Криминалисты регулярно проверяются у психологов, а сериалы о себе смотрят, как сказку

7 августа 2012, 12:00
Наши эксперты рассказали о том, как ищут ДНК на уликах, и разоблачили мифы "мыла" о своей работе.

«CSI». Патологоанатом делает вскрытие тела дистанционно

НАЧАЛО: Криминалисты "разворачивают" гильзы и записывают место преступления в 3D

Продолжение

Реклама

Сериалы о работе криминалистов последние пару лет уверенно держатся в топ самых популярных. И неудивительно, ведь к примеру, в американском "CSI: Место преступления" или творении российских кинематографистов "След" шерлоковский дедуктивный метод подкрепили новомодными гаджетами, удовлетворив таким образом вкусы как пожилой аудитории, предпочитающей детективное "мыло", так и молодежи, поведенной на ультрасовременной технике. Там эксперты могут в считанные секунды определить по базе среди миллиарда фотографий подозреваемого, который "попал" в видеокамеру, или провести вскрытие тела за сотни километров от трупа. Однако такие уловки действуют на непосвященного зрителя, а у профессионалов-криминалистов только вызывают улыбку. Наши эксперты рассказали о самых распространенных мифах в кино об их профессии.

В сериалах криминалисты удивляют своей универсальностью — собирают улики, выстраивают версии преступления, допрашивают подозреваемых, вместе с силовиками участвуют в штурмах. "Это больше похоже на сказку", – говорят криминалисты. "Нашим экспертам чаще приходится работать в лабораториях по объектам, которые могут вывести на след преступника. Но специалисты-криминалисты часто выезжают и на осмотр на место преступления и изымают интересующую следствие информацию",— говорит Андрей Коструб. Особенно грешат образами "экспертов на все руки" в "CSI".

Скорости, с какой проводят экспертизы и анализы в киношных лабораториях, может позавидовать любой эксперт в реальности. Киношный криминалист, получив результат ДНК за пару минут, сразу мчится к компьютеру и по базе всего за час находит данные о том, кто оставил генетический след. Создается впечатление, что у экспертов есть база всех, кто живет в стране, причем с их портретами и подноготной информацией.

Реклама

"Порой на то, чтобы установить ДНК, нужно несколько дней, — говорит Наталья Дерепа. — А насмотревшись таких фильмов, приходит как-то к нам один следователь с образцами для экспертизы с места преступления и спрашивает, мол, я успею покурить, пока мы сделаем необходимые исследования? Пришлось объяснять, как обстоят дела. А что касается базы данных людей, то она действительно существует. Однако в ней находятся только те, кто привлекался к ответственности".

ПСИХОЛОГИ. А в сериале "Криминалисты: мыслить как преступник" всезнающие психологи автономно расследуют серийные преступления благодаря тому, что могут на пару шагов вперед предугадать дальнейшие действия маньяка. Психологи работают в штате отдельных экспертно-криминалистических центров и у нас. "Они создают психологический портрет преступника, но дела они сами не раскрывают, работают сообща с другими криминалистами и следователями. И тем более не задерживают маньяков и не отстреливаются от них", — смеется Андрей Коструб.


Криминалисты-психологи. Отстреливаются от преступников

Реклама

Что касается новомодных приспособлений, то они, по мнению наших собеседников, во многом плод фантазии сценаристов. Так, например, в одной из серий "CSI" криминалист оказался запертым вместе с трупом. Чтобы патологоанатом смог сделать вскрытие, эксперт просканировал тело прибором, похожим на УЗИ, и передал данные в морг. Там тело появилось в виде 3D-картинки погибшего с раной от пули, с внутренними органами, скелетом. Так что патологоанатому не стоило большого труда работать с ним, как если бы тело находилось у него на столе непосредственно. "Это все глупости, — смеется Коструб. — Если бы такие технологии применялись даже в практике наших коллег за рубежом, мы бы о них знали, ведь мы участвуем в международных конференциях, общаемся тесно с иностранными учеными".

ПО ДНК: НОСОВОЙ ПЛАТОК ВЫДАЛ ГРАБИТЕЛЯ

В лаборатории молекулярно-генетической идентификации творят настоящие чудеса — по биологическим следам устанавливают конкретных участников событий, их количество и причастность к месту происшествия. Сюда просто так не войдешь, нужно иметь специальный пропуск. Затем дают халаты, шапочки для головы, бахилы на ноги и маску, после чего пропускают в лабораторию. "Ваш ДНК может ненароком попасть в объекты исследования (например, волос упадет), его определит эксперт и напишет в выводе, что на месте преступления побывали два человека, хотя там был один, — поясняет начальник сектора учета генетических признаков человека отдела молекулярно-генетической идентификации Наталья Дерепа. — Что касается работников отдела, то все протипированы и находятся в базе учета ДНК-профилей, таким образом возможность "попадания" наших сотрудников в заключения исключается". В лаборатории, как в больнице, чисто, в кабинетах на столах, над которыми склонились эксперты, стоит много пробирок и разных реактивов, на компьютерах — "расшифровка" ДНК в виде диаграмм.

В специальных холодильниках хранятся части плоти для идентификации. Прямо при нас из пакета, который прислали криминалистам, вынимают… человеческий череп. Он был эксгумирован. "ДНК присутствует на любых вещах, к которым прикасались люди. Кстати, считается, что застиранные вещи труднее поддаются исследованиям, но это не совсем так, — говорит Дерепа. — Пару лет назад был случай убийства. Преступник пытался уничтожить улики, и всю одежду и обувь, что были залиты кровью, постирал в машинке. Я несколько дней возилась с кроссовками и буквально распотрошила их, но таки нашла ДНК жертвы. Это помогло доказать его вину".

По ее словам, криминалистам помогает найти преступника любая мелочь: "Был случай, когда один носовой платок, куда высморкался грабитель, помог нам объединить сразу несколько преступлений, — говорит эксперт. — Бывает мы, наоборот, спасаем судьбу человека. Например, казалось, все улики и показания свидетелей указывают на него. Но его ДНК не совпадает с тем, который нашли на жертве. И его отпускают". Также, по словам Дерепы, именно их лаборатория помогает успокоиться неуверенным папашам или наоборот уличить в измене супругу (проводят ДНК-анализы на отцовство): "Правда, в большинстве случаев оказывается, что муж зря подозревал жену в неверности".

ПРОВЕРКА У ПСИХОЛОГОВ. Чтобы пополнить ряды экспертов-криминалистов, нужно в течение нескольких лет проходить множество тестов на профпригодность. "Бывает, мы выезжаем и на места преступления. Чего только не насмотришься — убийства, изнасилования!.. Поэтому мы раз в год проходим проверку у психолога. Ведь от нашего эмоционального состояния зависит качество нашей работы, а значит, чья-то судьба. Не все могут справиться с нашими "издержками профессии". Вот были у нас две девушки — после института они прошли жесткий отбор, потом год или даже больше в стажерах проходили… Но в конечном итоге отказались, сказали, что им морально тяжело работать у нас", — говорит Дерепа.