Харьковчанка рисует железом и зеркалом, а материалы для работ покупает на "блошином" рынке

19 декабря 2007, 14:37
Скромные дивы, львы и просто картины-раздумья — из металлического хлама делает Наталья Простакова из Харькова. Авторскую технику мастерица держит в секрете.

Металлистка. Шайбы, битые зеркала и гвозди заменяют Наталье Простаковой мазки гуашью. Фото М.Токаревой

Реклама

Уже боле двух лет Наталья Простакова из Харькова рисует картины гвоздями, циферблатами от часов, радио- и тракторными деталями. Поклонники металлической художницы называют ее творчество "гвоздеживописью". Хотя Наталья предпочитает этому слову — цвяхоживопись.

О том, что в картинах можно использовать металлические детали, Наталья узнала, когда нашла в своей кладовке коробочку с железными шпильками, шурупчиками и гвоздями. Девушка выложила содержимое находки на кусок фанеры, и получился рисунок.

— Тогда материала мне хватило на две картины, — вспоминает она. — Я приклеила все железные детали на дерево, покрыла их акриловой краской и поняла, что рельефные железные предметы с лихвой могут заменить художественный мазок.

Реклама

ШАЙБОЧКИ ДЕФИЦИТ. Такое занятие на столько приглянулось Простаковой, что она начала искать очередную порцию сырья для своих работ. И нашла — на блошином рынке. У мастерицы в работу идет все, что попадается ей на глаза на базаре: дверные защелки, советские монеты, заколки для причесок и вообще все, что можно назвать словом железки.

Универсальный предмет в работах Натальи — маленькие шайбочки. Художница использует их для оформления фона и не только, но в последнее время найти их практически невозможно, потому что военный завод, который их производил закрылся. Есть в арсенале Простаковой еще одна любимая деталь. Условно Наталья называет их "тракторными".

— Они в форме солнца и идеально вписываются в мои философские сюжеты, — рассказывает Наталья. — А сюжеты моих работ это эмоции, это переживания. Но не мои личные, их испытывает каждый. Как правило, в моих картинах затронуто три темы: путь человека: как и куда он движется, время: как человек распоряжается им и любовь: как люди встречаются и что между ними происходит". Наталья считает, что именно эти жизненные аспекты люди являются актуальными. И согласитесь, она не так далека от истины.

Реклама

ДЕРЕВО-ПОДСКАЗЧИК. Свою авторскую художественную технику Наталья называет делом всей своей жизни и говорит, что когда работает, может сутками не спать.

— На одну картину, как правило, уходит до двух недель ежедневной работы, — рассказывает мастерица. — Работа кропотливая, каждую деталь я отдельно выкладываю пинцетом.

Часто идею для будущих картин Наталья подсказывает сруб дерева на котором она крепит железные детали.

— Беру доску, и линии дерева словно все до меня решили. Например, что тут может быть нарисован человеческий профиль. Тогда я по естественному деревянному контуру выкладываю подшипники, гвозди, — объясняет девушка. — Как правило, первоначально у меня в голове есть какая-то задумка общего сюжета и уже под нее я подбираю ансамбль металлических деталек. А бывает — какая-то отдельная оригинальная деталь вдохновит меня на целую работу, и я делаю все не так, как хотела.

На одну картину у художницы уходит около килограмма железа. Наталья говорит, что покупать металлические детальки для нее не дорого, хотя конкретную стоимость материалов все-таки назвать не может.

— Ценовой вопрос не должен стоять перед творчеством, — отшучивается она. Кроме металла, Наталья использует в своих работах битые зеркала.

— Я не суеверная, потому специально их бью. Как правило, беру маленькие зеркальца из косметички. Они тонкие и потому хорошо ложатся на дерево, — рассказывает Наталья. Говорит, что главная особенность техники — клей, которым крепятся предметы. Но рассказать что же это за чудо-клей, наотрез отказалась. Оно и понятно, ведь техника- то авторская.

Пока название своей железной художественной технике Наталья не придумала. Но категорически не согласна с тем, что некоторые называют ее работы коллажами. Мол, коллаж это соединение предметов, а в ее работах железо заменяет краски. Наталья говорит, что при работе у нее выделяется гормон счастья, потому советует всем больше рисовать. О том, сколько же стоит ее железное чудо искусства, художница решила промолчать, но отметила, что это сумма с четырьмя нулями, и не в гривнах.

Кроме металлических картин, Наталья занимается арт-психологией — развитием человека при помощи искусства. В свое время художница закончила Питерский институт арт-терапии. "У людей есть сознательное и бессознательное восприятие. Творчество относится к бессознательному". По символам Наталья может определить, что волнует человека. "Если взрослый или ребенок нарисовал или слепил существо без ушей, то в этом случае я могу предположить, что этот человека не хочет слышать того, что ему приходится постоянно слышать от близки или родных, — объясняет Наталья. — Если же на рисунке или фигурке человек (существа) без ступней, то это значит, что у человека нет опоры в жизни, и он находится в подвешенном состоянии".