю киевскую власть, и споры на эту тему часто бывают. Но все остаются при своем мнении, а мы не допускаем, чтобы на этой почве разросся конфликт".