Харьковский школьник отсудил 7000 гривен за побои старшеклассников

10 мая 2007, 19:12
Харьковский школьник, избитый старшеклассниками, выиграл в суде 7 тысяч гривен компенсации. После полученной травмы головы ближайшие несколько лет мальчик будет наблюдаться у медиков. Руководство школы своей вины в случившемся не видит.

Фото Н. Заверющенко

Инцидент произошел в мае 2004-го в 160-й школе Харькова: к семикласснику Саше Карачевскому подошел девятиклассник и попросил автограф — мальчик был гордостью школьной футбольной команды. "Саша опаздывал на урок, а этот парень не хотел отставать, затеял драку, подбежали другие ребята. Подрались они в коридоре, у кабинета директора, — рассказала "Сегодня" мама избитого паренька Галина Анатольевна. — Саша отбился, но когда после уроков шел домой, его за забором школы встретила толпа старшеклассников. Били двое. Домой он уже попал с двумя переломами руки и черепно-мозговой травмой".

Заявление в милицию родители написали, как только Сашу отвезли в больницу. Двоих подростков 16 и 17 лет признали виновными, но молодые люди попали под амнистию. Полгода назад Карачевские подали гражданский иск с требованием материальной и моральной компенсации в 40 тысяч гривен. На днях суд Фрунзенского района Харькова удовлетворил иск частично: две с половиной тысячи материальной компенсации, еще четыре тысячи Саша должен получить за моральный ущерб. После травмы у парня резко ухудшилось зрение, появились головные боли, врачи запретили любые физические нагрузки, так что о футбольной карьере пришлось забыть.

ШКОЛА. Когда случилось ЧП, директор школы Лидия Максимова настаивала, что драка произошла за забором учебного заведения, а, значит, происшествие его не касается. "Она говорила тогда, что вообще не стоит шум поднимать. И отрицала, что Сашу били прямо у директорского кабинета", — вспоминает Галина Анатольевна. После инцидента в школе сменился директор, но и сегодня руководство учебного заведения своей вины в случившемся не видит. "Я не хочу комментировать инцидент трехлетней давности и прошу оставить школу в покое! — заявила завуч Елена Посякова. — Мальчика избили не в школе, а за ее пределами. Какие могут быть вопросы к учебному заведению? Мы же не можем запретить школьникам передвигаться по улице и общаться со своими сверстниками. И контролировать все, что между ними происходит, тоже не в наших силах".

ПСИХОЛОГ: ОТВЕДИТЕ ДРАЧУНОВ НА ТАНЦЫ. Психолог Светлана Бажерина считает основными потерпевшими не пострадавших в школьных драках детей, а тех, кто их бьет. "Малыши так жестоко обижают своих сверстников, потому что подвергаются неправильному воспитанию со стороны собственных родителей. Есть три тенденции плохого воспитания. Первая — родители жестоко и грубо относятся к детям, не учитывают чувство достоинства и не уважают ребенка, всячески обзывая. Вторая — слишком либеральны к своим отпрыскам, мол, сами справятся с проблемами. Третья — так называемая "гиперопека". С ребенка сдувают пылинки, все за них решают. В конце концов у ребенка начинается протест, который "выливается" на сверстников", — сообщила "Сегодня" психолог. "Родители должны научится общаться ребенком, помогать делать уроки, понимать фильмы, книги и жизненные ситуации. Ни в коем случае на детей, которые обижают других, нельзя кричать! Папа или мама должны с разговаривать от первого лица ("Мне не нравится, как ты сделал это..." и пр.) и не в коем случае не читать морали! Нельзя закрывать глаза на дурные поступки, иначе дитя, грубо говоря, завтра банк ограбит. Ребят-драчунов также следует по максимуму нагружать — после школы отведите чадо на спорт, на танцы, где он сможет выплеснуть свою энергию".

ВЕНДЕТТА ИЛИ "ОТКУПНЫЕ"? Если ребенка избили, надо обратиться в правоохранительные органы, суд, советует адвокат Татьяна Монтян. Однако, по ее словам, в "органах" неохотно рассматривают такие дела. "И не потому, что у нас злобные менты, прокуроры и судьи — жизнь такая. У них множество дел, за которые спрашивают гораздо сильнее, чем за "пару синяков". По мнению Монтян, достаточно тяжело доказать, что ребенка избили, так что, увы, единственный способ в наших реалиях восстановить справедливость — вендетта". А если серьезно, то решением проблемы, по словам адвоката, может стать внедрение механизма досудебного урегулирования, когда обидчик сможет официально откупиться от пострадавшего. "По моему опыту, большинство потерпевших хотят денег, а не сроков для злодеев. Надо дать возможность людям договорится друг с другом", — считает Монтян.

Влад Абрамов, Ксения Гришина, Наталья Гончарова