Катя, родившаяся на 5-м месяце, набрала уже 3 кг, а первый мини-малыш СНГ уже говорит

25 июня 2008, 15:41
Мы узнали, как сейчас живут детки, которые при рождении весили меньше 500 грамм.

Катю ни разу не подключали к аппарату вентиляции легких, несмотря на 460 г веса. Фото А. Веретенник

Катенька Личман родилась весом 460 граммов. Ровно через две недели у девочки маленький "юбилей" — ей будет четыре месяца. А ведь примерно в это время Катя должна была только появиться на свет! Мы решили проведать именинницу: ее вес увеличился всемеро, а хватает девчушка все, что не так лежит, как и положено трехмесячной крохе.

Самого легенького ребенка страны из подъезда выносят всей семьей: мама — пеленки, папа — ребенка, дядя — коляску. "Говорить будем на улице, хорошо? — спрашивает мама крошки Наташа. — Мы квартиру снимаем, хотя хозяйка нам как мама — за Катеньку очень беспокоится. Говорит, что фотографировать вредно. Но она же у нас звезда!"

Реклама

Ребенок спит, только что после обеда. Говорим тихонько. "Вот через часик проснется, начнет ко всему ручки тянуть и меня за волосы хватать. К году ни волосинки не останется, — смеется мама. — Когда нас только выписывали (полтора месяца назад. — Авт.), врач спрашивала: "Наташа, что ты будешь с ней делать, когда плакать начнет?" Говорю: "Скорую" вызывать". "Какую "скорую"? Деткам свойственно плакать". А я так боялась и простого ее плача, она такая крошечная была — ведь даже при выписке 2 килограмма всего. Поначалу все домочадцы боялись к ней даже подходить. А я приехала домой, и сразу себе установку: некому помогать, надо все самой, надо все брать в свои руки".

БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ. Наташа и Сергей до сих пор живут в гражданском браке. "Просто расписаться неинтересно — все друзья потом дуться будут, что на свадьбу не пригласили, а денег лишних пока нет. Каждый день жизни нашей доченьки стоит дорого, — рассказывает Наташа — Раньше мы кушали молочную смесь по 70 гривен за упаковку, на три дня всего хватало. Как только можно было — перевели на еду чуть подешевле. Когда в клинике лежали, до $400 в неделю уходило. Хотя там и предоставляли все необходимое, но некоторые витаминки и лекарства я вызывалась купить сама — лучше купить, чем потом жалеть, что чем-то не помогли. Сейчас Катя кушает просто отлично, вся в папу и весит уже 3300". "Три пятьсот в одежде", — спорит папа Сережа.

Реклама

Чтобы у дочки было все необходимое, папе приходится работать в два раза больше. "Он кондуктор на 33 маршруте — там зарплата за смену (два через два дня) — 250—300 грн., ну и плюс подработки, когда выходной", — рассказывает за Сергея Наташа. Сам папа только успел попозировать нашему фотографу и убежал на работу. Пока могла, Наташа тоже работала консьержкой за 300 грн. в месяц, даже когда малышка лежала в "Охматдете", где ее до двух месяцев выхаживали врачи. Доходы небольшие, но лучше, чем ничего. Потому-то Катю с самого начала перевели на смеси. "А вдруг ребеночка покормить надо, а я на работе?" — поясняет Наташа. Помогать супругам было некому — у обоих очень давно умерли родители. За маму у них ныне — хозяйка съемной квартиры в спальном районе столицы. "Хозяйка нас очень бережет, уже год прошел, а все так же платим ей $400 за четверых — с нами еще мой брат живет", — говорит Наташа.

ДЕЖАВЮ С ХЕППИ-ЭНДОМ. Участковый врач Вероника Березинец, к которой каждую неделю возят Катю, считает, что с ней все в порядке: она реагирует на свет, звуки, на маму: "Только немножко не так быстро, как обычные трехмесячные детки. И то, что она набрала за полтора месяца почти полтора килограмма, хороший результат даже для обычного малыша в ее возрасте".

"Я спрашиваю постоянно, нет ли каких-нибудь отклонений. Страшно же, такой ребенок особенный, если что случится, я этого не переживу", — рассказывает 30-летняя мама. В 2000 году ее первенец тоже родился раньше срока, но тогда 800-граммовую девочку не выходили. "Мы ремонт делали, может, краской надышалась тогда или тяжестей наносилась, и случилось такое несчастье, — предполагает Наташа. — А в этот раз береглась. Правда, помня все, нервничала очень. Возможно, на психологическом уровне что-то произошло. Потому как я ничем не болела и чувствовала себя хорошо. Врачи удивляются: такая маленькая наша Катя, а никаких патологий. Бывает же, что и у девятимесячного что-то не так, а она, такая малюсенькая, и нормально. У меня по папиной линии у родственницы ДЦП. Так боюсь за Катю".

Реклама

Но вопреки страхам мамы Катя пытается ползать и держать голову. "Мы уже ждем не дождемся, когда она начнет ходить и будем в платья ее одевать — мы уже столько накупили", — мечтает мама.

"У СЫНА 12 ЗУБОВ, ЕСТ ИЗ ЛОЖКИ — НАСТОЯЩИЙ ПАЦАН!" Богдан Черний из Бердичева был первым в СНГ малышом, которого выходили с весом 490 г. В 1 год и 4 месяца он еще не сидит сам. "Но мы уверены, что он обгонит своих сверстников", — улыбается мама Алена. "Он очень любит жизнь, борется за нее, — согласен папа Владимир. — У сына 12 зубов, ест он только из ложки — настоящий пацан!" Чаще других слов Богдан говорит "папа". "Это потому, что я сыну говорю, что Вова — его папа. А Вова, что папа — это он. И ни слова о маме", — смеется Алена.


Богдан в 1 год и 4 месяца еще не ходит, но чаще других слов говорит "папа"

В здоровье Богдана родители вложили уже $20 тыс. "Нас знают во всех банках. Кредиты помогают отдавать родственники. Но накопились долги за коммунальные услуги в 2000 грн., и нас вызывают в суд, — сетует Владимир. — Мы не знаем, чем их погасить. В квартире уже продано все, что можно было продать! Едим с женой раз в сутки — Богдану самое лучшее. Когда малыш три месяца пролежал в реанимации Центра матери и ребенка, жена ежедневно из Бердичева в Житомир возила ему грудное молоко, иногда по два раза в день. Почему не жила с ребенком? Врачи нам объяснили очень доходчиво — у них, мол, не гостиница. Да разве все расскажешь… Врач, который помогал выхаживать Богдана, получил звание, больница — сверхдорогую аппаратуру, а мы остались с кучей долгов и проблемами". По уходу за ребенком семья получает по 150 гривен в месяц, а тратить вынуждена в 10 раз больше.

НЕДОНОШЕННЫХ НА 30% БОЛЬШЕ. "В 2005 году в Украине родилось 2300 недоношенных малышей, по прогнозам на 2008-й их будет 3000", — рассказывает Елизавета Шунько, главный неонатолог МОЗ Украины. Их число растет из-за экологии, стрессов, нерационального питания будущих мам и того, что они много работают. Весь курс интенсивной терапии для такой детворы — 3—4 недели — обходится государству в 100—120 тыс. грн. на одного малыша. В некоторых случаях эта сумма выше на 15—20%.

Врачи и раньше пытались спасать недоношенных с любым весом. Но после того как с 1 января 2007 года дети, родившиеся после 22 недель и весом от 500 граммов, получили юридические права ребенка, государство стало больше закупать спецоборудования для их выхаживания. И, как следствие, уже в первый год выживаемость увеличилась на 10%. Будут ли спасенные полноценно развиваться, судя по зарубежному опыту, наверняка можно знать только после 3-х лет жизни малыша. Но при постоянном контроле его здоровья врачами, шансы — до 100%.

Надежда Останняя, Ленина Бычковская