Кто лечит онкобольных украинцев?

7 декабря 2016, 16:48

В декабре заканчивается действие госпрограммы по онкологии. Грядущую панику чиновники сглаживают объяснениями – государство всего лишь сместит акцент на профилактику, деньги на препараты будут выделять. 445 млн. гривен на закупку лекарств на 2017 год уже предусмотрены. Но врачи и пациенты остаются заложниками однобокого подхода, ведь лечение рака — это не только химиотерапия и сопутствующие препараты.

Расхожая фраза, что правильный диагноз – это половина успеха лечения, уместна и в онкологии. Вторая половина зависит от правильного комбинированного лечения – операции, облучения, химио- и таргетной терапии, реабилитации. Мировой опыт комплексного подхода к лечению рака стал возможным в Киевском городском онкологическом центре, когда 5 лет назад открылось специализированное отделение "Центр ядерной медицины".

Реклама

"Вне всяких сомнений, очень важно обеспечивать заболевших дорогостоящими химиопрепаратами. Но нужно еще и диагностическое оборудование, радиотерапевтическое. Госпрограмме надлежит охватывать и реабилитацию: жизнь после лечения. Кроме этого, в бесконечной медицинской реформе необходимо учесть высокую стоимость лечения, диагностики и реабилитации больных раком. А главное, самостоятельно ни один регион не в состоянии лечить своих жителей от рака", — говорит главный врач Киевского городского онкологического центра Александр Клюсов.

Исправить ситуацию местными программами и финансированием, по мнению главврача онкоцентра, не удастся. Взять на себя часть затрат на онкологию под силу, разве что, столичной городской администрации. В этом году бюджетом города впервые удалось полностью покрыть потребность Центра для проведения радионуклидных исследований, которые являются мировым стандартом высокоточной диагностики. Но развивать технологию, чтобы выявлять больше видов рака, финансово не под силу.

"У нас есть возможность производить не только фтордезоксиглюкозу. Мы можем выйти на другой уровень: производить радиоизотопы, которые будут определять опухоли головного мозга, почек, мочевого пузыря, предстательной железы. Есть куда развиваться, но пока нам важно хотя бы существующим радиофармпрепаратом удовлетворить потребность киевлян", — говорит руководитель "Центра ядерной медицины" Татьяна Говоруха.

Реклама

Если финансирование выделять только на отдельные направления или мероприятия в онкологии, вся отрасль все равно будет оставаться в упадке. Поэтому новые модели борьбы с раком должны быть приняты на государственном уровне, что и происходит в большинстве стран. Например, в Израиле – одна из самых успешных госпрограмм по онкологии. Профессор Кутен, который много лет работает в Больнице израильской онкологии LISOD, подчеркивает, что роль государства должна быть ключевой в решении проблемы.

"Комплексное лечение рака – это проблема международного значения. В развитых странах лечение меланомы может обойтись пациенту в 20 тыс. долларов в месяц. Такая же ситуация с раком почки и легкого. Проблема должна решаться на уровне государства. Например, в моей стране, Израиле, очень хорошо развита система медицинского страхования. Большинство препаратов, необходимых для лечения онкологических пациентов, входят в так называемую "корзину здоровья" и предоставляются бесплатно", — говорит клинический онколог Больницы израильской онкологии LISOD Авраам Кутен.

Не секрет, что, исходя из финансовых возможностей, пациенты в Украине вынуждены проходить лечение в нескольких медучреждениях. Если пациент попадает в городскую больницу, ему остается надеяться, что государство закупило тот препарат, который нужен именно в его случае.