Киевлянин создает кожаные карты, которыми пользовался Христофор Колумб

1 февраля 2008, 16:13
Алексей Шарый рисует точные копии старинных карт, перенося изображения на кожу или котоновое полотно.

Алексей Шарий. Показывает карту Украины 1648 г., где Львов — на востоке, а Днепр течет на север, фото А.Яремчука

Реклама

Кто из нас не мечтал хоть раз в жизни подержать в руках карту Острова сокровищ? Мы свою нашли в студии киевлянина Алексея Шарого: висит на стенке для всеобщего обозрения, можно потрогать и даже унести с собой. Эта карта из романа Стивенсона в коллекции Алексея — единственная карта-фантазия, все остальные — точные копии оригиналов голландских, итальянских, немецких, французских и арабских мастеров IV—XVIII веков, которые хранятся в разных библиотеках мира. При помощи специального оборудования Алексей и несколько мастеров его предприятия переносят их на кожу или котоновое полотно. Несмотря на то, что над изображениями никто не корпеет, вырисовывая мельчайшие детали (его, скорее, печатают), Шарый уверен, что каждая их карта заряжена энергией: и того, кто нарисовал ее впервые, и тех, кто теперь воссоздает оригинал и одевает его в оригинальную рамку. А чего стоит один дух странствий и приключений, которым пропитаны эти путеводители по древнему миру!

КАЖДЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ — УЧЕНИК. "Наши карты подобны тем, которые держал в руках Христофор Колумб, когда в 1486 году представлял испанской королевской чете проект своего путешествия на запад, или по которым шли Понтом Эвксийским (Черным морем) мореходы XIV века", — говорит Алексей. Ощущение старины поддерживается еще и тем, что переснятое изображение крепится на кожаное полотно, которое, в свою очередь, натягивается на рамку из подготовленного бамбука или состаренного дерева.

До 1991 года восемь лет Алексей отработал в средней школе — учителем и завучем. Но когда директриса узнала, что ее историк поехал на весенних каникулах челночить, уволила его. И отец семейства подался в предприниматели: кухонные вытяжки, керамические горшки, мебель из бамбука... А потом один из заказчиков спросил: "А парочку пиратских карт на коже сделать можешь?". Через несколько недель они были нарисованы. Получилось здорово — на раритет похоже. Но кожа оказалась материалом неблагодарным. Впитывает краску, и изображение быстро теряет яркость. А цена копии, выполненной вручную, очень высока. Потому к Алексею пришла идея копировать изображение на котоновое полотно. Сложность состояла лишь в том, чтобы достать образцы. Помог знакомый, переславший пару сотен карт из библиотеки конгресса США, остальные Шарый добывал уже сам по разным библиотекам. А квалификацию картографа приобретал и повышал, почитывая специальные книги.

Реклама

Для Алексея немаловажно, чтобы человек, купивший карту в старинном стиле, заинтересовался ее историей. Поэтому к каждому изделию он готовит "легенду" — кем и когда создана, с какими событиями связана. "Карты не должны молчать", — считает он.

TERRA INKOGNITA. Студия Шарого похожа на музей. Особенно когда сам хозяин подхватывает тонкую бамбуковую палочку, и увлекает клиента за собой наподобие экскурсовода.

По мере того, как человечество продвигалось на юг и восток, с карт уходили надписи "терра инкогнита". До похода Кука неизвестной землей оставалась Австралия, что в переводе с латыни "южная". Так и написано: "терра Австралия инкогнита". Хотя еще во II веке до нашей эры люди допускали, что на юге существуют какие-то материки, иначе Земля, по их мнению, не имея противовеса, уже давно бы перевернулась. До XVIII века "титульной стороной" карты (то есть ее верхом) мог оказаться не только восток — место восхода Солнца, но и запад, как на карте Бельгийского королевства 1611 года в виде льва, или юг, если она была создана в мусульманской стране. Север переместился наверх, когда стали ориентироваться по Полярной звезде. На морских картах — каталонских портуланах — пространство делилось не на параллели и меридианы, а на румбы — линии разных направлений, которые пересекались в определенных точках. Когда рисовали салонную итальянскую карту XVII века, то изобразили всего cемь планет, включая Солнце, — о существовании других еще не знали.

Реклама

"Ничего не замечаете необычного?" — подводит нас к карте 1640 года Алексей, на которой Каспийское море занимает такое же горизонтальное положение, как и Черное. "А здесь, видите, уже привычный для нас вид", — обращает он внимание на изображение 1776 года. Шарый уверен, что никакой ошибки картографы XVII века не допускали. За полсотни лет в горной местности, где находится Каспий, могли произойти геологические катаклизмы и море просто перелилось к югу, а свидетельством прежнего его расположения осталось крохотное Аральское море.

Всего в коллекции Шарого 550 образцов карт — артефактов человеческого любопытства и открытий.