Концерт-холл на колесах

22 сентября 2009, 17:29
Любители пошуметь в машине — о том, сколько это стоит и зачем им... бетон.

Реклама

Вы включаете любимую музыку, а соседи в знак протеста стучат по батареям? На концерты не хватает времени? Пожалуй, из таких проблем и родилась идея слушать музыку прямо в машине. А есть чудаки, которые так увлеклись тюнингом автомобильного аудио, что сделали свое хобби настоящим спортом!

Наши герои согласны в одном: их увлечение — тяжелая форма аудиофилии. "В Украину это течение пришло только в конце 90-х, — вспоминает один из старейших участников, а ныне директор установочной студии "Блюзмобиль" Геннадий Доля. — Я тогда поехал в Москву, где у своих друзей на примере своего же авто научился премудростям. Вернулся в Украину и открыл свою собственную студию автозвука. Был военным, так что для этого пришлось даже распрощаться с армией". На первое свое соревнование по качеству автозвука (SQ) опять-таки в Белокаменную Геннадий поехал в 2001 году: "Я тогда купил "Ауди", сам собрал в кучу аппаратуру, только на настройку не хватило буквально дня. Думал, приеду пораньше, меня спецы послушают, подправят. Но "залился" плохим бензином и прибыл уже на открытие. Хотел отказаться, не участвовать: машин моей категории было больше десятка. Но неожиданно занял первое место!"

Соревнования по SQ обычно происходят так: двое судей садятся в авто (как правило, их не больше 10) и слушают специальный диск минут 20. Оценки заносят в протоколы, так что до конца никто не знает, чем все закончится. "Судьей может быть и преподаватель музыки, и звукорежиссер, — рассказывает неоднократный победитель по SQ Александр Милютин. — Говоря участнику о недостатках его звука, они понятия не имеют, отчего это происходит. И это правильно: у профи всегда будут симпатии к той или иной марке аудиотехники". Но серьезно он эти соревнования не воспринимает, ведь мнения судей в этом случае — штука субъективная.

Реклама

КТО ГРОМЧЕ. "Из-за человеческого фактора мы и прекратили соревноваться в SQ", — рассказывает представитель другого вида соревнований, SPL-щик Сергей Кравцун, директор тюнинг-центра "Плазма". SPL в переводе означает "уровень звукового давления", который измеряется специальным прибором. Ошибки быть не может, поэтому эти соревнования по всему миру имеют статус спорта. Команда Сергея собрала самое громкое авто на просторах СНГ, которое также занимает 7-е место в мировом рейтинге (машина способна воспроизвести 170 децибелов).

"Было за отечество обидно — во всех соревнованиях по SPL в категории Extreme (когда машину можно переоборудовать как угодно. — Авт.) в Украине побеждала заезжая команда из России. Свою машину мы собрали на основе старенькой "Нивы" ВАЗ-2121. Изменения в конструкции закончились тем, что на место для водителя стал помещаться только человек ростом не выше 160 см. И у нас такой человек есть!" — смеется Сергей.

Дело в том, что по правилам участник до места замера должен доехать сам. А ведь бывают случаи, когда ради надежности конструкции приходится машину даже бетоном заливать! Тогда идут на хитрость: доставляют "борца сумо" на эвакуаторе, и он лишь несколько метров доползает сам. "На постройку ушло 2 тыс. человеко-часов и несколько десятков тысяч долларов", — рассказывает Сергей.

Реклама

А вот Михаил Тарасов, SPL-щик в категории аудиооборудования за спинками сидений, стал чемпионом Европы в 2007 году: "Это была награда за смелость, — смеется Михаил. — Предполагать, что я со своим небольшим опытом стану победителем, я не мог, но решился. Тогда я преодолел грань в 151 Дб. А начиналось мое увлечение с заявления сына 5 лет назад: "Хочу такую акустику в машине, чтобы колбасило. Соревнуются в силе звука, включив диск всего на 30 секунд, за это время датчик на лобовом стекле фиксирует самое высокое давление. В серьезных категориях (с силой звука более 145 Дб) водителю запрещено находиться в машине: "Порвет на части", — заявляют профессионалы.

ИСТОРИЯ: КАК "КТО ГРОМЧЕ" ПРЕВРАТИЛОСЬ В "КТО КАЧЕСТВЕННЕЕ"

Соревнования по автозвуку придумали в Америке в конце 70-х. Сначала на автостоянках собирались подростки и прослушивали, чья машина играет громче. Понятно, что ребят было слышно далеко, так что, побаиваясь ареста за хулиганство, участники состязаний перебрались за город. Со временем подростки возмужали, а для соревнований разработали правила и разделили на подвиды: по качеству звучания и по звуковому давлению. "Судейские" аудиодиски за всю историю менялись лишь трижды, набор мелодий стандартный для всего мира. "Часть дорожек на диске — с использованием виолончели, органа, флейты, еще часть — электрогитары, синтезатора, элетроскрипки. Перед прослушиванием голос на диске обращает внимание судей на работу левого канала, затем — правого, тонального баланса, ширины-глубины сцены", — рассказывает судья Олег Преображенский о соревнованиях по качеству. Для измерения силы звука используют композиции с мощным басом. Диски можно купить на автовыставках.