Крымские татары объявили 30-дневную голодовку. Политолог: "Они рассчитывают на признание у властей"

16 мая 2012, 07:29
Милиция увезла четырех из 11 активистов в райотдел, а в Меджлисе не хотят делить площадь с оппозицией

Ради закона требуют восстановить права репрессированных. Фото: Е. Середа

В преддверии Дня памяти жертв депортации крымскотатарские оппозиционеры объявили о начале 30-дневной голодовки. Вчера в Симферополе на площади Ленина собрались около 20 человек, среди которых были старики и женщины с детьми: они требовали от украинского правительства до 18 мая принять проект закона "О восстановлении прав и реабилитации репрессированного крымскотатарского народа", подготовленного общественной организацией "Милли Фирка".

По словам Ришата Аблаева, председателя исполкома Крымскотатарского Народного Фронта (объединяет "Милли Фирка", "Поколение Крым", Крымскотатарский блок и другие организации), сидеть месяц на площади без еды готовы 11 человек: "Раз правительство Украины не хочет заниматься нашими проблемами, мы берем все полномочия на себя. Мы в последний раз ставим условие. На его основании мы сможем вернуть отнятые права, получить компенсацию за имущество, вернуть дома, пользоваться льготами при оплате коммунальных и прочих услуг". Однако даже начать голодовку успели не все активисты. Сотрудники милиции заявили, что проведение митинга было запрещено решением админсуда АРК, и четырех общественников отвезли в райотдел для составления протокола. Остальные же не отступились и остались на площади.

Реклама

В Меджлисе не медлили с реакцией на активность оппозиционеров. Зампредседателя крымскотатарского представительного органа Рефат Чубаров называет акцию провокацией: "Каждый может отстаивать свои права по-своему, но не в ущерб кому-то. Люди, которые вчера начали голодовку, прекрасно знают, что 18 мая на площади Ленина состоится ряд траурных мероприятий, посвященных памяти жертв депортации. В 12:00 пройдет Международная акция "Минута Скорби и Единства". А организатором выступает именно Междлис. Они специально сделали свою акцию под эту дату, ведь никаким другим способом привлечь к себе внимание у них не получается. К нам требований они не выдвигали. Да и могут ли они упрекать людей, которые пытаются делать хоть что-то?"

Председатель рескома по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Эдуард Дудаков также поддерживает версию провокации. "Все знают, что за день 18 мая. И тут какая-то группа, которая называет себя оппозицией, заявляет, что голодать на площади они будут именно в этот же день. Ну неужели нет возможности выбрать другую дату? И в конце концов, площадей в городе полно. Можно проводить акции и на других. То есть, этими действиями они подталкивают к столкновению с Меджлисом. Ну как так, люди придут на траурный митинг, а там сидит 15 человек и голодает? И, кстати, где сторонники, которые должны их поддерживать?" – возмущается Эдуард Мугарремович.

Реклама

Голодать на жаре будут старики и даже женщины с детьми. Фото: Е. Середа

ПОЛИТОЛОГ: "ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ВЛАСТЕЙ"

Как считает крымский политолог Александр Форманчук, то, что начало голодовки приурочили именно к 18 мая, было легко спрогнозировать: "Провокации стоило ожидать. Это попытка достучаться до диалога с властями, которого у них нет. А чтобы облечь все в народную обертку, пришлось изобретать голодовку. Но нет ни вины Меджлиса, ни крымских властей, что закон не принимается. Дело в том, что для украинского правительства — это очередная головная боль". Политолог подчеркнул, что вряд ли оппозиция добьется скандала, на который рассчитывает: "Траурные мероприятия обязательно состоятся и пройдут по плану. Это день памяти, а не день голодовки".

Реклама

Его коллега Владимир Джаралла уверен, что митингующие рассчитывают на признание у властей. "С такой тактикой они просто хотят набрать авторитет, чтобы стать реальной альтернативой Меджлису. Люди, которые стоят на площади, — это те, кто ранее входили в систему Меджлиса, однако по тем или иным причинам ушли от Мустафы Джемилева. Это не марионетки в чьих-то руках. Мы видим внутренний процесс в крымскотатарской системе власти — борьбу за нее".