Киевский "Рембрандт" учил танцевать колхозников, а сейчас зарабатывает 350 евро за полчаса

18 мая 2008, 15:33
Игорь Арончик в образе Рембрандта встречает прохожих на улицах Киева и дипломатов на приемах.

Выстоять три часа подряд Арончику помогают тренировки по ушу. Фото В. Лазебника

Реклама

Игорь Арончик ежедневно выходит на Крещатик, чтобы работать живой статуей. Прохожие заглядываются. За час я насчитала 50 зевак. В Украине такие скульптуры — не новинка, но их можно увидеть на частных корпоративах, на улице же до Игоря Яковлевича в столице не стоял еще никто. Сколько зарабатывает за день, "статуя" не признается. Но при мне ему не раз кидали и десять гривен.

По образованию Игорь Яковлевич хореограф. Долгое время делал постановки в театрах, занимался преподавательской деятельностью. Танцора как профессионального педагога часто приглашали работать в Израиль, Париж, Германию, Канаду. В 1997 году балетмейстер поехал на постановки выпускных экзаменов в Хельсинской Академии танца, но так и не доехал. "Лететь я решил через Амстердам, — рассказывает хореограф. — По прилету, пока обедал в кафе, у меня украли портмоне". В полиции хореографу предложили разбираться самостоятельно. Предприимчивый танцор, не мешкая, отправился искать работу преподавателем в какой-нибудь из вузов Амстердама. Но дело было весной, и преподавательский состав на будущий год уже был сформирован.

"Я три дня ничего не ел, спал на лавочке, — вспоминает Игорь Яковлевич. — Искал помощи в церквях, думал, что там смогут посодействовать вернуться домой, но везде наталкивался на отказ". Позже танцора все же приютил на ночь один парень из церковной колокольни и подсказал, что можно временно устроиться на ночлег в приют для социально необеспеченных граждан. Но там можно было быть не больше пяти дней. И балетмейстер снова стал искать работу. И как-то, проходя по центру Амстердама, увидел мима с белым лицом и в золотом костюме.

Реклама

"Вокруг него собралось много народу, у меня прямо глаза загорелись от количества денег, которые ему кидали в шляпу деньги, а он взамен просто махал рукой, — рассказывает мужчина. — Я дождался, пока он закончит, чтобы познакомиться". Тот парень, оказалось, был обладателем первой премии на конкурсе мимов в Финляндии. "Я объяснил, что меня обворовали, что единственный выход вернуться домой — подзаработать. Но где? Он вошел в мою ситуацию и разрешил поработать вместе с ним. Я намазал лицо гримом, подвел глаза и брови, как у Марселя Марсо, распустил волосы, замотал свой огромный красный шарф вокруг шеи, поставил перед собою шляпу и стал работать, — вспоминает Игорь. — Я даже тогда придумал свой маленький трюк — тем, кто кидал мне деньги, по-английски говорил "спасибо" и щелкал пальцами". В конце дня новоиспеченные друзья заработали столько денег, что смогли отужинать в шикарном ресторане, еще и осталось.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Денег на дорогу по-прежнему не было, но они были на грим. "Я купил и стал работать самостоятельно. А потом однажды я подумал: "Мне ведь уже не 20, да и быть статуей не так уж плохо — ведь уже через пару недель я уже арендовал комнату и мог себя прокормить. И решил: остаюсь и вообще меняю профессию. Стал искать свой образ статуи. Обошел все музеи, но ничего подходящего не было. А потом как-то увидел скульптуру художника Рембрандта, — вспоминает Арончик. — Она меня поразила своей красотой, выражением лица, и мне даже показалось, что он чем-то на меня похож".

В Амстердаме Игорь Арончик прожил два года, а после снова начал колесить по миру, но уже его приглашали не как профессионального хореографа, а как живую статую на фестивали и выставки. В Киев актер перебрался только два месяца назад.

Реклама

"В гостях хорошо, а дома лучше. Правда, украинская публика в отличие от европейской может щупать живую статую, а иногда даже забрать корзинку с заработком, — вздыхает артист. Потому во время его работы, рядом всегда жена. К тому же работает "Рембрандт" с закрытыми глазами и за всем уследить сам не может. "Закрытые глаза — моя идея, — объясняет артист. — Это делает суровей образ, как у самого Рембрандта, и не дает возможности прохожим видеть человеческих глаз, поэтому люди долго не могут распознать — человек это или робот".

ВЕТЕР — ВРАГ. У Игоря Яковлевича есть два варианта костюма статуи — летний и зимний с утеплением. "Первый наряд стоил около тысячи долларов и мне его сделали художники из Польши и Голландии, — объясняет мужчина, — Со временем он сносился и пришлось сделать новый". Одежда Ребрандта покрашена краской и клеем, а потому кажется каменной. Но несмотря на это, главной помехой статуи все равно остается ветер.

"Даже столь крепкий костюм он раздувает, как парус, и потому устоять на тумбе довольно сложно", — говорит Игорь Яковлевич. Выстоять в одной позе по три часа в день ему помогает ушу, которым танцор занимался в молодости.

В свои 59 лет мужчина-статуя выглядит значительно моложе и считает свою работу не только заработком, но и необходимой тренировкой для мышц. Еще одно ноу-хау Игоря Яковлевича — симбиоз двух жанров: статуи и танца. Такой скрещенный номер артист показывает на корпоративах. О размере вознаграждения на вечеринках "статуя" говорит, что получает 350 евро за полчаса. В среднем же на Украине такая работа оценивается в $100 за час.

ОТКРЫЛ ПЕРВЫЙ В СОЮЗЕ БАЛЕТНЫЙ КРУЖОК ПРИ ДЕТСАДЕ. В искусство Игоря Яковлевича привела мама. "Она от природы имела шикарный голос и с 15 лет пела в театре. Потому всегда хотела, чтобы я тоже имел творческую профессию, и посоветовала заняться хореографией", — рассказывает танцор. Потому парень поступил в училище культуры на хореографическое отделение. По окончанию работал в Черниговской филармонии, Харьковском и Молдавском музыкальных театрах. Но через несколько лет от ежедневных изнурительных тренировок у танцора начались проблемы с ногами, ему сделали две операции, а потому пришлось отойти от танцевальных партий в театре и заняться преподавательской деятельностью.

"В Крыму был такой колхоз под названием "Россия", — вспоминает Игорь Яковлевич. — Там в 1976 году я сделал танцевальную студию. Утром все шли на сельскохозяйственные работы, а вечером — в танцевальный зал. Вместе с моими учениками мы разучивали народные и эстрадные танцы, даже сделали небольшую программу, которую показывали в местном клубе".

Кроме этого, хореограф подал заявку в Министерство культуры и Министерство финансов и впервые в Союзе сделал балетный кружок при детском саду. После открыл первые в Союзе классы хореографии при общеобразовательной школе, а позже — в 80-х годах был руководителем первого военного ансамбля танца в Союзе, который находился в Симферополе. "Я несколько лет изучал труды Макаренко, а потому научился обращаться с детьми и быстро находил общий язык с ними, — рассказывает мастер, — В свои студии брал всех без исключения, старался не заставлять учеников, а заинтересовывать постановкой. У меня танцевал каждый!"

Вскоре, Игорь Яковлевич переехал из Симферополя где жил, в Мурманск. Там при Инженерно-морском институте создал ансамбль танца рыбаков и за год научил крутить пируэты людей, которые никогда не имели отношения к сцене. Из Мурманска хореографа пригласили сделать постановку в полупрофессиональном ансамбле в Израиле, и мастер выехал в Европу, где жил до 2004 года.