Кто такие споттеры и что такое подзаборинг

7 октября 2017, 10:00
Споттеры знают о самолетах больше специалистов, а ради фото редкого лайнера готовы часами сторожить на краю взлетной полосы, вызывая недовольство службы охраны

Споттеры в засаде. Фото: А. Мазур

Человек, бывающий в аэропортах от силы пару раз в год, их не заметит. Те, кто летает чаще, наверняка хотя бы раз обращали внимание на людей, вооруженных камерами с внушительного вида объективами. Чаще всего их можно встретить на смотровых площадках: они, щурясь, высматривают что-то, известное только им, на взлетных полосах, рулежках и перронах. Особо наблюдательные могут заметить таких персонажей возле заборов, ограждающих территории аэропортов. Они — представители сообщества споттеров: так называют тех, кто увлекается фотосъемкой самолетов.

Популярная версия происхождения хобби гласит, что истоки его — в британском "Королевском корпусе наблюдателей". В годы Второй мировой войны в нем обучали добровольцев распознавать вражеские самолеты и сообщать о них противовоздушной обороне.
На самом деле интерес к самолетам сидит в большинстве мальчишек. Просто у одних эта любовь заглушается жизненными обстоятельствами, а у других находит проявление в таком необычном хобби. В наши дни они составляют уже всемирное сообщество, с которым сотрудничают аэропорты и авиакомпании.

Реклама

В споттинге сложилось несколько направлений. Самый распространенный — фотосъемка. Но есть среди споттеров те, кто охотится за определенными машинами. Кто-то собирает коллекции ливрей (раскраска фюзеляжей). Появился уже и радарный споттинг: в этом случае даже в аэропорт ехать не нужно — споттер имеет дело с данными, которые через интернет поступают на его компьютер от радиолокаторов.

"Авиаспоттинг особенно развит в Западной Европе и США, — рассказывает авиаблогер и путешественник Александр Чебан. — Мне повезло увидеть даже редкий сегодня тип споттеров, которые не фотографируют самолеты, а лишь записывают их регистрационные номера в блокнот. Это, так сказать, исконный споттинг, появившийся гораздо раньше, чем фотографический. Такого в Украине не встретишь. А в крупных аэропортах Европы можно заметить таких уникумов на смотровых площадках аэропортов".

Украинские споттеры приоткрыли дверь в мир их необычного увлечения и журналисту "Сегодня".

Реклама

Дмитрий Бирин: "Люблю снимать редкие самолеты"

"Фотографией я увлекся еще в первом классе, — рассказывает киевский споттер Дмитрий Бирин (сейчас нашему собеседнику — 41). — А в споттинг пришел уже взрослым, после первого действительно далекого полета — в Бангкок. В Абу-Даби впервые увидел международный аэропорт с аэродромной техникой, рядами больших самолетов. Вот тогда во мне что-то щелкнуло. Когда вернулся, начал читать литературу, даже купил авиасимулятор для компьютера. Стал разбираться с типами самолетов, нашел украинский споттерский сайт. Стал ездить в "Борисполь", пешком обошел забор вокруг аэропорта. Нашел места, где споттеры собираются ради хорошего ракурса. Там начал знакомиться с теми, для кого в порядке вещей — приехать в дождь под забор аэродрома в Гостомеле и часами мокнуть, чтобы сфотографировать "Мрію".

Однажды совершенно случайно снял в "Борисполе" громадный CC-177 Globemaster

Реклама

СООБЩЕСТВО.В Украине уже сформировалось солидное сообщество: помимо Киева, споттеры есть во многих больших городах Украины. Большие споттерские тусовки есть во Львове, Одессе, Харькове, Николавеве. Огромную роль в организации сообщества играет редактор сайта Spotters.Aero Игорь Лесив: благодаря его энтузиазму наладилось взаимодействие аэропортов и споттеров.

О СЪЕМКЕ.Сначала все снимают машины на фоне неба. Потом начинаешь искать творческие сюжеты: вписывать в кадр с самолетом облака, отражения, использовать необычные ракурсы, разные типы объективов.

ПАМЯТНЫЙ КАДР.Как-то сдал в ремонт телеобъектив, на хозяйстве оставался только широкоугольник. Но что можно снять с ним под забором аэропорта? Такая оптика там не годится. И все равно поехал в "Борисполь". В тот год на месте съемки зрела пшеница. Ее там ни до, ни после этой истории не было. Только подсолнухи. Я улегся в пшеницу и просто фоткал небо. Так и вышел кадр с самолетом и колосьями, ставший "знаменитым". Еще люблю снимать самолеты, которые редко в наших аэропортах появляются. Но такое случается, разве что когда гости слетаются на инаугурацию нового главы государства".

Гость издалека. Канадский транспортный самолет CC-177 Globemaster в столичном аэропорту. Фото: Д. Бирин

Удача. Один из своих знаменитых снимков Дмитрий сделал абсолютно случайно, без надежды на успех. Фото: Д. Бирин

Игорь Лесив: "Хочу в своих фото фиксировать историю авиации"

"Споттинг стал продолжением моей профессии, — говорит 44-летний Игорь Лесив. — С 1991 года я служил в авиации ПВО, теперь работаю в гражданской авиации. Да и живу в Борисполе к тому же.

Для Игоря хобби слилось с работой

СООБЩЕСТВО.Подавляющее количество украинских споттеров (их уже больше сотни) — мужчины. Если говорить о возрасте, то здесь очень показательна регистрация участников на съемку в аэропортах: там нужно указать удостоверение личности и место работы. Записываются как мальчишки без паспорта, так и пенсионеры. Еще одно наблюдение: с возрастом меняется восприятие хобби. Новички рвутся охватить все, а потом каждый находит что-то свое. Отдельно упомянул бы пилотов и вообще тех, кто работает в авиации. У них огромные возможности для съемки! Тем более что на споттинг службы безопасности уже не смотрят косо. Даже военные с нами уже сотрудничают
.
Помимо фотоспоттеров, чаще всего попадающихся на глаза, есть и "невидимки", следящие засамолетами с помощью радаров прямо из дому. Таких на всю Украину человек 30.

Своеобразным клубом, где наше сообщество делится своими работами и обсуждает их, стал сайт Spotters.Aero. Даже те, кто далек от этого хобби, может там найти много интересного или опубликовать фото, касающиеся авиации. Так можно сохранить какие-то уникальные кадры, ценность которых их владелец может даже не осознавать.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.Для меня участие в сообществе споттеров стало способом сохранения истории авиации".

Уже прошлое. Ту-154 — самый массовый реактивный пассажирский самолет в Советском Союзе. Фото: И. Лесив

Валерий Сердюк: "Всегда интересна кабина пилотов"

"Мои школьные годы прошли в Умани, в непосредственной близости от военного аэродрома, — говорит Валерий Сердюк. — Когда дед купил "Зенит", я начал втихаря брать у него фотоаппарат и бегать снимать самолеты. За этим занятием меня часто ловили, пленки засвечивали... Когда вырос и переехал в Киев, то по делам должен был часто ездить в Борисполь и проводить там по несколько часов. Чтобы не тратить время зря, опять начал снимать самолеты. Сейчас мне 44, и я считаю себя споттером со стажем.

Валерий во всеоружии

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.Я стремлюсь показать, как самолет смотрится в движении — на взлете или посадке. Меня совсем не интересуют его регистрационные номера и тому подобные детали биографии. Правда, копаться в "паспортных данных" самолетов приходится вопреки желанию — потому что, когда постишь фото на специализированном сайте, следует указывать минимальные сведения о машине, попавшей в кадр.

Нравится делать фото в кокпите (кабине пилотов). Во-первых — далеко не каждый может сюда попасть. Во-вторых, интересно потом рассматривать на снимке всевозможные детали — где какая ручка на панели, или как кресла экипажа расположены.

Иногда получаются совсем неожиданные снимки. Например, когда в силу обстоятельств истребитель вдруг оказывается на центральной улице украинского райцентра".

Необычная ситуация. Истребитель МиГ-29 буксируют по центральной улице Василькова. Фото: В. Сердюк

Гостомель. Военно-транспортный самолет Ан-70 мог бы решить многие задачи, стоящие перед Вооруженными Силами Украины. Фото: В. Сердюк

Олег Беляков: съемка в Украине привлекает своей непредсказуемостью

"Интерес к самолетам у меня появился лет с трех. Увлечение фотографией появилось ненамного позже. Вместе с отцом начал печатать фото лет с шести. А в двенадцать увлечения, так сказать, "встретились" – я начал снимать самолеты.

О ТВОРЧЕСТВЕ.Не понимаю, как можно постоянно снимать самолеты на фоне голубого неба. Это же совершенно скучное дело с точки зрения фотографа. Такое занятие не по мне. Кроме случая, когда появляется новый самолет, интересный с технической точки зрения.

В то же время, одну и ту же машину могу снимать множество раз в разных погодных условиях и ситуациях. И самолет всегда будет выглядеть по другому. Но вот для "чистого" споттера это как раз неинтересно. В целом же люблю снимать все, что имеет отношение к авиации: события, связанные с самолетом, элементы конструкции крупным планом. Хорошо "вставить" машину в красивый рассвет или закат. Единственное условие – самолет должен оставаться главным объектом в кадре.

О ХОББИ.Мне посчастливилось поездить по миру. Снимал везде. За исключением Австралии и Южной Америки. Очень хорошо фотографировать в Англии. В тамошних аэропортах трафик не сравнить с нашими. И погодные условия просто идеальны для споттинга. В Украине же интересна непредсказуемость в съемке самолетов, Например, в таких местах как Гостомель. Здесь часто начинается лотерея: с какой стороны и когда самолет сядет – неизвестно. Однажды, подстерегая Ан-70,  просидел несколько часов на крыше почти достроенного дома рядом со Святошинским аэродромом. Еле убедил строителей, что занимаюсь очень важным делом.

Споттеры и безопасность аэропортов: конфликт остался в прошлом

"Мое общение с споттерами началось несколько лет назад с курьезного случая, — рассказывает руководитель пресс-службы аэропорта "Киев" Галина Богданенко. — Я только пришла работать в аэропорт и на первой же пресс-конференции ко мне подошла журналистка и спросила: "Споттинги в Жулянах будете проводить?" Тогда пришлось честно признаться, что не понятия не имею, о чем меня спрашивают!

Когда руководство аэропорта впервые пригласило ребят на съемку, те несказанно удивились и обрадовались — ведь у бывалого споттера в послужном списке обязательно есть несколько историй задержаний за "подзаборинг" (шутливое название съемки самолетов через ограждение вокруг взлетного поля). Но когда споттинги получили легальный статус в аэропорту "Киев", то оказалось, что мы имеем дело с людьми дисциплинированными и ответственными. А еще — фанатами авиации, в каких-то аспектах знающих, чем профессионалы.

Эти ребята могут по звуку двигателей и конфигурации огней определить тип самолета, а то и рассказать его историю. Они коммуникабельны, готовы к сотрудничеству и благодарны, если компания и аэропорт идут навстречу их увлечению. Для них каждое наше приглашение — всегда событие. В отличие, кстати, от штатных журналистов, у споттеров живой интерес к авиации.

Большинство представителей СМИ работают в пределах профессиональных обязанностей, и не будут рваться выйти на поле или зайти в салон самолета. Случайные люди на споттингах быстро начинают скучать, просят увести их со взлетной полосы. Споттеры же могут часами ожидать на жаре опаздывающий самолет.

В наше время сотрудничество аэропортов и споттеров взаимовыгодно. Эти люди с удовольствием делятся с нами фото, готовят толковые публикации в соцсетях, причем делают это оперативно. Всегда откликаются на приглашения посетить какие-то события в аэропорту, приходят на пресс-конференции. Нам это также интересно и выгодно — ведь споттеры способствуют формированию позитивного образ аэропорта и авиакомпаний.

Наконец, многие из них — художники. Казалось бы, вывозишь их на одну и ту же локацию, к одному и тому же самолету, а фото у всех разные".