Крупнейшим украинским портам грозит товарный коллапс

3 декабря 2008, 12:46
В двух крупнейших контейнерных морских портах Украины – Одесском и Ильичевском терминалы переполнены импортными товарами. Получатели грузов отказываются забирать их ввиду увеличения таможенных пошлин (на 30%) и усложнения процедуры оформления товаров.

russtek.ru

Соответствующие изменения были приняты правительством для увеличения отчислений в госбюджет, а также уменьшения показателя негативного сальдо торгового баланса. В частности, только в Одесском порту скопилось более 35 тысяч контейнеров с импортными потребительскими товарами для Украины.

Другая причина скопления грузов — бизнес не может вовремя оплатить товары из-за проблем с покупкой доллара.

Реклама

Так, в Одесском порту скопилось более 35 тысяч контейнеров с импортными потребительскими товарами для Украины. Большая часть грузов — одежда, обувь, бытовая техника из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и США. "Количество свободных контейнеров на сегодняшний день составляет только около тысячи, — сообщила пресс-атташе начальника Одесского морпорта Елена Гиряева. — Их на долгое время не хватит". По этой причине представители предприятия допускают прекращение перевалки грузов уже через неделю.

Экономисты утверждают, что на скопление грузов в морпортах повлияли и другие факторы, вызванные экономической нестабильностью в стране и мире. "Свою роль сыграл и резкий скачок курса доллара, — считает член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Николай Круглов. — Люди просто не в состоянии купить валюту и расплатиться за товар, к тому же неизвестно, каким курс будет завтра".

Остальные морпорты столкнулись с последствиями кризиса по-другому. В первую очередь резко упали объемы перевалки металла, составляющего значительную долю в общем объеме грузов. "Это влияет на общую финансовую ситуацию (на предприятии), но мы стараемся искать новые грузы", — говорит помощник начальника Мариупольского морского порта Михаил Куклин. По его словам, в последние несколько месяцев удалось увеличить объемы перевалки угля и пшеницы. "Пока ориентируемся на эти отрасли. Ситуацию на следующий год прогнозировать не берусь", — отметил Куклин.

Реклама

Подобная ситуация и в морском торговом порту "Южный" (Одесская область). Из четырех украинских горно-обогатительных комбинатов, с которыми работало предприятие, три (кроме Полтавского) практически прекратили отгрузку своей продукции. Уменьшило объемы поставок и одно из крупнейших предприятий региона — Одесский припортовый завод. "Чтобы выйти из создавшегося положения, мы переориентировались на транзитные грузы, — сообщили в пресс-службе порта. — В ноябре основной акцент был сделан на перевалке российских транзитных углей и коксующегося угля в направлении Новолипецка".

Однако в порту ожидают, что в начале следующего года доходы в любом случае снизятся. "Заметно возросла доля низкотарифного угля в общем объеме грузов, естественно, это влияет на прибыль", — объясняют в пресс-службе.

В Херсонском порту, напротив, отмечают увеличение грузоперевалки. "За текущий год нами уже переработано 4 миллиона тонн грузов, — утверждает помощник начальника порта Мирон Губан. — Так что этот год мы закрываем с нормальными показателями". Значительную часть перевалки порта составляет продукция меткомбината "Запорожсталь", с которым в прошлом месяце жители Херсона подписали контракт. "Мы уже получили 65 вагонов проката, который переправляем в Турцию, — рассказывает Губан. — Если планы на следующий год по перевалке около 600 тысяч тонн будут соблюдены, мы нормально переживем кризис".