Ко дню святого Николая: история нашего "Санты" из Миры

19 декабря 2018, 07:00
В честь святого в Украине пекли юрашки и премировали хозяек

Николаевская пора. Резиденция святого есть уже почти в каждом облцентре, а в Чигирине он «арендует» покои Богдана Хмельницкого. Фото: facebook.com/mykolafest

Святой Николай жил 17 веков тому назад в Малой Азии, в Ликии (Турция). С Х века в Европе он почитался опекуном детей. День его памяти отмечали театрализованными сценками, а монахи от имени святого оставляли у жилищ бедняков подарки. На Руси образ Чудотворца старались держать в каждой хате, день памяти святого был большим праздником. Каждое село берегло свои традиции празднования. Правда, о самых давних мало что известно.

"Но с приходом "дедовщины-морозовщины" Николай стал символом отстаивания своего, украинского, аутентичного", — поясняет этнограф Галина Олийнык.

С возрождением религии культ святого вернулся. Только произошло это неожиданно для части украинцев. И многие все еще задаются вопросом: откуда взялся святой Николай с дополнительными подарками?

Реклама

Добро с 1700-летней историей

В 2005 году антропологи из Великобритании, исследовав мощи святого, пришли к выводу, что Николай Ликийский был около 167 см ростом, имел высокий лоб и карие глаза, умер в 70—80 лет. По преданию, он унаследовал богатство родителей, умерших во время эпидемии. Стал епископом столицы Ликии Миры и был им до конца жизни, несмотря на гонения на христиан императора Диоклетиана. И, как гласит жизнеописание святого, всегда помогал ближним, причем тайно. Голодающим, обездоленным, оклеветанным и приговоренным к казни, даже от кораблекрушения спасал!

После смерти он стал почитаться как покровитель вдов, сирот, мореплавателей, да и вообще всех, у кого не осталось надежды на чью-либо помощь. А уже в VI веке в Европе расцвел культ святого Николая. Паломники по пути в Иерусалим старались завернуть в храм, где хранились его мощи. В Западной Европе возвели несколько тысяч храмов в его честь. И рыцари-крестоносцы несли его имя дальше на восток, в Средиземноморье. К ХІХ веку церковные исследователи-историки выявили, что жизнеописание святого Николая полно мифов. В его биографию подмешались факты из жизни другого святого Николая, Пинарского, который жил в Ликии лет на 200 позже. Но зато точно установили, что происходило с останками святого. Наступление турков-сельджуков заставило итальянских католиков снарядить экспедицию в Миру, чтоб спасти его мощи (ХІ век): убедить монахов раскрыть тайну погребения святого и унести часть мощей до появления турков. А во время первого Крестового похода с той же целью в Мире появились венецианцы, и тоже не с пустыми руками ушли. И у святого теперь две гробницы — в Бари и Венеции. Плюс "бывшая" — в Турции, близ Демре.

Времена СССР: "Никаких Николаев и колядок"

"Жители западных областей Украины первыми переняли обычаи празднования Дня святого Николая и не забывали в самые трудные времена, когда религию пытались заменить культом Ленина-Сталина, — говорит отец Витольд Левицкий, парох церкви Сердца Иисуса и Сердца Марии в Долине (Ивано-Франковская область) УГКЦ. — Школа, пионерия на родителей давили, но близость Польши и крепкие традиции советское влияние нивелировали".

Над детьми, ожидающими Николая, смеялись, родителям читали антирелигиозные лекции. А если те партийные и шел слух, что соблюдают обычаи — проблем от райкома не миновать. Партия умела заглянуть даже под подушку! Отец Витольд когда-то работал в школе учителем. И, по его словам, перед зимними святками директор обязательно собирал педсовет: требовал следить, чтобы "никаких Николаев и колядок".

Реклама

"Перед Рождеством разделил нас на группы, каждой отвел участок — патрулировать, следить, чтобы по селу не колядовали, — рассказывает священник. — Пошли мы на дежурство. К одному учителю домой заглянули, у другого поколядовали... Так и отдежурили".

Всегда святой Николай что-нибудь да приносил, даже когда жили очень бедно, вспоминает свое детство Левицкий. В основном конфеты или одежду.

"Святую ночь очень ждали. А потом идем в школу — хвастаемся, кому что досталось. И такой духовный подъем — ни тени сомнения, что случилось чудо!", — говорит отец Витольд. Даже с возрастом не покидало ощущение, что это святой дарит руками родителей. При храме в Долине есть катехитическая школа, в ней как-то писали письма святому. Дети как дети: один компьютер заказывает, другие смеются: "Будь скромнее, святой Николай тебе разве миллионер?".

А одна девочка сестричку попросила.

"Сейчас она уже школу заканчивает, и долгожданная сестричка появилась, — рассказывает священник. — А отец ее говорит, верит и всем рассказывает, что ее выпросила у Святого Николая старшая дочка".

Вера делает из суровой реальности сказку. И разубеждать детей нельзя, уверен пастор: они усваивают, что молитвы не бывают неуслышанными. Просите — и дастся вам, ищите — и найдете, стучите — и отворят.

Реклама

Мастер-класс. Дети готовят пряники-николайчики

Культ в народе: полазник и юрашки

Когда святой Николай вошел в быт украинцев, точно неизвестно.

"Самые старые этнографические записи о празднике относятся к ХІХ веку", — говорит этнограф Галина Олийнык.

Появлению небесного наставника есть объяснение. Детей рожали много, это были бесплатные помощники в хозяйстве. Даже самым маленьким находили работу. А как стимулировать детей ее выполнять?

"Угрозами: "Ну жди, жди, придет Николай, принесет розги"", — говорит Галина Алексеевна. А послушные получали от святого в те времена яблочко, орешки. И то был роскошный подарок. "Урожай нередко продавали оптом еще на этапе цветения яблонь. И хранились фрукты плохо, — объясняет Олийнык. — Поэтому яблоко, дождавшееся декабря, — уже праздник. Украинские дети получали более существенные подарки лишь на Рождество, Пасху и к свадьбе. В одежде, которую дарили, ходили всю жизнь. А вот Дед Мороз, дух леса, подарки не разносил — его самого задабривали жертвенными лакомствами, оставленными на елях в лесу".

С праздником связывали много примет и поверий. Считали, лучше завести в этот день кобылу в хату, чем чужого человека.

"А на Подолье ждали, чтобы первым в дом поутру вошел полазник (молодой парень) — это к благополучию. Или хозяин старался поутру покормить скотину и сам переступить раньше всех порог", — говорит Галина Олийнык.

На Слобожанщине справляли Николая три дня. В некоторых регионах от Николая начиналась коляда и даже варили кутью. Примечали погоду. Если снег на Николая зимнего, то дождь и травы на Николая летнего. Дождь — к урожаю овощей, снегопад — хлеба. А детям, кроме мифов, толком ничего не доставалось.

"Уже во времена "Просвіти" стали устраивать для детей представления с подарками. Церковная громада старалась организовать обед для детей бедноты. В некоторых селах Самбирщины вспоминали, как в День святого Николая награждали лучших хозяек", — рассказывает Галина Алексеевна.

Одну за то, что вырастила самую большую тыкву, другую — что испекла лучший пляцок и накормила всех на праздник.

Святого ждали и побаивались

Все атрибуты праздника появились не с потолка. Игрушки детям дарят, потому что святой Николай сам их делал, расписывал и дарил детворе. Чулок для подарков — из легенды о бедном отце, который молился до утра, чтобы получить знамение свыше.

"Он обанкротился и ждал чуда, чтобы не пришлось выгнать на уличные заработки троих дочерей, — рассказывает Олийнык. — И святой бросил ему в дом через окно мешочек с деньгами".

"Через окно" звучало неправдоподобно, объясняет этнограф — окна зимой в Европе наглухо закрыты. Так появилась версия, что подарок попал в дом через дымоход. И угодил в носок — мокрые чулки и носки всегда сушились у огня. А медовые печатные пряники появились в Украине благодаря традициям немецкой выпечки.

"Обычно пряниками, иногда даже собранными на нить в "корали", торговали на базарах у церквей, — рассказывает этнограф. — Их выпекали монахини, служительницы при храмах и продавали, пополняя храмовый бюджет".

Так, во Львове особенно прославились пряники близ церкви Святого Юра: их прозвали юрцами, юрашками.

Львов. Ярмарка Святого Николая на площади Святого Юра

Дед Мороз сдает свои позиции

В последние годы Святого Николая заказывают на детские праздники все чаще, говорит актер Максим Иванчук, исполняющий роли Деда Мороза и Святого Николая.

"В детсадах и школах действует рекомендация приглашать на утренники Николая, а не Деда Мороза, — говорит он. — А домой приглашают не только 19 декабря, но даже иногда на 25-е".

А вот на Новый год Деда Мороза иногда заменяет Санта-Клаус — Святой Николай, но немного не из той оперы.

"Не может святой прыгать-скакать, хотя для некоторых разницы нет: лишь бы в шубе и конкурсы-загадки были, — говорит Максим. — Николая зовут в воспитательных целях, а не для развлечения: пообщаться с детьми, мотивировать их хорошо учиться".

Программы у персонажей разные, говорит и Анна, директор агентства 2Fun.

"Николай преподает азы общечеловеческих ценностей. Он никогда не веселится, игр не устраивает, — объясняет она. — Его миссия — рассказать о добре, как одни детки могут помочь другим. И Деда Мороза с его "елочка, зажгись!" этот святой вытеснит вряд ли: его время — до 19 декабря".

"Все будет зависеть от того, чей образ медиа будут популяризовать", — не согласен Максим.

А сегодня, по его словам, даже во многих семьях пошел раскол: дедушки-бабушки заказывают Деда Мороза, родители — Святого Николая, и наоборот.

"Деда Мороза сравнивать с Николаем не стоит, — уверена этнограф Галина Олийнык. — Он не из иерархии святых, он из плеяды духов, гномов. Святой же знает все о мыслях и поступках детей, у него ангельская свита. А Дед Мороз не в том чине, чтобы таким ведать".

Общение. Хороший Николай "заряжает" ребенка на целый год

Наш святой-байкер из Чигирина

Несколько лет подряд в городке Чигирин проводят фестиваль Святого Николая. Святой здесь особенный — модник, стиляга, ездит на байке и общается с детворой в соцсетях. Участвует в социальных проектах и фотосессиях — например, снялся в ролике "Колообіг добра", участвовал в "Казках лірника Сашка в Києві" (благотворительная акция #читайдетям). Он Святой Николай всегда и во всем, даже бороду не снимает (благо, она собственная). Время от времени появляется на людях в образе святого, общается с народом и эпатирует публику, катаясь на байке.

"Я творю добрые дела не только 19 декабря. Много общаюсь с детьми и взрослыми. А чтобы ко мне могли обращаться круглый год за советами, перешел в онлайн, — говорит он. — Меня узнают на улицах, благодарят за подарки, но еще чаще за то, что я теперь всегда на связи".

По словам чигиринского чудотворца, для людей это напоминание о необходимости быть немножко Николаем в душе и реализовать мечты других. Цель проекта — продемонстрировать, что святой Николай следит за нашими поступками весь год.

"Появилась идея создать современного святого Николая, каким его видят в соцсетях, — объясняет инициатор фестиваля Наталия Колодницкая. — У него свой блог в Телеграме и инстаграме". А на почту ему присылают письма с историями и вопросами и дети, и взрослые (svyatyymykolay@ukr.net). Чтобы не отставать от молодого поколения, одних розг мало. Тут нужна еще и бейблейд-битва (была на фестивале)!"

На коне. Модник и стиляга эпатирует народ, рассекая на чоппере. Фото: со страницы фестиваля в Facebook

Подарки от феи и спонсора

Святой уже перестал быть героем исключительно детским, полагает Галина Рис, автор книги "Амстердам — Київ. І трохи святого Миколая".

"В дни перед праздником стоит задуматься: чем могу помочь другим уже сегодня? Как порадовать родных? — говорит она. — И речь не только о деньгах и подарках, но и о времени, которое можем уделить".

Выслушать того, кому тяжко на душе, помочь выполнить непосильную работу, научить или мотивировать. Дети-сироты, которых волонтеры традиционно поздравляют, больше, чем в конфетах, нуждаются в "прививках доброты", убеждена писательница.

"Лучшим и по-настоящему николаевским подарком будет серия мастер-классов по рисованию или чтение книг с детьми. Совместные прогулки у озера или в парке, — говорит она. — То, что поможет детям почувствовать себя частью общества, ощутить, что кто-то их любит и заботится о них. В этом суть праздника".

Заграничные коллеги

У каждого народа свои традиции и не всегда подарки — прерогатива святого Николая. В Испании, например, детям их выдает "рождественское полено". В нем заранее прячут сладости, а если на него надавить или стукнуть, сюрприз вылазит. В Германии к детишкам приходит Вайнахтсман. Вернее, приезжает на ослике, поэтому в канун Нового года дети кладут в обувь сено в благодарность ему за доставку. У Вайнахтсмана вывернутая наизнанку шуба, опоясанная металлической цепью, в руках розги и мешок с подарками. В спутницы себе он избрал Кристкинд — ангела Рождества, умницу и красавицу в белом облачении с лицом, скрытым под белой вуалью. У Кристкинд в руках всегда корзинка с яблоками, орехами и конфетами для послушных деток. А в Италии орудует добрая ведьма Бефана. Она поднимается по трубопроводу и бросает в дымоход все, что заслужили (плохим детям — уголек в носок). По поверью, это такая старушка в остроконечной шляпе, в ступе и с крючковатым носом, которой принято в ночь на 6 января (Богоявление, или праздник Трех королей) оставлять на камине бокал вина и тарелку с закусками. Бефана — это библейская Эпифания, которая не успела за пастухами сходить на поклон к новорожденному Иисусу.