Художник-анималист из Воронькова: "Женюсь только на той, которая понравится моим птицам"

5 февраля 2008, 13:20
Игорь Землянских не только рисует пернатых, он их спасает. Подстреленный охотниками лунь, найденный в капкане канюк, аисты и цесарки нашли в его доме защиту от суровой к слабым природы.

Ю.Кузнецов

Реклама


Вороньковский Айболит. Игорь Землянских спасает пернатых уже четверть века, фото Ю.Кузнецова

Игоря Землянских из Воронькова с детства манили птицы — их хищность и стремительный полет, напоминающий его любимые самолеты. В школе не в силах дописать "Классная рабо...", будущий спасатель пернатых забывал об уроках и рисовал птиц. А когда ему было 8, пытался выходить раненного кошкой щегла, но тот из-за неправильной кормежки через неделю умер. Для него птица — и преданный друг, и источник вдохновения, и натура для рисунка, и позитив в минуты грусти. Художник так же, как и его любимчики, обожает свободу и не любит блага цивилизации, мобильник и интернет.

МЕСТНЫЙ "ГРИНПИС". В просторном дворе Землянских — настоящий птичий зоопарк. На встречу выскочила огромная собака Баффи, но она тут только как сторож, "своих" птиц охраняет, никогда не трогает соседей по жилищу, даже усатому ленивому Левке не надирает уши. Вот шествует важно белый аист. "Его зовут Айсберг, — поясняет Игорь, — питается только рыбой, ему не меньше 600 граммов в день надо. Вообще из рук берет, но сейчас боится вас, близко не подходит. У меня много аистов жило, хорошие птицы".

Реклама

Серый гусь, две цесарки гуляют по двору между курами. А индюк показывает, что самый главный, распушил перья и надулся. "Резать мы его, конечно, не будем, — признается Игорь, — он у нас тоже для порядка". А вот парочка красавцев-павлинов. Убегают от камеры, как мы их не приманивали. "Мне киевский зоопарк выдал их в качестве гонорара, я никогда не перестаю ими любоваться. Они непритязательны в уходе, практически всеядны. Очень сильная птица и приманить почти не удается, не любят рук. От них одна неприятность — в брачный период самец так истошно кричит сутками напролет, что все село не знает, куда деться. Скоро весна, надо будет сельчан предупредить", — улыбается Игорь.

С 6 УТРА НА НОГАХ. Но самые интересные — хищники. "Это лунь болотный, его принесли подстреленным. Любая травма вычеркивает хищную птицу из природы, ведь они охотники по натуре, а не имея возможности хорошо летать, они не выживут, а тут ему хорошо, — рассказывает приветливый хозяин. — Я даже на случай нового постояльца всегда запасаюсь пустым вольером. А это тоже из семейства ястребиных — канюки и зимняк. Все они были ранены, а одного из канюков вытащили из капкана без пальца на лапке. Эти птицы в лютый мороз выживают, тепло им не нужно. Только кормите хорошо и чтобы вольеры были просторные". Каждый из хищников съедает по 6—7 куриных голов в сутки.

Для питания пернатых в доме отдельный холодильник. Вообще же в семье Землянских все подчинено птицам. И даже в доме клетки с пернатыми — попугай, щегол, чиж, чечевица. "Утром у нас — как в лесу", — смеется мама Игоря. С 6 утра Игорь уже на ногах — обходит крылатое хозяйство — покормить, напоить, почистить. Кому-то такой режим покажется каторжным. Но для Игоря, который в душе тоже птица, это уже необходимость.

Реклама

ОДНАЖДЫ МЕНЯ ПЕРЕПУТАЛИ С ПТИЦЕЙ

Живя многие годы с пернатыми, Игорь и сам приобрел некоторые птичьи повадки. "Друзья стали замечать, что у меня появилось что-то хищное в образе, — делится художник, — резкие повороты головы, отрывистые движения, но сам я этого не замечаю".

А вообще, Игорь может часами любоваться птицами. И с некоторыми он действительно подружился. Был у него ворон по имени Эрик. "Умный, как крылатый пес, — вспоминает. — Вороны вообще наиболее развитые из птиц, если это можно назвать интеллектом, они отлично обучаются разговору, гораздо лучше попугаев". Эрик был невероятно ревнив и признавал только хозяина. Однажды клюнул парня, который хотел поздороваться за руку с Игорем. Когда хозяин сделал ему жестом замечание, Эрик клюнул и его — не возражай! Почему-то особенную неприязнь ворон испытывал к девушкам. Да и сам Игорь признается, что женится лишь на той, кто сможет по настоящему их полюбить. У Эрика была странная привычка — воровать мыло. Он забирал в клюв обмылок, летел над огородами, с огромной высоты бросал его вниз, а потом летел за новым. Игоря часто сравнивают с птицами и животными — то ли за длинные волосы, то ли за хищный нос, то ли за несознательные птичьи повадки. Но пару лет назад произошел и вовсе парадоксальный случай. Игоря действительно перепутали с птицей. Когда-то у него поселился сокол-кобчик, у которого было подстрелено крыло. В один из дней Игорь сделал ему перевязку и на день оставил в комнате. А когда вернулся, увидел, что хищник со сломанным крылом взлетел на шкаф, залез в клетку и оторвал небольшой птичке-коноплянке голову. "А потом я прочитал в интернете статью, где писали: "Игорь Землянский, художник-анималист, будучи еще с перевязанной рукой, вылез на шкаф и съел коноплянку, — смеется художник. — Вы не верьте, я не ем птиц".

"Я НИЧЕГО НЕ УМЕЮ РИСОВАТЬ ЛУЧШЕ ПТИЦ"

На столе у Игоря холсты, краски, эскизы и готовые работы — он рисует своих друзей. Один из немногих в Украине, сельский Леонардо за многие годы изобразил сотни тысяч птиц — от гуся до колибри и страусов. Свои детские книги "Наші птахи", которых вышло уже две, Игорь не только красочно иллюстрировал, но и написал понятные детям тексты. Он создавал иллюстрации к полевому научному определителю "Птахи фауни України", который считает наиболее значимой работой, а так же брошюры и плакаты для природоохранных обществ.

Но кроме птиц так хорошо Игорь ничего не рисует. Иногда даже пишет картины. Но при этом не имеет художественного образования. На картинах зарабатывает мало, чаще дарит друзьям, или отдает по смешной цене — максимум 200 грн. "Наш Игорь такой щедрый, никогда денег не считает, — рассказывает мама, — вот мне подарил на 8 марта, так хоть одна дома сохранилась". И нам на память Игорь протягивает иллюстрацию золотомушки с пожеланиями добра, успехов и пенья птиц.