Космонавтом №1 мог быть Гагарин из Харькова

11 апреля 2008, 18:52
У двух Юриев Алексеевичей невероятным образом пересекались судьбы, и жизни были во многом похожи.

Юрии Гагарины. У них одинаковые отчества и даже болячки, они поступали одно и то же училище, а вот внешне они были совсем не похожи

Ровно 47 лет назад в космос впервые полетел человек — Юрий Алексеевич Гагарин. А мы разыскали 71-летнего изобретателя и конструктора, инженера-полковника в отставке... Юрия Алексеевича Гагарина. Он живет в Харькове, собирает грибы, сочиняет стихи и пишет книгу воспоминаний о своей жизни, часть которой прошла на Байконуре. Он не просто полный тезка первого космонавта — его судьба невероятным образом пересекалась с судьбой того самого Гагарина и во многом на нее похожа.

Будущий радиоинженер родился в один день с изобретателем радио — Поповым. А его изобретение в области радио также было зарегистрировано в мае, как и радио Попова. Однако по-настоящему впечатляющими все же были совпадения с первым космонавтом. Он также с детства хотел летать. Закончив школу, подал документы в летное училище в Оренбурге. Туда же и в том же 1955 году поступил и будущий первый космонавт планеты. Но медицинская комиссия обнаружила у нашего героя гайморит и признала непригодным для полетов. У Гагарина-космонавта также обнаружили гайморит перед самым полетом. Но скрыли это, а чтобы не срывать запуск и замаскировать хворь, удалили ему зуб. "Наш" Гагарин поступил в Харьковское авиационно-инженерное училище, занялся радиотехникой, стал исследователем и разработчиком в области модулирования радиоволн. Но жизнь, будто дразнясь, сталкивала его с тем Гагариным, который воплотил его первую мечту.

Реклама

"Это было трижды, — рассказывает полковник Гагарин. — В 1960 году я приехал в Москву в Академию наук писать диплом по кибернетике — мы разрабатывали беспилотный истребитель-перехватчик. Жили в общежитии академии Жуковского. И в это же время через дорогу от нас жил первый отряд космонавтов — двадцать человек. Гагарин еще не был никому известен, и хотя мы часто виделись в академии и оба носили летную форму, не познакомились".

Второй "знак" — в августе Гагарина-инженера направили на Байконур, и 12 апреля 1961 года именно он обеспечивал запуск Гагарина на орбиту, работая в наземной службе. В его обязанности входила запись и анализ телеметрической информации запуска. На каждый виток ракеты радио-инженеры передавали коррекцию полета.

"Гагарин был действительно герой, — считает Юрий Алексеевич. — Тогда никто не знал, чем закончится полет. Хотя собаки и летали в космос, но было неизвестно, что произойдет с Гагариным психологически. Была изобретена специальная система, которая блокировала ручное управление. И висел кодовый конверт — если с Гагариным все было в порядке, он мог вскрыть конверт и ввести код и управлять. Но, оказывается, и Каманин, и Титов перед полетом шепнули Гагарину этот код на ухо".

Реклама

НАСИЛЬНО. Первому космонавту не давали прохода, приставали с автографами, поэтому Гагарин-инженер боялся быть назойливым. Побеседовать с тезкой получилось лишь в 1963 году, когда он участвовал в подготовке космического полета Валерия Быковского и Валентины Терешковой.

"Я его каждый день видел, но мне неудобно было к нему подходить. Кто он мне — сват, брат? Но один раз ребята насильно взяли меня под руки с двух сторон, а один прикрывал сзади — так насильно "сажают" вражеский самолет — и подвели к нему прямо на улице, — смеется Юрий Алексеевич. — О чем говорили? В основном — о совпадениях в нашей жизни. Он спросил, где я родился. Я сказал: "В Москве" "О, я в Гжатске, всего в 170 километрах" "А в каком месяце?" "В марте!" Тут он начал приседать. Я думал, ему стало плохо, даже руки протянул! Оказалось, от удивления — он ведь тоже в марте, только на год и 7 дней раньше".

Третье пересечение двух Гагариных произошло в день трагической гибели космонавта. Гагарин-инженер в то время был главным конструктором и разработчиком по оборудованию спутников, создавал необнаруживаемую систему связи, занимался навигацией и радиолокацией и в тот самый день прибыл в городок Щелково, чтобы испытывать новую аппаратуру. В это же время в трех километрах от места испытаний с аэродрома Чкаловское взлетел первый космонавт Юрий Гагарин. О трагедии и о близости к месту аварии Гагарин-второй узнал по радио.

Реклама

БЫЛ БЫ МИЛЛИОНЕРОМ. Жизнь тезки Гагарина была замечательна и сама по себе. После работы на Байконуре Юрий Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию, был старшим научным сотрудником по специальности "Радиотехнические устройства и системы". На его счету 40 изобретений, медали и награды ВДНХ. Одним из его ключевых изобретений было устройство под названием "Балансный перемножитель", которое широко использовали и используют многие предприятия связи, но сам изобретатель получил за него копейки.

"Друзья мне часто говорят: "За границей ты был бы миллионером! — пожимает плечами Юрий Алексеевич. — Но у нас это мало ценят. Хотя наши изобретения и сейчас очень важны — если бы мы занимались мобильными телефонами, то вас бы никто не мог подслушать!"

Юрий Алексеевич большой любитель грибов. Он показывает мне запасы белых грибов в своей морозилке — все друзья удивляются, когда среди зимы он угощает их блюдами из свежих боровиков. В этом он с Первым космонавтом не совпадает, тот грибником не был, зато часто вместе с Титовым "сбегал от всех" на выходные и ловил рыбу в реке Сырдарье.

Загадка совпадений со звездной тезкой не оставляет Юрия Алексеевича в покое — и дома у него вынужденный культ Гагарина: документы, фотографии, книги. Интересует она и его детей. У старшего внука Юрия Алексеевича Михаила большая коллекция литературы о первом космонавте.


12 апреля 1961 года именно Юрий Гагарин-инженер обеспечивал запуск Гагарина на орбиту на космодроме Байконур, работая в наземной службе

ПРИНЯЛИ ЗА ПЕРВОГО КОСМОНАВТА. 12 апреля 1961 года для Гагарина и его родителей выдался не только торжественным, но и невероятно суетным днем: "Все знали, что я — Юра Гагарин, поехал на Байконур. И 12 апреля 1961 года вся связь, доступная и закрытая, просто была забита, потому что мне звонили восторженные товарищи с поздравлениями! — вспоминает Юрий Алексеевич. — А дома в Полтаве досталось от прессы моим родителям. Журналисты пришли к отцу на работу и не верили, что мы просто тезки — оставили его в покое только когда настоящего космонавта №1 показали по телевидению. И к маме домой тоже пришли — давай расспрашивать о моем детстве. Забрали все мои фотографии детские. Так мои фото остались по редакциям".

А однажды Юрий Алексеевич испытал на себе мощную энергетику всеобщего восторга, относящегося к... его тезке.

— После успешного полета Германа Титова к нам в гости его привез Николай Каманин, чтобы познакомить с теми, кто их запускал, — рассказывает Гагарин. — За мной приехал наш замполит, говорит, что надо выступить перед гостями. Ну, выступить так выступить. Приехали на площадь. А там уже вся часть выстроилась — 1500 человек. Я до этого никогда не выступал перед такой большой аудиторией. Успел три тезиса написать на листочке. И тут объявляют, что слово предоставляется Юрию Гагарину. Что там случилось! Неописуемый восторг: несмолкающие аплодисменты, крики. И мой листок... ветром сдуло. Я вначале дар речи потерял, а потом собрался и хорошо так сказал".