Крым под прицелом: эксперты говорят, что действия активистов отторгают полуостров

22 сентября 2015, 08:10
Правоохранители занялись проверкой фур, а активисты хотят создать пропуска для таксистов

Активисты отрезали полуостров от поставок. Фото: соцсети

Фото: Соцсети

Реклама

Вот уже третьи сутки идет "продовольственная блокада" Крыма. В полдень 20 сентября украинские активисты остановили основные транспортные потоки на полуостров и не пускают грузовые автомобили, едущие на юг.

Перекрыто три магистрали, проходящие через пункты пропуска "Чаплинка", "Чонгар" и "Каланчак". На дорогах выставлено бетонное заграждение, а активисты, нарисовав на асфальте "зебру" и держа в руках флаги, переходят дорогу.

20 сентября. Акция была инициирована Меджлисом крымскотатарского народа. Помимо общественников на границу приехали ряд народных депутатов: Мустафа Джемилев, Владимир Парасюк, Игорь Луценко, а также глава Меджлиса Рефат Чубаров. Парламентарии заблокировали своими авто проезд через пункт пропуска "Чаплинка". Еще в перекрытии границы участвует около 100 активистов "Правого сектора".

Реклама

Ранее лидеры активистов представили документ "Требования участников гражданской блокады Крыма к властям РФ", в котором перечислили ряд требований, в числе которых – освобождение украинских политзаключенных Надежды Савченко, Олега Сенцова, Александра Кольченко, Александра Костенко, Ахтема Чийгоза, Мустафы Дегерменджи, Али Асанова и Таира Смедляева. А также прекращение преследования крымских татар, свободные условия работы для украинских СМИ, иностранных журналистов и снятие запрета на въезд в Крым лидерам крымскотатарского народа.

В момент начала акции на границе с Крымом сразу же образовалась огромная очередь из фур. Легковым и пассажирским автомобилям дорога была открыта. Однако дальнобойщики решили в знак протеста полностью блокировать движение и частного – легкового и пассажирского транспорта.

Реклама

Один из грузовиков на некоторое время перегородил дорогу, пока к нему не подошел замначальника ГУ МВД в Херсонской области Илья Кива. "Согласовывайте свои действия с оргкомитетом. Если каждый из нас будет делать что хочет – это превратится в бардак. Вы поняли меня?", – спросил Кива у водителя и, услышав положительный ответ, щелкнул пальцами: "Выполняйте!".

Стоит отметить, что государственная машина не препятствует проведению блокады, но и каких-либо заявлений, поддерживающих происходящее, на Банковой не делали. Говорить о сроках снятия блокады – пока рано. "Это не акция, организованная государством, она проводится конкретными людьми. Что у этих людей в голове,  мне неизвестно, все зависит от них", – говорит экс-министр курортов Крыма Александр Лиев.

А вот правоохранители отмечают, что нынешняя акция перекроет незаконный поток средств. "Гражданская блокада Крыма убивает коррупционные миллиардные таможенные и пограничные схемы обогащения. То, что не смогла государственная система или не хотела, смог народ!", – заявил Илья Кива.

А вот правоохранители отмечают, что "гражданская блокада Крыма , убивает коррупционные миллиардные таможенные и пограничные схемы обогащения .То, что не смогла государственная система или не хотела , смог народ!", – заявил Илья Кива.

21 сентября. Утром понедельника в Херсонской области в очередях на въезд в Крым у украинских контрольных пунктов въезда-выезда находилось более 200 грузовых автомобилей, которые перевозили тысячи тон различных продуктов. Россельхознадзор отчитался, что за прошедшую неделю, до момента блокады Крыма, с материковой части Украины в Крым было ввезено 8881,7 тонны товаров. В том числе: овощей – 4006,9 тонны; картофеля – 2238,8 тонны; фруктов – 2421,8 тонны, сухофруктов – 110,6 тонны, мукомольно-крупяной продукции – 96 тонн, прочих – 7,6 тонны. Также было импортировано 13420 штучных товаров растительного происхождения и 60 кубометров лесоматериалов.

В принципе подобный объем поставок сохранялся и в предыдущую неделю и не сильно варьировался. Тем не менее, теперь с материковой части Украины полуостров отрезали и от этих поставок.

Эксперты считают, что подобное ограничение может иметь негативный эффект для Украины. "Фактическим мы сами отторгаем Крым, – полагает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.  – Да, границу фактически заблокировали, но транспортировка продуктов будет через море. А жители Крыма раз и навсегда проклянут Украину".

В свою очередь глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко рассказал, что продовольственная блокада Крым не вернет – для этого нужны более кардинальные вещи.

"Даже если удастся перекрыть поставку товаров в Крым, полуостров это не вернет. Нужно говорить об этом честно. Поставка украинских товаров в Крым не означает признания его российским. Раскол Германии оценивали критично, но торговля между ФРГ и ГДР была. Более того, у самих крымских татар неоднозначная позиция: они против поставок продуктов питания, но при этом они были первыми, кто выступил против перекрытия границы", – говорит Фесенко.

Эксперты говорят, подобные блокады в мировой истории – вещь далеко не новая. К примеру, Охрименко привел Кипрский спор – полуостров поделен на Северную и Южную зону, и там также есть различные виды блокады.

"Там все это длится уже 50 лет, – рассказывает Александр Охрименко. – Вот и у нас так делают. Вместо того, чтобы приманить, мы, наоборот, отвергаем Крым. Тут чисто меркантильный интерес. Татары хотят поставить хаб, чтобы люди покупали у них товары".

Напомним, ранее глава Меджлиса Рефат Чубаров призвал правительство создать в Херсонской области, на админгранице с Крымом продуктовые хабы – розничные рынки. "Если здесь, на территории Украины, будут построены такие продовольственные центры, хабы, тогда наши олигархи будут вынуждены работать в прозрачной системе, и эти деньги будут оставаться в Украине, в частности в Херсонской области", – считает он.

По мнению Александра Охрименко, проблему это не решит. "Контрабанда как была, так и будет. Обидно, что подобными методами убиваются всякие попытки реинтеграции Крыма. Обидеть людей легко, а примирить – сложно. Это удар не против Путина, это удар против жителей Крыма", – считает он.

22 сентября. Поскольку попасть на полуостров пока не удастся, дальнобойщики начали разворачивать грузовики и уезжать с заблокированной дороги. Правоохранители тем временем начали проверять тяжеловозы.

"На КПП "Каланчак" дальнобойщики разъезжаются, – сообщил Илья Киева. – Были созданы оперативные группы из числа сотрудников ОБЭП и ГАИ, приглашены сотрудники прокуратуры, которые начали проверять документы и законность затаможенного груза и фирм отправителей".

Стоит отметить, что накануне вечером стало известно, что организаторы акции планируют контролировать и передвижение автомобилей такси на полуостров. Активисты хотят создать своеобразные пропуска для таксистов, без которых попасть на полуостров будет нельзя.

Вместе с тем, экс-министр курортов Крыма Александр Лиев говорит, что решение о блокаде Крыма – это акция, которая повлияет не столько на экономику, сколько на информационное пространство и на переговорный процесс. Но пока единственный плюс от этой акции – в том, что она возвращает тему Крыма в повестку дня и ситуация с полуостровом снова у всех на слуху.

"Кроме информационных результатов – привлечения внимания к проблеме Крыма и Меджлиса, одна из целей – входить в переговоры по поводу работы в сегодняшних условиях и взаимодействия с оккупационными властями, – рассказывает Александр Лиев. – Если по "ДНР" и "ЛНР" идет хоть какой-то переговорный процесс в минском формате, то по Крыму диалога нет вовсе. Если в минском формате стороной является экс-президент Кучма, то здесь, судя по всему, стороной пытается выступить Меджлис. А на мой взгляд, стороной должно выступить  государство Украина".